Цели: иметь представление о смешанных числах, уметь представить число в виде суммы его целой и дробной части и сумму в виде смешанного числа; закреплять умение анализировать и решать задачи, составлять программу действий и находить значение выражений, повторить формулу деления с остатком; развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и самоанализа, вычислительные навыки.
Оборудование: «магический» квадрат (п. 2, II), модель числового луча (см. № 5, с. 23), карточки-термины («целая часть», «дробная часть»).
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ
Ц е л и : научиться решать примеры на сложение смешанных чисел, когда в
сумме получается неправильная дробь; закреплять умение выполнять действия
со смешанными числами, находить их местоположение на числовом луче,
анализировать и решать задачи разного вида, умножение и деление многозначных
чисел; развивать память, внимание, речь, логическое мышление, навыки устных и
письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (см. п. 1, II), модель числового луча (№ 5, с.
37 – см. п. 1, V), схема задачи (№ 10, с. 38), кроссворд (№ 15, с. 39).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
1) Восстановите «цепочку» вычислений:
2) Из ряда чисел выберите те пары, произведение которых равно 126:
1, 17, 2, 45, 63, 3, 6, 18, 42, 15, 21, 126.
(126 ∙ 1, 63 ∙ 2, 21 ∙ 6,42 ∙ 3.)
2. Сравнение выражений.
– Не производя вычислений, сравните выражения:
524 ∙ 18 ... 524 ∙ (10 + 8);
135 ∙ 36 ... 135 ∙ 30 ∙ 6;
– Обоснуйте свое мнение.
3. Решение задач.
– Решите задачи устно:
7500 : 50 ... 750 : 5;
5208 : (19 ∙ 2) ... (5208 : 19) ∙ 2.
2
1) В одной коробке 2 7
1
кг печенья, а во второй коробке 2 7
кг печенья.
Сколько килограммов печенья в двух коробках? На сколько в одной коробке
больше, чем во второй?4
2) В магазин привезли капусту на двух машинах. На первой было 5 9
т груза,
3
а на второй – на 1 9
машине?
груза меньше. Сколько тонн капусты привезли на второй
1
3) Два шахматиста сыграли две партии. Первая партия длилась 1 3
ч, а вторая
2
– на 3
ч больше. Сколько часов продолжалась вторая партия?
1
(При решении данной задачи получают в результате следующее: 1 3
3
= 1 3
.)
2
+ 3
– Что можете сказать? (Получилась целая часть и неправильная дробь.)
– Подумайте, как можно поступить? Что же делать дальше? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: рассмотреть случаи, когда при сложении
смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь.
III. Открытие нового.
– Предложите решение данной проблемы.
(Если возникает трудность, то можно предложить записать смешанное
число в виде суммы его частей
3
=> 1 3
3
= 1 + 5
, таким образом заменим неправильную дробь
натуральным числом. Итак, 1 +
3
5 = 1 + 1 = 2.)
– Что же сделали? Сформулируйте вывод.
(Если при сложении смешанных чисел в их дробной части получается
неправильная дробь, то в таком случае из нее нужно выделить целую часть и
прибавить ее к уже имеющейся целой части.) (Открытие!)
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 36 – выполняют действия с фигурами, дописывают равенства.Подтверждение вывода, чтение формулировки в учебнике на с. 36 в
«рамочке».
IV. Первичное закрепление.
1. Отработка правила.
№ 2, с. 36.
а) С комментированием.
– В каком случае действия выполнить сложнее? (Когда неправильная дробь
больше 1.)
– Придумайте свои примеры на сложение с переходом через единицу.
2. Самостоятельная работа.
№ 3, с. 37.
– Выполните действия самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а .
– Были ли трудности при выполнении задания? Если были, то в чем они
заключались?
V. Повторение пройденного.
1. Числовой луч.
№ 5, с. 37 – с комментированием у доски:
2. Сравнение дробей.
№ 9, с. 38 – самостоятельно.
П р о в е р к а :
– Как поставили знаки? Обоснуйте свое мнение.
Обсуждение спорных вопросов.
3. Решение задачи.
№ 10, с. 38.
– Прочитайте задачу.
– Отобразите данные и искомое на схеме.
– Что известно? Что нужно найти? Прокомментируйте решение задачи.1) На сколько увеличилась цена?
2750 : 100 ∙ 10 = 275 (р.).
2) Сколько стоил костюм до повышения цены?
2750 – 275 = 2475 (р.).
О т в е т : 2475 рублей; на 275 рублей увеличилась цена.
4. Вычисления.
15, с. 39 – числовой кроссворд.
П р о в е р к а по конечному результату:
п о г о р и з о н т а л и
а) 63636
б) 91
в) 19
г) 23532
д) 607
е) 706
– Что заметили? Что показалось необычным?
5. Поиск закономерности.
№ 16, с. 39.
Анализируя ряды чисел, учащиеся приходят к выводу:
а) 614220
ж) 56465
з) 614220
п о в е р т и к а л и
VI. Итог.
– Что открыли нового?
– Как складывают смешанные числа?
– Что нужно сделать, если в результате получилась неправильная дробь?
– Приведите пример.
Домашнее задание: № 8, с. 38; № 14, с. 39.