Цели: уметь вычитать дробные числа, у которых знаменатели одинаковые, вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, сравнивать дроби, решать уравнения; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные интересы.
Оборудование: модели числовых лучей (№ 2, 3 на с. 10), полоска бумаги 8 см, ножницы (№ 1, с. 10) для каждого учащегося, схемы задач (№ 6, с. 11).
ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ
Ц е л и : уметь вычитать дробные числа, у которых знаменатели одинаковые,
вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; закреплять
умение анализировать и решать задачи разного вида, сравнивать дроби, решать
уравнения; развивать речь, внимание, память, логическое мышление,
познавательные интересы.
О б о р у д о в а н и е : модели числовых лучей (№ 2, 3 на с. 10), полоска бумаги
8 см, ножницы (№ 1, с. 10) для каждого учащегося, схемы задач (№ 6, с. 11).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Решите удобным способом:
1215 + 879 + 2285 + 1021 =
402 + 129 + 48 + 271 =
174 + 189 + 26 + 211 =
36 ∙ 4 ∙ 25
120 ∙ 125 ∙ 4 ∙ 5
– Какие правила использовали? (Знание свойства сложения и умножения.)
2. «Давайте подумаем».
– Установите закономерность и продолжите каждый ряд на 3 числа:
125 ∙ 4 ∙ 15
14 ∙ 15 ∙ 5 ∙ 4
– Решите задачу:
Число яблок в корзине двузначное. Яблоки можно разделить поровну между
2, 3 и 7 детьми, но нельзя разделить между четырьмя детьми. Сколько яблок в
корзине? (42.)
3. Постановка учебных задач.
– Назовите только решение задачи:1) В 1й день деревья посадили на
3
7 участка сада, а во 2й день – на
2
7
участка сада. Какая часть сада засажена деревьями?
6
15 кг сделали компот. Какова
4
15 кг и абрикосов массой
2) Из слив массой
масса фруктов в компоте?
12
16 всего поля. В 1й день засеяли
3) За два дня засеяли
4
16 поля. Какую часть
поля засеяли во 2й день? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: вывести правило вычитания дробей с
одинаковыми знаменателями.
III. Открытие нового.
1. Вычитание дробей.
– Как же узнать, какую часть поля засеяли во 2й день? Каким действием?
Как записать решение?
4
4
– 16
12
= 16
12
(Действием вычитания: 16
– Как же вычесть одну дробь из другой?
=> Вывод: Чтобы выполнить вычитание двух дробей с одинаковыми
знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой, а
знаменатели оставить без изменения.
8
= 16
.)
– Как записать данное правило в общем виде?
а
n
n
b
n
b
a
). (Открытие!)
(
2. Практическая работа.
№ 1, с. 10 – учащиеся выполняют задание, сравнивают вывод, данный в
учебнике, со своим выводом.
3. Числовой луч.
№ 2, с. 10 – с комментированием у доски.5
3
3
6
5
6
№ 3, с. 10 – аналогично.
2
6
6
7
10
4
10
4
7
10
3
10
8
11
6
11
2
11
6
7
2
7
4
7
IV. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
1. Вычитание дробей.
№ 4, № 5, с. 10 – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а .
2. Решение задач.
№ 6, с. 11 – анализ текста каждой задачи, запись в схемы, выбор решения.
7
9
5
7
9
5
9
2
9
2
О т в е т : осталось 9
б) В чем особенность данной задачи? Чем она интересна?
(Данная задача является составной, так как решается больше, чем в
бочонка меда.
одно действие.)4
12
11
12
3
12
7
12
1)
2)
7
12
4
12
пути турист прошел за первые два дня.
.
пути.
4
О т в е т : турист прошел за 3й день 12
3. Решение уравнений.
№ 9, с. 11 – решение с комментированием.
– Какой компонент неизвестен в каждом уравнении?
(Решают первые два уравнения.)
4. Сравнение дробей.
№ 11, с. 11 – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а .
5. Порядок действий в числовом выражении.
Р а б о т а по вариантам. Взаимопроверка.
V. Итог.– Какое новое правило вывели сегодня на уроке?
– Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
– Запишите правило вычитания дробей в общем виде.
Домашнее задание: № 9 (два следующих уравнения), с. 11; придумать
задачу на вычитание дробей.