Цели: познакомить учащихся с понятием «вертикальные углы», с отличительными особенностями данного вида углов; закреплять навыки измерения углов с помощью транспортира, складывать и вычитать величины углов; повторить нумерацию многозначных чисел, действия с именованными числами, сложение и вычитание смешанных и дробных чисел; развивать математические способности, логическое мышление, навыки самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: транспортир, модель циферблата (п. 4, II), листы для групповой работы, таблицы результатов (№ 14, с. 25).
ТРАНСПОРТИР
Цели:
познакомить учащихся с понятием «вертикальные углы», с
отличительными особенностями данного вида углов; закреплять навыки
измерения углов с помощью транспортира, складывать и вычитать величины
углов; повторить нумерацию многозначных чисел, действия с именованными
числами, сложение и вычитание смешанных и дробных чисел; развивать
математические способности, логическое мышление, навыки самоконтроля и
самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : транспортир, модель циферблата (п. 4, II), листы для
групповой работы, таблицы результатов (№ 14, с. 25).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
Числовой ряд.
Назовите число:
следующее за числом 99;
предшествующее числу 200;
следующее за числом 19 999;
предшествующее числу 1300;
на 1 меньше числа 900 000;
на 1 больше числа 799 999.
Сколько цифр использовано для записи числа 760 067?
Сколько из них различных?
Разбейте на классы и прочитайте числа:
3506, 45720, 600419, 9750000, 1067503294.
2. Устные вычисления.
Найдите, чему равен результат:3. Решение задач.
Проанализируйте самостоятельно и выберите способ решения:
2
а) Путник прошел 3
км? (6 : 2 3 = 9 (км).)
дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 6
2
б) Мальчик исписал 10 страниц тетради. Это составляет 4
тетради.
Сколько страниц всего в тетради? (10 : 2 4 = 20 (с.).)
3
в) Из куска материи длиной 96 м взяли 8
ткани. Сколько метров взяли?
(96 : 8 3 = 36 (м).)
4. Виды углов.
Работа с моделью циферблата.
Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:
в 3 ч; в 10 ч; в 3 ч 30 мин;
в 5 ч; в 6 ч; в 2 ч 30 мин?
Величину какого угла вы можете назвать?
Обоснуйте свое мнение.
Величину какого угла вы не сможете назвать? Почему? Объясните.
Постановка учебной задачи: отрабатывать навык использования
транспортира для измерения величины углов.
III. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Измерение углов.
№ 1, с. 22 измерение углов, нахождение суммы их величин.
№ 2, с. 22 измерение углов, нахождение разности их величин.
№ 3, с. 22 смежные углы.
№ 4, с. 22 построение смежных углов, измерение их, нахождение суммы.
Какой вывод можно сделать?
(Сумма смежных углов равна 180°.)
№ 5, с. 23.
Какой чертеж в результате вы получили? Данные углы называются вертикальными.
Попробуйте объяснить почему?
(Два угла называют вертикальными, если стороны одного угла являются
продолжением сторон другого угла. Вертикальные углы равны.)
АОВ = DOC. (Открытие!)
Рассмотрите внимательно чертеж.
Что можете сказать?
( АОD и ВОС вертикальные, АОD = ВОС.)
№ 6, с. 23 подтверждение сделанного ранее вывода. Самостоятельно.
Проверка.
2. Многозначные числа.
№ 8, с. 24 чтение.
№ 9, с. 24 с комментированием.
3. Сравнение величин.
№ 11, с. 24 с комментированием.
Что важно помнить при выполнении задания?
(Соотношение единиц измерения величин.)
4. Викторина.
№ 14, с. 25 групповая работа.
Викторина «Хочу все знать».
(Если время ограничено, то можно предложить группам разбиться на
микрогруппы, которые выполняют свое определенное задание.)
П р о в е р к а по конечному результату:
146 156
А
Т
158
Е
140
Ф
а)
I
7
В
2
Р
II
156 115 40
Т
Г
И
2
Рв)
3
2
17
17
М Е
3
8
С
1
О
1
4
9
П
1
8
9
О
2
Т
2
3
3
3
11
3
3
11
5
А М И
3
4
5
Я
Подведение итогов групповой работы.
IV. Итог.
Какие этапы урока вы можете выделить?
Прокомментируйте свою работу на каждом этапе.
Что можете сказать?
Удалось ли вам на уроке закрепления пройденного материала открыть
чтолибо новое? Расскажите.
Что вы можете сказать о вертикальных углах?
Домашнее задание: № 7, с. 23; № 12, с. 24.