Конспект урока по математике "Деление на 2" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметная цель урока: обобщение знаний об умножении и делении на 2. Проблема (идея) урока: взаимосвязь таблиц умножения и деления. В конспекте представлены как образовательные, так и развивающие и воспитательные задачи. Так же поэтапно расписаны личностные, познавательные (поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий. развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,сравнивать; развитие математической речи, памяти), регулятивные (принимать участие в процессе, учитывая выделенные учителем ориентиры.; осуществлять контроль и самоконтроль) и коммуникативные УУД.Конспект
Иконка файла материала УРОК математики Деление на 2.docx
1                                               Урок математики. 2 класс.     04.04.2017                                      Учитель: Макарова Е.В.   МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска»                                                     Тема: Деление на 2 Тип урока: Открытие нового знания. Цель: обобщение знаний об умножении и делении на 2. Задачи: Образовательные: ­ Закреплять табличные случаи умножения с числом 2 ­ Формировать умение выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи деления ­ Совершенствовать вычислительные навыки   ­ Развивать умение действовать по установленному правилу. ­ Формировать умение решать задачи на деление  с применением нового знания ­ Совершенствовать навыки решения текстовых задач изученных видов ­  Формировать умения работать самостоятельно, в группе. Развивающие:  ­ Развивать математическую речь, внимание, логическое мышление, память. ­ Развивать познавательный интерес, творческие способности обучающихся. ­ Развивать умение самоконтроля и самопроверки. Воспитательные: ­ Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету. ­ Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы. ­ Воспитывать коммуникативные умения, культуру поведения. Проблема (идея) урока: взаимосвязь таблиц умножения и деления. Планируемые результаты: учащиеся закрепляют знания о взаимосвязи умножения и деления при  делении на 2; решают задачи изученных видов; выполняют  устные вычисления изученных видов в  пределах 100; обучающиеся соотносят свои знания с заданием, которое нужно выполнить;  рассуждают и делают выводы, контролируют и оценивают свою работу и ее результат. Личностные УУД: ­ развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные УУД:  ­поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий. Развитие умений  наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; Регулятивные УУД: ­ принимать участие в процессе, учитывая выделенные учителем ориентиры. Осуществлять  контроль и самоконтроль. КоммуникативныеУУД: ­ вспомнить «правила дружбы» и «правила работы в паре и группе»,  умение строить диалог,  учитывая позицию других учеников. Понимать возможности разных позиций и точек зрения на один и тот предмет или вопрос. Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Материал к занятию: Учебник «Математика.2 класс.» Моро М.И.Демонстрационный:  1. Презентация к уроку                                      2. Карточки для рефлексии и самооценки.                                      3. Карточки с таблицей умножения                                                             Ход урока                               Технология проведения УУД 23 Личностные: осознанное  отношение  к учению, самоопределение Познавательные: выбор способов  решения;  выдвижение  гипотез Регулятивные: контроль,  коррекция 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.          (2 минуты) ­ Хочу начать наш урок с фразы, прочитайте  ­ «Ум – хорошо…                                                                                                                             (на слайде) ­ Согласны ли вы с этой мыслью? ­ Как эта фраза может быть связана с уроком математики?              (математика хорошо развивает ум …)  ­ А почему, ум – это хорошо?            (умный человек может решать любые жизненные задачи) ­ Если вы не собираетесь стать учеными­математиками, кто считает, что математика для  него ­ все равно очень важный предмет?       (важна для всех нас) ­ Вот с таким настроем я желаю относиться ко всем урокам математики. А на уроке  желаю поработать так, чтобы каждому обогатить свой ум.   ­ Если эту фразу продолжить, то получится пословица, содержащая число­ключ к теме  нашего урока. Кто­нибудь знает эту пословицу?                                                         ( на слайде:   «Ум хорошо, а …  два – лучше») ­ Как вы можете  объяснить всю пословицу целиком ?                                   (сложные задачи легче решаются сообща – вдвоем, втроем…) ­ В каких случаях этой пословицей можно воспользоваться, как девизом?  ­ Вот и сегодня на уроке, если задания будут трудными, мы воспользуемся этой   пословицей. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.                                                                                       (5 минут) ­ Откройте тетради, запишите число. ­  Начнем с повторения.  Послушайте задачи, решение запишите в тетрадь. 1) Летом в солнечный денёк                                                      (задачи – на слайде) Птички прыгали: прыг – скок! На двух веточках сидели По четыре коростели.                         (на слайде – рисунок коростели) Сколько было  коростелей? Отвечайте поскорее!  ­ Решение! ­ Как узнали?                              (по 4 взять 2 раза      4*2= 8)              (слайд) 2) Мышка зёрна собирала,  По 2 зёрнышка таскала. Принесла ужу 5 раз Каков мышки стал запас? ­ Решение ­ Сколько зёрнышек собрала мышка?                                                                        (по 2 взять 5 раз       2*5= 10)             (слайд) 3) Посылали молодицу По холодную водицу.А водица далеко и носить­то нелегко. Девять раз по два ведра От колодца до двора. Сколько ведер? Не зевай, Молодице помогай! ­ Как узнали?                              (по 2 взять 3 раза          2*3= 6)                 (слайд) ­ Что повторили, решив эти задачи? (таблицу умножения 2­х и на 2) 4) Мы ходили в магазины и купили апельсины 16 штук по 2 положим. Скольких угостить мы сможем? 3. Выявление места и причины затруднения                                           (1 минута) ­ Назовите решение последней задачи. У кого так же? ­ Чем она отличается от предыдущих?             (решается делением) ­ Кто решил по­другому?  Можете ли вы доказать правильность именно  вашего  решения?  ­  Кто не смог решить задачу? ­ В чем причины ваших затруднений?     (неправильно выбрали действие для решения – значит, не разобрались в смысле  задачи;  не смогли найти ответ, потому, что раньше такие задачи решали с  помощью схематических рисунков;  ошиблись в вычислениях; не могут доказать…)    ­ Оцените свою работу: + ? 4. Построение проекта выхода из затруднения                                           (3минуты) ­ Исходя из затруднения, давайте попробуем сформулировать  тему и цели        сегодняшнего урока. 4 Познавательные:  постановка проблемы; выдвижение гипотез; структуриров­е  знаний;  анализ, аналогия..; Познавательные: целеполагание; выдвижение  гипотез; планирование; Регулятивные: ­ контроль ­ оценка ­ коррекция; фиксирование  инд. затруд­я; ­ Тема состоит из двух слов ­  действие обратное умножению  и                                                      число­ключ из пословицы                                       Тема: Деление на 2                                                             ( на слайде) ­ Сформулируйте цель урока, чему мы должны будем научиться?                        Цель: Научиться делить на 2.                                   Научиться решать задачи на деление.                    ( на слайде) ­ С опорой на рисунок?  (нет, без опоры на рисунок) ­ Значит, должен быть какой­то другой способ, который поможет выполнять деление без  схематических рисунков.  ­ Кто уже может путем рассуждения доказать правильность решения:                                                                                     16:2=8(ап.)                   ( на слайде) ­ У вас будет возможность помочь своему напарнику. Ну, или поломать голову вдвоем и  открыть секрет – как делить на 2, не выполняя рисунка.  Познавательные: подведение  под понятие; анализ, синтез, сравнение...; извлечение  необходимой  информации; выбор способа решения; структуриро­ ­вание знаний;5. Реализация проекта выхода из затруднения                                           (7 минут) ­ Ум – хорошо, а два – лучше!  Работать будем в парах.                               (2 минуты) стр. 83 № 1. ­ Рассмотрите рисунки и записи. С опорой на них попробуйте доказать правильность  решения задачи, воспользовавшись опорными словами:                                                        «Так как . . . ., значит 8:2 = …              ( на слайде) ­ Время на размышления 1 минута. ­ Проверяем!  Кто теперь может объяснить решение нашей задачи?    Объясните.                                              «Так как  8*2=16,  значит 16:2 = 8(ап.)               (на слайде) Вывод: ­ Что в данном случае помогло выполнить деление?                                                              (взаимосвязь умножения и деления) ­ Конкретизируем цель урока:                                                                             (на слайде)                Будем учиться делить на 2 на основе …..? (взаимосвязи умножения и деления) ­ Сделайте тогда очень важный вывод: Чтобы уметь хорошо делить на 2, надо хорошо  знать…?          (таблицу умножения на 2) ­ А только ли на «2», мы сегодня сможем поучиться делить, зная правило взаимосвязи  умножения и деления? Составьте еще один пример на деление по данному примеру на  умножение : 8*2=16                                           (16:8=2)                                  (на слайде)       Физминутка                                                                                                        (2 минуты) Проверим, насколько хорошо вы знаете таблицу умножения.  Присядьте столько раз, сколько будет                      3*2                     (на карточках) Наклонов                             2*2 Легких прыжков                 6*2 Нарисуйте «длинным носом»  произведение           4*2 Моргните                             7*2 ­ Кто может себя похвалить за знание таблицы умножения? Работа по группам – проект ­ Сегодня на урок я приготовила для вас еще одно необычное задание. В жизни приходится решать не только задачи из учебника, но и настоящие жизненные  задачи. Вот одна из них.  Наша школа продолжает работу над проектом по благоустройству школьного двора.  5 знаково­ символическое  моделирование; осознанное построение речевого выск­я. Коммуникатив­е: планирование уч. сотрудничества аргументация своего мнения; учет разных  мнений Регулятивные:  волевая саморегуляция  Личностные:  самоопред­ие; смыслообраз­е; следование моральным  нормам; осознание  ответственности за общее дело. П: анализ, ...; поиск и выделение необх.информ­ии; структурирование  знаний; установление причинно следственных связей; подведение под понятие; доказательство; осознанное построение речевого выск­я Р:­ волевая саморегуляция ­ самооценка К: формулиров­е  и аргументация своего мнения; адекватное использование речевых средствВ прошлом году мы высаживали деревья для аллеи Памяти.             (фото на слайде)  В этом году 1­классники будут высаживать сиреневую аллею первоклассников, а       11­ классники – рябиновую аллею выпускников. Я предлагаю вам произвести расчеты для  этого проекта. Хотите поучаствовать в таком серьезном деле? ­ Так как работа над проектом – задание очень ответственное ­ работать будем по  группам (по 4 человека). Задания в группах будут повторяться, чтобы  проконтролировать правильность расчетов проекта. ­ Вспомните основные правила работы в группе.                                             (на слайде)      1. В группе должен быть организатор обсуждения, который отвечает за работу всей           группы, результат.      2. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.      3. Каждый может высказать свою версию решения.      4. Один говорит, а остальные слушают.      5. Каждая версия обсуждается в группе.      6. В группе согласуется общее решение.      7. Представитель группы защищает решение группы перед классом.   1 группа  14 саженцев сирени нужно посадить в 2 ряда поровну. Сколько лунок (ямок) нужно  выкопать в каждом ряду? 2 группа  18 саженцев рябины нужно посадить по 9 саженцев в каждый ряд. Сколько рядов лунок  (ямок) нужно выкопать? ­ Запишите крупно решение и ответ маркером на листах. Просигнальте о готовности. Время работы – 2 минуты. Проверяем – поднимите свои листы с решениями.                                       (на слайде) ­ Объясните – сколько лунок нужно выкопать для сирени 1­классникам?      (14:2 = 7 (л.) ­ Сколько рядов получится в рябиновой аллее 11­классников?                        (18:2=9 (р.) ­ Сможем ли мы помочь своими расчетами при осуществлении проекта? Наши расчеты я передам Управляющему Совету школы. Спасибо вам за работу.  ­ Оцените свою работу, включая не только правильность решения задачи, но и  слаженность работы группы. ­ Какие советы дадите себе и одноклассникам?   6. Первичное закрепление во внешней речи.                                            (3 минуты)          6 Л: Нравсвенн­ этическое  оценивание усваемого материала П: поиск и  выделение необх.информ­ии; структурирование  знаний; действия по  алгоритму; доказательство. Р: планирование; познавательная инициатива; волевая  саморегуляция; К: выражать свои мысли в партнерстве; учет разных мнений; разрешение конфликтов. П: поиск и выделение необх.информ­ии; структурирование  знаний; доказательство. Р: волевая  саморегуляция; контроль, оценка,  коррекция.7  Личностные:  самоопред­ие; ­ Еще раз поработаем в парах. Стр. 83 № 2 ­ Потренируемся делить. Для доказательства будем пользоваться уже известными  опорными словами: «Так как . . . ., значит. . . Один человек объясняет один столбик примеров, другой – следующий, и т.д. В случае  затруднения, можно помогать друг другу. Посмотрим, как это будет                              (1 ученик проговаривает устно)                                                                      (Т.к. 6*2=12, значит 12:6=2, 12:2=6) Впишите ответы.    (В тетради вклеены карточки с № 2, надо вписать только  ответы) Время работы 2 минуты. ­ Проверяем. Сравните с эталоном на доске. У кого все верно?   У кого получились все доказательства?  У кого были затруднения. Чем они вызваны?                                                          (плохо знаем таблицу, сложно проговаривать…)  ­  Кому помог справиться сосед? Верно, что ум – хорошо, а два ­ …? Лучше?  Молодцы – оба!                                                           7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.                                        (5 минут) ­ Ну а теперь проверим, насколько вы самостоятельно сможете справиться с задачами по  теме урока.                          ­  Я предлагаю вам на выбор 2 задачи.  Одна ­ Стр. 83 № 3, в другой вам нужно самостоятельно подобрать недостающие числа  в окошечки так, чтобы задача имела решение. Самостоятельно прочитайте задачи, запишите решение и ответ в тетрадь.                                                                                                                    (на слайде)        Время работы – 2 минуты.                                                 (Один ученик работает на обратной стороне доски) ­ Проверяем.  Кто справился с заданием без ошибок?  ­ Почему для решения выбрали действие деления? Замените словом­доказательством?                                                                                                               (рассадили)        (на слайде: разделили, разложили, рассадили, расставили, разместили,  разрезали…) ­ У кого получилось составить дополнительную задачу – назовите.   Назовите ответ. ­ Оцените свою работу.   П: рефлексия познавательного  процесса; контроль и оценка  процесса  рез­ов деятельности. К: выражать  свои мысли в партнерстве; формулиров­е  и аргументация своего мнения.  Л: следование в поведении моральным  нормам. Физминутка Голова пусть немного отдохнет, а поработают руки­ноги. Игра «Руки­ ноги» 8. Включение в систему знаний и повторение.8 Задание при наличии времени Стр. 83 №4 ­ Прочитайте задачу. Эта задача на новую тему, или на уже изученную? ­ Объясните выражения. ИЛИ     Игра «Обгонялки» на знание таблицы умножения на 2 и 2­х (по карточкам) 9. Рефлексия учебной деятельности.                                                           (3 минуты)        Урок подходит к концу. Какова была цель сегодняшнего урока?                  (научиться делить на 2 на основе взаимосвязи действий умножения и  деления,                   научиться решать задачи на деление) ­ Просигнальте, кто не понял тему? (нет таких)               (картинка грустного смайлика) ­ Замечательно – значит, свои цели на урок мы выполнили! ­ Кто справлялся с большинством заданий на «отлично»? Кто доволен собой на уроке?                                                                                                                (картинка смайлика) ­ У кого остались затруднения по   теме урока?                                (картинка смайлика) ­Над чем еще надо будет поработать? (таблица умножения, выбор действия в  задачах…   ­ Что особенно запомнилось на уроке? ­ Что особенно понравилось на уроке? ­ Смогли ли мы на уроке проверить пословицу «Ум – хорошо, а два – лучше»? В каких  случаях?  10. Домашнее задание.                                                                                           (1  минута)      1) Стр. 83 №6      2) Придумать задачу, которая бы решалась делением. Оформить ее в виде карточки.                                                                                                (показать карточку) ­ Какое из заданий вам кажется более интересным? Почему? ­ Кто хочет выполнить это творческое задание?      Это задание по­ желанию. ­ Спасибо за урок!