МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)
ФИО учителя: Стружкина Марина Васильевна_______________________________________________________________________________
Место работы, должность: МБОУ СОШ с. Р. Камешкир________________________________________________________________________
Название УМК: ГАРМОНИЯ _____________________________________________________________________________________________
Учебный предмет: математика_____________________________________________________________________________________________
Класс: 1 ________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока: Запись ряда чисел при счёте предметов ___________________________________________________________________________
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний_____________________________________________________________
Тип урока: урок открытий новых знаний_____________________________________________________________________________________
Цель урока: познакомить детей с рядом однозначных чисел, который используется для счета, и разъяснить предметный смысл построения
этого ряда________________________________________________________________________________________________________________
Задачи урока: Предметные:
1. Построить начало числового (натурального) ряда чисел от 1 до 9 включительно.
2. Выделить свойства числового (натурального) ряда чисел.
3. Воспринимать информацию, содержащуюся в рисунке. Использовать эту информацию для ответов на вопросы.
4. Упорядочивать числа при счете предметов по выбранному признаку.
5. Восстанавливать математические записи в соответствии с заданием и знанием свойств числового (натурального) ряда чисел.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Формировать у обучающихся умение ставить учебную задачу и планировать её решение: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
2. Формировать у обучающихся умение планировать деятельность в соответствии с учебной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата, проявляя инициативу и самостоятельность.
3. Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самоконтроль, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
4. Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечению их в творческий процесс учебной деятельности.
Коммуникативные:
1. Развивать математическую речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
2. Продолжать формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда, сотрудничества в группах.
Познавательные:
1. Формировать у обучающихся умение классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
2. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
3. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
4. Выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии).
Личностные:
1. Выражать положительное отношение к процессу познания.
2. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
3. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и доверие к участникам деятельности.
Этап урока |
Время, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД (формы организации учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
|
(2 мин) |
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь.
- Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте мысленно успешной работы себе, соседу, всему классу.
|
|
Фронтальная форма организации учебной деятельности |
Организует
Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу.
|
Настраиваются на работу
Садятся. Берутся за руки, мысленно желают друг другу успешной работы |
Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.: Регулятивные: способствование активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение в творческий процесс учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация опорных знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений.
|
(5 мин) |
- К нам на урок сегодня пожаловали сказочные гости. Это король со своей дочкой принцессой. По секрету вам скажу, что принцесса очень капризная и не любит учиться. Король просит нас помочь ему убедить принцессу в том, что знания математики в жизни очень пригодятся. - Ребята, а вы как считаете? Нужна ли нам математика в жизни? Где?
(-Нужна. Мы считаем, сколько надо тарелок, ложек, кружек, когда накрываем столы. Сколько учеников учится в 1 классе, сколько гостей придёт на день рождения…)
- Верно, даже для того чтобы посчитать предметы, нам нужна математика. Задания на интерактивной доске -Положи на каждую полку указанное количество предметов. Физкультминутка для глаз (интерактивная презентация) 2. Создание проблемной ситуации. - Ребята, король очень любознательный и хочет знать, какое число лишнее. 1 2 3 4 5 6 7 8 10 - По какому признаку они лишние? (Дети могут сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 8– по размеру, число 10- состоит из двух знаков, цифр) -Что вы можете сказать про числа, которые вы только что назвали? (Они однозначные) - А почему их так назвали? (Потому что в записи этих чисел используется один знак, одна цифра) -А если в записи числа используется два знака, кто догадался как такие числа называются? (Двузначные. Потому что состоит из двух цифр.) -Молодцы, ребята. Но с такими числами мы познакомимся позже, а сегодня мы продолжим работать с однозначными числами и теперь мы смело можем прийти на помощь нашим сказочным героям. Король хочет узнать, как будут располагаться все эти числа при счете предметов? -Принцесса утверждает, что на первом месте стоит число 5, потому что 5 – это любимое ее число!» - У Короля и принцессы возник спор. -Как же располагаются все эти числа при счете предметов? (таблички с числами от 1 до 9 на доске)
|
Диалог
Эвристическая беседа
|
Индивидуальная работа, затем работа в парах
Фронталь ная работа |
Создает эмоциональный настрой
Формулирует задание
Проводит параллель с ранее изученным материалом. |
Два ученика выполняют задания на интерактивной доске (оценивают себя с помощью «волшебной линеечки» , а ,потом товарищи)
Дети выполняют задание (несколько чел. у доски, остальные в тетрадях). Оценивают себя взаимопроверка) работа на местах в парах Потом сверяют с доской |
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание
|
|
|
Создание проблемной ситуации.
-Король хочет узнать, как будут располагаться все эти числа при счете предметов? - У Короля и принцессы возник спор. -Как же располагаются все эти числа при счете предметов? (таблички с числами от 1 до 9 на доске) |
Создание проблемной ситуации |
|
Выдвигает проблему.
|
|
|
III. Выявление места и причин затруднения. Цель:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
|
(3 мин) |
- Что вы хотите сегодня узнать на уроке, чему научиться и научить наших гостей? (как можно записать однозначные числа при счете предметов) - Как вы считаете, какая будет тема нашего урока? Расположение чисел при счете предметов. - Что нам поможет в изучении темы урока? - Учитель, одноклассники, учебник, тетрадь, ряд чисел.
|
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
Фронталь ная работа |
подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
|
Фиксируют затруднения.
формулируют и ставят задачи урока
|
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
Цель:- Составление плана работы
|
(4-6 мин) |
- Что для этого нужно сделать на уроке? Составим план наших действий.
Вместе с учителем составляют план работы: - слушать учителя, одноклассников; - наблюдать за числами; - работать в рабочей тетради; - конструировать, творить своими руками. На доску вывешиваются значки: ухо, глаз, тетрадь, рука. Как вы оцениваете себя на этом этапе урока? (волшебная линеечка) На какую ступеньку лесенки вы бы поставили сейчас нашу принцессу? · Ничего не понятно. · Все понятно, затруднений нет. Хочу знать больше. |
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
Фронталь ная работа |
Учитель помогает построить план действий выхода из затруднений
Предлагает оценить свои знания-незнания |
Строят план действий выхода из затруднений
Составляют план работы используя значки и символы. Прикрепляют на доску |
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
V. Реализация построенного проекта. Цель:- Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
|
(5-8 мин) |
-Король хочет узнать, как будут располагаться числа при счете предметов? Принцесса утверждает, что на первом месте стоит число 5, потому что 5 – это любимое ее число!» - Сколько учеников вышло к доске? (Прошу одного ученика выйти к доске) - Сколько теперь учеников у доски? - Увеличилось число учеников? - На сколько? ( Прошу ещё одного ученика выйти к доске) - Сколько стало учеников у доски? - Увеличилось число учеников? - На сколько? (Постепенно выходят все 9 учеников)
Представьте, что вы сейчас не ученики, а числа. Как вы встали? (числа встали в ряд) - Как назовем этот ряд? (числовой ряд) - А как стоят числа в числовом ряду? (по порядку) -С какого числа начинают вести счёт предметов? -Какие числа вы использовали при счёте? -Какие числа называют однозначными? Итак, попробуем сделать выводы. С какого числа начинают вести счёт предметов? На сколько следующее число больше предыдущего? Кто попробует повторить все свойства ? Молодец! Игра «Найди свое место» А сейчас вы должны найти свое число и занять нужное место в числовом ряду. -Сравним его с числовым рядом, который мы построили, а теперь сравним с рядом нашей гостьи. - Вернёмся к спору короля и принцессы. Помогли мы им? Выяснили, как располагаются числа при счете? Права была принцесса? - Почему?
Ребята, принцесса раскапризничалась и убежала в лес, а назад дорогу не найдет. Хорошо поступила принцесса? Как нужно вести себя с родителями? (Слушаться, уважать….)- Ну что? Отправляемся на поиски принцессы? |
практическая деятельность
Игра |
Коллектив ная работа
Фронталь ная работа |
Контролирует последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
|
Открытие нового знания
Анализируют.
Сравнивают |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
|
VI. Физкульт- минутка Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся |
(1 мин) |
(под музыку «Шел король по лесу») Ходьба чередуется с упражнениями
Раз - подняться, подтянуться |
практическая деятельность |
Фронталь ная работа |
Показывает упражнения |
Выполняют упражнения |
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками
|
VII. Первичное закрепление.
Цель: выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух |
(4-5 мин) |
-Итак, мы добрались до дремучего леса. Чтобы вывести принцессу из леса нам нужно указать ту тропинку, где расположен ряд чисел, который используется при счете 1,2,4,3,5,6,8,7,9 -Почему нельзя пользоваться первым рядом
чисел? (Числа не в той последовательности, числа 3 и 4 , 7 и 8 поменялись
местами.) |
Эвристическая беседа |
Работа в парах
Фронталь ная работа |
Контролирует последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
|
Дети прикрепляют магнит своего цвета, на «правильной» дорожке.
Работают в парах, совещаются, анализируют, отвечают на вопросы |
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
(3- 5 мин) |
Игра «Сбежавшие числа» Открываю доску. Там расположены домики. Жители – цифры -Посмотрите, какие дома в королевстве. Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа? - Сконструируйте недостающие числа из геометрических фигур своего цвета( синий стол, красный стол, зеленый) - Вспомним правила работы в группе: не перебиваем; даем высказаться; делаем все сообща… Посовещайтесь и выполните задание. Жду сигнал готовности. Проверяем. От каждой команды выходи по 1 ученику. На доске раскрывается эталон. |
Игра
Конструирование из геометрических фигур |
Работа в группах |
Контролирует, способствует освоению способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку
Выходят капитаны команд и размещают свои цифры в числовом ряду. Презентация своих работ |
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
IX. Включение в систему знаний и повторение |
(5-8 мин) |
Игра «Ты мне, я - тебе» (Вопросы задает сначала учитель, а потом ученики одной группы ученикам другой) Какое число стоит между числами 4 и 6? - Назовите соседей числа 7. - Назовите число, предшествующее 5. - Оцените свою работу
-Так где же в жизни нам пригодятся знания, которые вы сегодня добыли? |
Игра |
Работа в группах
Фронталь ная работа |
|
Высказывают свои мнения |
|
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
|
(3 мин) |
- Когда мы пользуемся числовым рядом? - Как получается каждое следующее число? - Как называются числа, в записях которых используется 1знак, 1 цифра? - Какую цель ставили? - Чему научились?
Возвращаемся к значкам, линеечке и ступенькам. - Как теперь мы себя оценим по волшебной линеечке? Где мы с вами были в начале урока? А где сейчас? Где сейчас находится принцесса? На какую ступеньку мы теперь ее поставим? На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять? · Ничего не понятно на уроке. · Все понятно на уроке, затруднений нет. · Хочу знать больше.
- Молодцы! Спасибо всем за урок.
|
Эвристическая беседа |
.
Фронталь ная работа |
Помогает развивать умения соотносить цель и результат |
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.