Цели: узнать способы построения точки по ее координатам; закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, выполнять действия с именованными числами, устанавливать порядок действий в выражении; повторить соотношение единиц массы, площади, длины, времени; формулы площади фигур, задачи на одновременное движение; развивать внимание, память, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, познавательные интересы.
Оборудование: формулы площади (п. 3, II), рисунок (п. 4, II), образцы координатных плоскостей для работы у доски.
ПОСТРОЕНИЕ ТОЧЕК
ПО ИХ КООРДИНАТАМ
Цели: узнать способы построения точки по ее координатам; закреплять
умение анализировать и решать задачи разного вида, выполнять действия с
именованными числами, устанавливать порядок действий в выражении;
повторить соотношение единиц массы, площади, длины, времени; формулы
площади фигур, задачи на одновременное движение; развивать внимание, память,
речь, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа,
познавательные интересы.
О б о р у д о в а н и е : формулы площади (п. 3, II), рисунок (п. 4, II), образцы
координатных плоскостей для работы у доски.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
Из ряда чисел выберите те пары, произведения которых заканчиваются
двумя нулями:
175, 2, 4, 50, 35, 200, 400.
Выполните устно вычисления.
Что вы заметили? Какие знания использовали?
375 + 427 + 25; 25 17 4;
865 + 160 25; 2 145 5;
546 + 172 + 28; 60 31 50.
2. Единицы величин.
Сравните. Что нужно вспомнить?
3
4
1
2
1
4
3. Задачи.
Укажите решение задач.
Что нужно знать, чтобы правильно решить задачи данного вида?
1
т … 700 кг; 8
3
мин … 50 с; 4
4
дм … 20 мм; 5
т … 100 кг;
ч … 40 мин;
м … 90 см.2
а) Длина стороны прямоугольника а см, а ширина составляет 3
длины.
Чему равна площадь данного прямоугольника?
б) Площадь прямоугольного треугольника 20 дм2. Длина одного из катетов
b дм. Чему равна длина другого катета?
в) Чему равна сторона участка квадратной формы, если его площадь 49 м2?
Прокомментируйте используемые формулы.
4. Координаты.
Укажите координаты точек А, В, С. (А (1; 2), В (3; 4), С (5; 3).)
Подумайте, как построить точку К по заданным координатам (4; 5)?
(Проблема!)
Постановка учебной задачи: учиться строить точки по заданным
координатам.
III. Открытие нового.
Построение точек по их координатам.
Постройте точку К (4; 5).
(Предложения учащихся.)
№ 1, с. 57 способы решения поставленной задачи. (Открытие!)
№ 2, с. 58 с комментированием, одновременным показом на доске.
Какая фигура получилась? (Шестиугольник.)
IV. Первичное закрепление.
1. Построение геометрических фигур на координатной плоскости.
№ 6(б), с. 59 с комментированием и показом у доски.
(Учащиеся получают прямоугольный треугольник.)
Sтр. = (5 7) : 2 = 35 : 2 = 17 (кв. ед.)№ 6 (а, в), с. 59 самостоятельно.
а) Получают прямоугольник S = 7 4 = 28 (кв. ед.).
в) Прямоугольная трапеция S = Sкв. + Sтр.
П р о в е р к а.
2. Задачи на движение.
№ 8, с. 59 «Блицтурнир».
Самостоятельно. Проверка.
а) S = (a + b) 4 (км); в) v2 = S : 3 m (м/мин);
б) t = с : (х у) (ч); г) d2 = n + (a b) 2 (км).
3. Площадь фигур.
№ 7, с. 59.
Назовите формулы, которые будете использовать для решения задач.
Sкв. = а а; Sпр. = а b; Sпр. тр. = (а b) : 2.
Учащиеся решают самостоятельно по вариантам. Взаимопроверка.
4. Действия с именованными числами.
№ 12, с. 60 с комментированием.
а) (2 ц 7 кг 35 г 46 кг) : 7 = (207 035 г 46 000 г) : 7 = 23 005 г = 23 кг 5 г;
б) (14 км 31 м + 75 км 269 м) 80 = (14 031 м + 75 269 м) 80 = 7 144 000 м
= 7144 км;
в) (5 га 6 дм2 8 а 42 м2) : 42 = (5 000 006 дм2 84 200 дм2) : 42 = 4 915 806
дм2 : 42 = 117 043 дм2 = 11 а 70 м2 43 дм2;
г) (57 мин 28 с + 3 ч 56 с) 50 = 61 мин 24 с 50 = 3684 с 50 = 184 200 с = 2
сут 3 ч 10 мин.
5. Порядок действий в выражении.
№ 13, с. 60. Что вы заметили? Выполните вычисления устно.V. Итог.
Какие открытия вы совершили? Расскажите.
Что узнали нового?
Какие же есть способы восстановления положения точки на плоскости по
координатам? Приведите примеры.
Домашнее задание: № 5, с. 58; № 9, с. 59.