Цели: уметь решать задачи на встречное движение, вывести формулу зависимости между величинами S, vсбл. и tвстр., составлять по схемам взаимно-обратные задачи; закреплять умение анализировать и решать задачи, находить ошибки в решении примеров; развивать логическое мышление, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: примеры с «окошками», таблица (см. п. 1, с. 89), формулы.
ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цели: уметь решать задачи на встречное движение, вывести формулу
зависимости между величинами S, vсбл. и tвстр., составлять по схемам взаимно
обратные задачи; закреплять умение анализировать и решать задачи, находить
ошибки в решении примеров; развивать логическое мышление, речь, навыки
устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля.
О б о р у д о в а н и е : примеры с «окошками», таблица (см. п. 1, с. 89),
формулы.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите:
– Какие цифры пропущены?
2. Поиск закономерности.
– Установите закономерность и найдите следующие три числа в каждом
ряду:
20, 22, 24, …
2, 4, 8, 16, …
1, 3, 9, …
3. Решение задач.
От куска проволоки длиной а м сначала отрезали b м, а потом еще k м.
Объясните, что означают следующие выражения:
b + k, a – (b + k), b – k, a – b – k?
(b + k – сколько всего метров проволоки отрезали;b – k – на сколько метров проволоки в первый раз отрезали больше, чем
во второй;
Четыре одинаковые бочки вмещают 28 ведер воды. Сколько ведер воды
могут вместить 10 таких бочек?
(28 : 4 10 = 70 (ведер).)
Два велосипедиста едут навстречу друг другу. Скорость одного
велосипедиста составляет 12 км/ч, а скорость второго – 14 км/ч. Они
встретились через 3 часа. Какое расстояние было между велосипедистами
первоначально?
– Чем интересна данная задача?
(Это задача на встречное движение двух велосипедистов, которые
вышли одновременно с различной скоростью и встретились через 3 часа.)
– Как ответить на поставленный вопрос?
(Находим, какое расстояние проехал до встречи каждый велосипедист.
Затем вычисляем сумму полученных результатов. Результат – это и есть
расстояние между велосипедистами в начале движения.)
– Есть ли другой способ решения задачи? (Проблема!)
Постановка учебной задачи: научиться решать задачи на встречное
движение.
III. Открытие нового.
1. Формула зависимости между величинами в задаче на встречное
движение.
№ 1, с. 89 – с подробным объяснением.
а) Анализируя чертеж и заполняя таблицу, учащиеся замечают, что:
t, ч
0
1
2
3
4
5
t
d, км
300
300 – (20 + 40) 1 = 240
300 – (20 + 40) 2 = 180
300 – (20 + 40) 3 = 120
300 – (20 + 40) 4 = 60
300 – (20 + 40) 5 = 0
300 – (20 + 40) tvсбл. = 20 + 40 = 60 (км/ч);
d = 300 – vсбл. t.
Таким образом, через определенное время велосипедист и мотоциклист
встретятся, так как движутся навстречу друг другу и расстояние между ними за
каждый час последовательно уменьшается на 60 км.
б) tвстр. = S : vсбл.
в) S = (v1 + v2) t
S = vсбл. t
(Открытие!)
– формула зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
– Вернемся к задаче о двух велосипедистах.
– Как же можно решить задачу другим способом?
(Вычислить скорость сближения:
vсбл. = 12 + 14 = 26 (км/ч)
S = 26 3 = 78 (км).)
2. Решение задач.
№ 2, с. 90.
– Прочитайте внимательно задачу.
– Используя чертеж, предложите решение задачи.
Чтобы узнать, какое расстояние было между поездами через 3 часа после
выхода, можно:
I с п о с о б .
1) 70 3 = 210 (км) – расстояние, которое проехал первый поезд.
2) 80 3 = 240 (км) – расстояние, которое проехал второй поезд.
3) 210 + 240 = 450 (км) – расстояние, которое два поезда проехали за 3 часа.
4) 600 – 450 = 150 (км) – расстояние между поездами через 3 часа.
II с п о с о б .
1) 70 + 80 = 150 (км/ч) – скорость сближения поездов.
2) 150 3 = 450 (км) – путь поездов за 3 часа.
3) 600 – 450 = 150 (км).
– Какой вывод можно сделать?
(Второй способ более удобный, так как меньше выполняется действий.)
– Как узнать, через сколько времени произойдет встреча поездов? Выберите
наиболее удобный способ.
(tвстр. = S : vсбл.
600 : 150 = 4 (ч) – время встречи.)IV. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Взаимнообратные задачи.
№ 4, с. 90.
– Составьте по схемам взаимнообратные задачи.
– В чем их особенность?
– Что получилось?
2. Вычисления.
№ 10, с. 92 – самостоятельно.
– Найдите ошибки.
– Попытайтесь объяснить, в чем причина данных ошибок?
(Анализируя решенные примеры, учащиеся находят ошибки, объясняют
их причину и решают правильно.)
№ 12, с. 92 – групповая работа.
О т в е т : ВАЛТОРНА (валторна – музыкальный инструмент).
3. «Давайте подумаем».
№ 11, с. 92.
9
14
9
4
1)
13
14
23
7
10
17
10
8
10
8
10
(м) – за вторую секунду;
5
10
9
10
7
10
2)
V. Итог.
– Что нам удалось открыть? Расскажите.
– Имеет ли какоелибо практическое значение открытая нами формула?
– Объясните на конкретном примере.
15
10
24
(м).Домашнее задание: № 3, с. 90; № 7, с. 91.