Конспект урока по математике на тему "Деление с остатком" 5 класс. (к учебнику Н.Я. Виленкина)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний по теме «Деление с остатком». Формы организации труда: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический. Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер. Цели урока 1. Образовательные: - учить выполнять деление с остатком, записывать его в виде формулы а= сb + d, где а -делимое, с –неполное частное,b- делитель и d- остаток; - учить находить неизвестные компоненты данной формулы по известным другим. 2. Воспитательные: - воспитывать уверенность в себе, мотивацию к обучению, чувство ответственности за командный успех. 3. Развивающие: - способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету. Здоровье сберегающий аспект урока: - доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою; - создание ситуации успеха на уроке; - чёткая организация урока;
Иконка файла материала Конспект УРОКА 1 (5 класс).docx

Приложение 1.

Конспект урока по теме

«Деление с остатком» (урок 1)

Автор: Бисева Ольга Сергеевна, учитель математики.

Тема учебного раздела: Натуральные числа.

Продолжительность: 45 минут.

Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс.

Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Н.Я. Виленкин,  В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний по теме «Деление с остатком».

Формы организации труда: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Пояснительная записка: при  подготовке урока в 5 классе  я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике.

Цели урока

1.     Образовательные:

- учить выполнять деление с остатком, записывать его в виде формулы а= сb + d, где а -делимое, с –неполное

   частное,b- делитель и d- остаток;

- учить находить неизвестные компоненты данной формулы по известным другим.

          2. Воспитательные:

- воспитывать уверенность в себе, мотивацию к обучению, чувство ответственности за командный успех.

3.     Развивающие:

-  способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Здоровье сберегающий аспект урока:

- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

 - создание ситуации успеха на уроке;

- чёткая организация урока;

- подвижная физкультминутка для снятия усталости.

                         План урока .

1.     Организационный момент. (проверка готовности к уроку) ( 1 мин)

2.     Актуализация опорных знаний. Устный счёт.( 5 мин)

3.     Математический диктант. (5 мин.)

4.     Изучение нового материала. ( 6 мин.)

а) Постановка проблемной ситуации

б) Решение проблемной ситуации

5.     Физкультминутка. ( 1 мин)

6.     Первичное закрепление нового материала. ( 5 мин)

7.     Решение задач.(10 мин)

8.     Повторение. (7 мин)

9.     Домашнее задание. (2 мин)

10. Итоги урока. Рефлексия.( 3 мин)

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Техноло-гии,

приме-няемые

на уроке

Решаемые

проблемы

Виды деятельности

(элементы содержания,

контроль)

 

Планируемые результаты

 

предметные

 

УУД

 

личностные

Проблем-ного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что нового узнали о деление с остатком?  Как называются компоненты деления с остатком?

Математический диктант, устная работа, работа с текстом учебника, работа у доски, фронтальная работа с классом.

 ПРЕДМЕТНЫЕ

Знать:

- названия компонентов деле-ния с остатком;

- правило нахождения делимого при делении с остатком.

Уметь:

- выполнять деление с остатком;

- находить неизвестные компоненты действий деления и умножения.

Коммуникативные:

уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других.

Регулятивные: работать по составленному плану, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Формирование познавательно-го интереса к изучению нового.

№ стр.

 

Этап урока,

страницы флипчарта

Действия учителя (ДУ)

Формы организации работы учителя

 

Действия учащихся,

 

Формы организа-ции их работы

 

 

 

 

 

 

2

1.     Организационный этап.

(проверка готовности к уроку)

 

 

 

 

- Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите, всё в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Все готовы вычислять, и делить и умножать?

Все готовы?

ДУ: обращает внимание на доску.

  -Найдите закономерность и вставьте пропущенное число?

(Учащимся даётся задание на развитие высших психических функций (мышление, внимание), с целью подготовить мыслительную деятельность обучающихся к активной работе на уроке)

ДУ: акцентирует внимание учащихся на действие, которым было найдено число.

Работа со страницей на ИД:  нажимает на знак вопроса, появляется число 9.

- На прошлых уроках мы с вами изучали тему «Деление».

- Сегодня мы продолжим изучение этой темы.

Работа со страницей на ИД:  нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

Ответы детей.(Да)

 

Думают над заданием.

 

 

Учащиеся замечают, чтобы найти пропущенное число нужно 36:4.

 

 

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронталь-ная работа

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

2.     Закрепление ранее изученного материала.

      Устный счёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Фронтальная устная работа + математический диктант (8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте, ребята, учиться считать:

  Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

  Запомните все, что без устного счёта

  Не сдвинется с места любая работа.

   На уроке  у нас сегодня в гостях Волк и Заяц из знакомого всем  мультфильма «Ну  погоди!».

- Раскрасьте картинку на доске.

- Перед вами примеры и три варианта ответов, из которых один верный, если выберите верный ответ, то часть картинки закрасится, а если нет, то ответ пропадает.

ДУ:  вызывает детей по очереди к доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД:  нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

 

 

ДУ: предлагает учащимся устно дать ответы на предложенные на доске вопросы.

 

- Определите сколько цифр в частном: 7416:36;

- Выполните деление:   55: 5

                                        3606: 6

- Сравните числа 28 и 7

                                       

                              9 и 63

 

- Каким действием определяется во сколько раз одно число больше или меньше другого?

- 160 кг картошки разложили в 4 мешка поровну. Сколько кг картошки в одном мешке?

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» нажимает

 по зелёным кнопкам 1, 2, 3, 4,5,6,7,8,  в "облачках" появляются задания. После устного разбора проверяем свой ответ, произведя щелчок по соответствующей салатовой кнопке, расположенной вверху кнопок соответственно.

- Запишите число, классная работа, математический диктант.

Цифра 8 (математический диктант с проверкой)

ДУ: читает задания.

1)    Определите сколько цифр будет в частном и выполните деление:

                          808:3

                                    312: 3

                                    7585: 37

2) а) Во сколько раз число 60 больше числа 5?

  б) Во сколько раз число 4 меньше числа 100?

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» нажимает

на салатовую кнопку над цифрой 8 , появляется ответы на доске.

- нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

 

 

 

Решают у доски по очереди примеры, остальные внимательно слушают друг друга.

 

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» нажимают на ответ, если он выбран верно, то часть картинки закрашивается, а если нет , то выбранное число пропадает.

 

 

Отвечают устно на вопросы, записанные на доске.

- Три.

- 11.

- 101.

- 28 больше 7 в 4 раза.

- 9 меньше 63 в 7 раз

 

- делением.

 

 

-40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают необходимые записи в тетради.

 

Внимательно слушают учителя и пишут математический диктант в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Меняются тетрадями.

 Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронталь-ная устная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индиви-дуальная работа.

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

3. Изучение нового материала.

 

а) Постановка проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

б) Решение проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» нажимает

на прямоугольник, появляется условие задачи.

- Перед вами проблемная задача:

У девочки есть 30 рублей, ей нужно купить булочки. Цена одной булочки 10 рублей. Какое максимальное количество булочек она может купить?

 

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» нажимает

на монеты появляется другое условие задачи.

 

- На следующий день у девочки также 30 рублей, но булочка стоит уже 12 рублей, сколько булочек теперь может купить девочка?

Работа со страницей на ИД:  нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

- Чтобы ответить на вопрос задачи нужно 30 : 12, но 30 на 12 не делится на цело, а только с остатком.

- Запишите тему нашего урока

  «Деление с остатком» и запишем деление «уголком» 30: 12

 

 

 

 

 

- Как называются компоненты при делении с остатком?

ДУ: указывает на число 30, затем 12, 6 и 2.

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» кликает на число в делении уголком, появляются названия компонентов  деления.

- Сравните остаток с делителем, что можно про них сказать?

- Как можно проверить правильно ли выполнено деление? Объясните.

- Проверим правильность наших выводов.

  Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» кликает на изображение «Зайца», появляется задание для учащихся.

 

 

- Откройте учебник на стр. 81.

- Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы.

- Может ли остаток быть больше делителя?

- Может ли он быть равен делителю?

-Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

Внимательно слушают.

 

 

Перед учащимися создаётся проблемная ситуация с помощью которой реализуются принципы продуктивной обработки информации и развития мотивации.

 

 

Предлагают свои ответы.( 3булочки)

 

 

Предлагают решение проблемы.(2 бул.)

 

 

 

 

Выполняют деление уголком в тетрадях и подписывают компоненты деления

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

-Остаток меньше делителя.

- Умножением делителя и неполного частного с добавлением остатка.

 

- нет.

- да, тогда число делится нацело.

-Неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.

Фронталь-ная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику.

(индивид.)

 

 

7

Физкультминутка.

 

 

Физкультминутка.

Работа со страницей на ИД: 

кликает по левой руке Волка, а затем включает звукозапись.

 

Закройте глаза и представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом воздухе слово делимое, сделайте это с движением головы; зафиксируйте слово перед глазами.

выполняют движения.

 

 

 

 

8

 

 

 

 

4. Первичное закрепление нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Помогите Зайцу найти и исправить ошибки,

  которые допустил Волк в вычислениях.

ДУ: вызывает ученика к доске (или по желанию по очереди несколько учащихся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со страницей на ИДнажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

(остальные записывают все примеры себе в тетрадь)

 

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Перо» ученик исправляет ошибки, если требуется производит вычисления на стикере, на который наложено действие «перетащить копию»

 

 

Индиви-дуальная работа у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сформулируйте  условия деления с остатком, запишите их себе в тетрадь.

- Сформулируйте правило нахождения делимого по неполному частному и остатку, запишите правило в тетрадь.

 

.

Работа со страницей на ИД: 

- кликает по цифрам 1,2., затем щёлкнув на знак восклицания откроется правило, кликая на буквы которого открывается их обозначение внизу страницы;

- нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

Формулируют условия, затем записывают с доски их себе в тетрадь.

- Остаток должен быть меньше делителя.

-Если неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток, то получится делимое.

a=c×b +d, где а- делимое, с- неполное частное, b- делитель и d- остаток.

Фронталь-ная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

10

5. Решение задач.

 

 

 

 

 

 

- Откройте учебник на странице 82

№ 533 (а,б,е,ж)

 

а- решаем у доски с объяснениями .

б- решаем самостоятельно, затем проверяем вместе.

е – решаем у доски с объяснениями

ж- решаем самостоятельно, затем проверяем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД: 

произведя щелчок по "Зайцу" - производим проверку решения.

После выполнения номера нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

 

 

 

а- выполняет 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

б- самостоятельно решают, затем 1 человек показывает решение на доске.

е- выполняет 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

ж- самостоятельно решают, затем 1 человек показывает решение на доске.

Работа со страницей на ИД: 

Ученик записывает решение у доски, используя инструмент «Перо» в нижнем углу прямоугольника. (а класс записывает при этом все в тетради).

Работа у доски. Самос-тоятельная работа.

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

- № 534.

ДУ: даёт инструкцию по выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД: 

После выполнения номера нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

Выполняют задание.

Работа со страницей на ИД: 

На цифры внизу страницы наложено действие "Перетащить копию". Ученики по очереди ( по желанию или можно использовать двухпользовательский режим) выходят к доске и с помощью инструмента "Выбор" помещают нужные остатки в прямоугольники, остальные выполняют номер в тетрадях.

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте задачу.

ДУ: обсуждает с классом задачу, задаёт вопросы.

 

Работа со страницей на ИД: 

После решения задачи  щелкает по "Зайцу" - производим проверку решения.

 

Самостоятельно записывают решение в тетради и производят вычисления.

400:13=30 (ост.10)

400=30·13+10

Работа в тетрадях.

 

 

 

13

 

7. Повторение.

 

 

 

 

- Прежде чем вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках, давайте разделимся на две команды: команду Волка, команду Зайца.

ДУ: делит класс на команды  ( 1 вариант- команда Зайца, 2 вариант – команда Волка)

 

 

Работа со страницей на ИД: 

включает звукозапись, если требуется пока дети рассаживаются по командам.

 

Рассаживаются по группам.

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

- Кто больше поймает мячей?

ДУ: инструктаж по выполнению задания.

 

 

 

Работа со страницей на ИД:

Производит щелчок по нужной картинке (Волка или Зайца), затем по номеру задания напротив этой картинки при этом появляется задание и два варианта ответов (для того чтоб появились нажимаем на цифры 1 и 2 около открытого задания), один из которых верный.

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД: 

После выполнения номера нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

Внимательно слушают пояснения учителя.

Каждой команде предлагается по 3 задания ( напротив картинок Волка и Зайца).

По жребию начинает одна из команд.

Работа со страницей на ИД: 

Ученик из команды пишет пером на стикере, затем выбирает ответ и производит по нему щелчок. Если выбран верный ответ, то команде прибавляется мяч, если же выбран неверный ответ, то появляется в ячейке вместо мяча крестик. На кнопку с решенной задачей накладывается "накладка", поэтому команда не может выбрать одну и туже задачу дважды. Побеждает команда набравшая большее количество мячей (максимум три, они собираются в урнах у Волка и Зайца справа).

 

 

 

        Работа в группах.

 

 

 

 

 

15

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

ДУ: объясняет задание, вызывает по человеку от каждой команды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУ: считает верные ответы и прибавляет мячи командам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ученику от команд работают у доски, остальные в тетради.

 

 

Работа со страницей на ИД: 

Двухпользовательский режим.

На мел у каждой доски наложено дествие "Перо", решают уравнения, затем с помощью инструмента "Лупа" проверяют ответ (прямоугольник в левом нижнем углу каждой доски).

 

 

 

 

 

 

 

16

 

9. Домашнее задание.

 

 

Работа со страницей на ИД

Учитель кликает "домик" , открывается домашнее задание.

 

- пункт 13 стр. 81, № 550 (а,б),

                               № 552,

                                № 556 (а).

 

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

 

пункт 13 стр. 81,

№ 550 (а,б),

№ 552,

№ 556 (а).

 

 

17

 

8. Итог урока.

 

 

 

ДУ: подводит итог урока, выставляет оценки.

     

 

Работа со страницей на ИД

Учитель выдвигает бегущего "Зайца" вправо и задаёт вопросы классу.

 

Отвечают на вопросы, решают задачи  на деление с остатком из жизни.

 

 

 

Акцентируется внимание на трудных моментах в теме, связь математики с жизнью.

 

 

 

 

 

18

10. Рефлексия.

 

 

 

- Перед вами на доске три квадрата:

Зелёный – обозначает…..

Жёлтый - …..

Красный…..   (читает на доске)

- подойдите по очереди к доске и выберите один из квадратиков.

 

 

Работа со страницей на ИД

Учитель кликает  на квадратики слева по очереди , открывается их обозначение.

 

 

 

 

 

-- СПАСИБО  ЗА УРОК!

 

Внимательно слушают учителя

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД

С помощью инструмента «выбор» производят щелчок по выбранному квадратику справа в нижнем углу.

( на каждый квадрат наложено действие «Растяжение вверх»)