Конспект урока по математике на тему " Запись ряда чисел при счёте предметов. "

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Запись ряда чисел при счёте предметов ________________ Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний________ Тип урока: урок открытий новых знаний Цель урока: познакомить детей с рядом однозначных чисел, который используется для счета, и разъяснить предметный смысл построения этого ряда Задачи урока: Предметные: 1. Построить начало числового (натурального) ряда чисел от 1 до 9 включительно. 2. Выделить свойства числового (натурального) ряда чисел. 3. Воспринимать информацию, содержащуюся в рисунке. Использовать эту информацию для ответов на вопросы. 4. Упорядочивать числа при счете предметов по выбранному признаку. 5. Восстанавливать математические записи в соответствии с заданием и знанием свойств числового (натурального) ряда чисел. Метапредметные: Регулятивные: 1. Формировать у обучающихся умение ставить учебную задачу и планировать её решение: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). 2. Формировать у обучающихся умение планировать деятельность в соответствии с учебной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата, проявляя инициативу и самостоятельность. 3. Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самоконтроль, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 4. Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечению их в творческий процесс учебной деятельности. Коммуникативные: 1. Развивать математическую речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. 2. Продолжать формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда, сотрудничества в группах. Познавательные: 1. Формировать у обучающихся умение классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. 2. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 3. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. 4. Выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии). Личностные: 1. Выражать положительное отношение к процессу познания. 2. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. 3. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и доверие к участникам деятельности.Конспект урока по математике на тему " Запись ряда чисел при счёте предметов. "
Иконка файла материала Урок.doc

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

ФИО учителя:    Стружкина Марина Васильевна_______________________________________________________________________________

Место работы, должность: МБОУ СОШ с. Р. Камешкир________________________________________________________________________

Название УМК:   ГАРМОНИЯ _____________________________________________________________________________________________

Учебный предмет:  математика_____________________________________________________________________________________________

Класс:  1 ________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: Запись ряда чисел при счёте предметов ___________________________________________________________________________

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний_____________________________________________________________

Тип урока: урок открытий новых знаний_____________________________________________________________________________________

Цель урока: познакомить детей с рядом однозначных чисел, который используется для счета, и разъяснить предметный смысл построения

этого ряда________________________________________________________________________________________________________________

Задачи урока: Предметные:

1. Построить начало числового (натурального) ряда чисел от 1 до 9 включительно.

2. Выделить свойства числового (натурального) ряда чисел.

3. Воспринимать информацию, содержащуюся в рисунке. Использовать эту информацию для ответов на вопросы.

4. Упорядочивать числа при счете предметов по выбранному признаку.

5. Восстанавливать математические записи в соответствии с заданием и знанием свойств числового (натурального)  ряда чисел.

Метапредметные:

 

Регулятивные:

1. Формировать у обучающихся умение ставить учебную задачу и планировать её решение: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

2. Формировать у обучающихся умение планировать деятельность в соответствии с учебной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата, проявляя инициативу и самостоятельность.

3. Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самоконтроль, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечению их в творческий процесс учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

1. Развивать математическую речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

2. Продолжать формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда, сотрудничества в группах.

 

Познавательные:

1. Формировать у обучающихся умение классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

2. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

3. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

4. Выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии).

 

Личностные:

1. Выражать положительное отношение к процессу познания.

2. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

3. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и доверие к участникам деятельности.

 

 

 

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

 

(2 мин)

          Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

          И работать не ленитесь.

 

- Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  пожелайте  мысленно успешной работы себе, соседу, всему классу.

 

 

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Организует

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу.

 

 

Настраиваются на работу

 

Садятся.

Берутся за руки, мысленно желают друг другу успешной работы

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.:

Регулятивные:

способствование активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение в творческий процесс учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.  Актуализация опорных знаний

 

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений.

 

 

 

(5 мин)

- К нам на урок сегодня  пожаловали сказочные  гости.  Это король со своей дочкой принцессой. По секрету вам скажу, что принцесса очень капризная и не любит учиться. Король просит нас  помочь ему убедить  принцессу в том, что знания математики  в жизни очень пригодятся.

- Ребята, а вы как считаете? Нужна ли нам математика в жизни? Где?

 

(-Нужна.  Мы считаем, сколько надо тарелок, ложек, кружек, когда накрываем столы. Сколько учеников учится в 1 классе, сколько гостей придёт на день рождения…)

 

 - Верно, даже для того чтобы посчитать предметы, нам нужна математика.

Задания на интерактивной доске

-Положи на каждую полку указанное количество предметов.

Физкультминутка для глаз  (интерактивная презентация)

2. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, король очень любознательный и  хочет знать, какое число лишнее. 1 2 3 4 5 6 7 8 10

-  По какому признаку они лишние?  (Дети могут сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 8– по размеру, число 10- состоит из двух  знаков, цифр)

  -Что вы можете сказать про числа, которые вы только что назвали? (Они однозначные)

- А  почему их так назвали? (Потому что в записи этих чисел используется один знак, одна цифра)

-А если в записи числа используется два знака, кто догадался как такие числа называются? (Двузначные.  Потому  что состоит из двух цифр.)

-Молодцы, ребята. Но с такими числами мы познакомимся позже, а сегодня мы продолжим работать с однозначными числами и теперь мы смело можем прийти на помощь нашим сказочным героям.

   Король хочет узнать, как будут располагаться все эти числа при счете предметов?

-Принцесса утверждает, что на первом месте стоит число 5, потому что  5 – это любимое ее число!»

- У Короля и принцессы  возник спор.

  -Как же  располагаются все эти числа при счете предметов?

(таблички с числами от 1 до 9 на доске)

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа, затем работа в парах

 

 

 

 

 

Фронталь

ная

работа

Создает эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

Формулирует задание

 

 

 

 

 

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Два ученика выполняют задания на интерактивной доске (оценивают себя с помощью «волшебной линеечки» , а ,потом товарищи)

 

 

Дети выполняют задание (несколько чел.  у доски, остальные в тетрадях).

Оценивают себя

 взаимопроверка) работа на местах в парах

Потом сверяют с доской

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

 

-Король хочет узнать, как будут располагаться все эти числа при счете предметов?  

- У Короля и принцессы  возник спор.

  -Как же  располагаются все эти числа при счете предметов?

(таблички с числами от 1 до 9 на доске)

Создание проблемной ситуации

 

Выдвигает проблему.

 

 

 

III. Выявление места и  причин затруднения.

 Цель:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 

(3 мин)

- Что вы хотите сегодня узнать на уроке, чему научиться и научить наших гостей?

(как можно записать однозначные числа  при счете предметов)

- Как вы считаете, какая будет  тема нашего урока? Расположение чисел при счете предметов.

- Что нам поможет в изучении темы урока?

-  Учитель,  одноклассники, учебник, тетрадь, ряд чисел.

 

побуждающий от проблемной ситуации диалог

Фронталь

ная

работа

подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока

 

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

 

 

 

Фиксируют затруднения.

 

 

формулируют и ставят задачи урока

 

 

 

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:   целеполагание

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

 

Цель:- Составление плана работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4-6 мин)

- Что для этого нужно сделать на уроке?

 Составим план наших действий.

 

Вместе с учителем составляют план работы:

- слушать учителя,  одноклассников;

- наблюдать за числами;

- работать в рабочей тетради;

- конструировать, творить своими руками.

На доску вывешиваются значки: ухо, глаз, тетрадь, рука.

Как вы оцениваете себя на этом этапе урока? (волшебная линеечка)

На какую ступеньку лесенки вы бы поставили сейчас нашу принцессу?

·         Ничего не понятно.

·         Все понятно, затруднений нет.

Хочу знать больше.

побуждающий от проблемной ситуации диалог

 

 

Фронталь

ная

работа

Учитель помогает построить план действий выхода из затруднений

 

 

 

 

Предлагает оценить свои знания-незнания

Строят план действий выхода из затруднений

 

 

 

 

 

Составляют план работы используя значки и символы. Прикрепляют на доску

Познавательные:  моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

 Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

 Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

V. Реализация построенного проекта.

 Цель:- Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

 

 

(5-8 мин)

-Король хочет узнать, как будут располагаться  числа при счете предметов?   Принцесса утверждает, что на первом месте стоит число 5, потому что  5 – это любимое ее число!»

- Сколько учеников вышло к доске?

(Прошу одного ученика выйти к доске)

- Сколько теперь учеников у доски?

- Увеличилось число учеников?

- На сколько?

( Прошу ещё одного ученика выйти к доске)

- Сколько стало учеников у доски?

- Увеличилось число учеников?

- На сколько?

(Постепенно выходят все 9 учеников)

 

 Представьте, что вы сейчас не ученики, а числа.

Как вы встали? (числа встали в ряд)

- Как назовем  этот  ряд? (числовой ряд)

- А как стоят числа в числовом ряду? (по порядку)

-С какого числа начинают вести счёт предметов?

-Какие числа вы использовали при счёте?

-Какие числа называют однозначными?

Итак, попробуем сделать выводы.

С какого числа начинают вести счёт предметов?

На сколько следующее число больше предыдущего?

Кто попробует повторить все свойства ?

Молодец!

Игра «Найди свое место»

А сейчас вы должны найти свое число и занять нужное место в числовом ряду.

-Сравним его с числовым рядом, который мы построили, а теперь сравним с рядом нашей гостьи.

- Вернёмся к спору короля и принцессы. Помогли мы им? Выяснили, как располагаются числа при счете? Права была принцесса?  - Почему?

 

Ребята, принцесса раскапризничалась и убежала в лес, а назад дорогу не найдет. Хорошо поступила принцесса? Как нужно вести себя с родителями?

(Слушаться, уважать….)- Ну что? Отправляемся на поиски принцессы? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

практическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

 

 

 

 

 

Коллектив

ная

 работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронталь

ная

работа

 

Контролирует последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

 

 

 

 

Открытие  нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют.

 

 

Сравнивают

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

 Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

 

 

VI. Физкульт-

минутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

(1 мин)

(под музыку «Шел король по лесу»)

Ходьба чередуется с упражнениями

 

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

практическая деятельность

Фронталь

ная

работа

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

Коммуникативные:   сотрудничество с учителем и сверстниками

 

VII. Первичное закрепление.

 

Цель: выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух

(4-5 мин)

-Итак, мы добрались до дремучего леса. Чтобы вывести принцессу из леса нам нужно указать ту тропинку, где расположен   ряд чисел, который используется при счете

1,2,4,3,5,6,8,7,9
9,8,7,6,5,4,3,2,1
1,2,3,4,5,6,7,8,9
Посовещайтесь и выполните задание.

-Почему нельзя пользоваться первым рядом чисел? (Числа не в той последовательности, числа 3 и 4 , 7 и 8 поменялись местами.)
-Почему нельзя пользоваться вторым? (Он начинается не по правилу счета, не с 1, а с 9)
-А почему подходит 3-й ряд? (Здесь все числа на своих местах, каждое следующее число на один больше предыдущего.)
- Отлично, ребята. Король очень рад снова видеть свою дочь живой и здоровой и приглашает нас к себе в гости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

Фронталь

ная

работа

Контролирует последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

 

Дети прикрепляют магнит своего цвета, на «правильной» дорожке.

 

 

 

Работают в парах, совещаются,

анализируют, отвечают на вопросы

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Коммуникативные:   учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

VIII. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону.

 

 

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 

(3- 5 мин)

Игра «Сбежавшие числа»

Открываю доску. Там расположены домики. Жители – цифры

-Посмотрите, какие дома в королевстве.  Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа?

- Сконструируйте недостающие числа из геометрических фигур своего цвета( синий стол, красный стол, зеленый)

- Вспомним правила работы в группе:

          не перебиваем;

        даем высказаться;

      делаем все сообща…

Посовещайтесь и выполните задание. Жду сигнал готовности.

Проверяем. От каждой команды выходи по 1 ученику.

На доске раскрывается эталон.

Игра

 

Конструирование из геометрических фигур

Работа в группах

Контролирует, способствует освоению способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 

учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку

 

 

Выходят капитаны команд и размещают свои цифры в числовом ряду.

Презентация своих работ

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 IX. Включение в систему знаний и повторение

(5-8 мин)

Игра «Ты мне, я - тебе» (Вопросы задает сначала учитель, а потом ученики одной группы ученикам другой)

Какое число стоит между числами 4 и 6?

- Назовите соседей числа 7.

- Назовите число, предшествующее 5.

- Оцените свою работу

 

-Так где же в жизни нам пригодятся знания, которые вы сегодня добыли?

Игра

Работа в группах

 

 

 

Фронталь

ная

работа

 

Высказывают свои мнения

 

X.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

 

(3 мин)

- Когда мы пользуемся числовым рядом?

- Как получается каждое следующее число?

- Как называются числа, в записях которых используется 1знак, 1 цифра?

- Какую цель ставили?

- Чему научились?

 

Возвращаемся к значкам, линеечке и ступенькам.

- Как теперь мы себя оценим по волшебной линеечке? Где мы с вами были в начале урока? А где сейчас?

Где сейчас находится  принцесса? На какую ступеньку мы теперь ее поставим?

На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?

·         Ничего не понятно на уроке.

·         Все понятно на уроке, затруднений нет.

·         Хочу знать больше.

 

- Молодцы! Спасибо всем за урок.

 

Эвристическая беседа

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронталь

ная

работа

Помогает развивать умения соотносить цель и результат

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 

 

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

 

 


Посмотрите также