Презентация к уроку математики в 3 классе на тему "Умножение на 9"
УЧИТЕЛЬ:НИКИТЕНОК Н.Е.
УРОК МАТЕМАТИКИ 3 КЛАСС
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 9
(учебник, с. 65; рабочая тетрадь, с. 44–45; диск)
Цель деятельности
учителя
Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения
выражений в контексте задачи, переводить одни единицы длины в другие, вычислять площадь и периметр
квадрата
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Изучение новых знаний и способов действий
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения
и деления с числом 9, объяснить значения выражений в контексте задачи, работать с единицами длины –
переводить одни единицы длины в другие, вычислять площадь и периметр квадрата.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность):
овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CDROM)
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Таблица умножения и деления с числом 9
Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Оборудование
Основные понятия
и терминыО р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и
развивающие
компо
ненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
4
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку,
организуют рабочее
место
1
2
3
I.
Мотивац
ия
(само
опреде
ление)
к учебной
деятель
ности
Эмоциональ
ная,
психологиче
ская
и
мотивационн
ая под
готовка
к усвоению
изучаемого
материала
1. Проверка
домашнего
задания.
II.
Актуализ
ация
знаний
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на
учебную деятельность.
Эстафета доброты
– Нужно взяться за руки и передавать
рукопожатие. Я передам вам свою
доброту, и она идет от меня к…
(конкретно указывает имя ученика),
от…
(конкретно указывает имя ученика)
и т. д. и, наконец, снова возвращается
ко мне. Я чувствую, что доброты стало
больше, так как каждый из вас добавил
частичку своей. Пусть же она вас не
покидает и греет
Проверяет наличие домашней
работы
в тетрадях.
Формы
органи
зации
совзаим
одей
ствия
5
Коллек
тивная
Промеж
уточны
й
контрол
ь
7
Наблюд
ение
учителя
за
организ
ацией
рабо
чего
места
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
6
К – планируют
учебное
сотрудничество
с учителем и сверст
никами.
Л – понимают
значение знаний для
человека; имеют
желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету
Показывают
выполненную домашнюю
работу.
Фронта
льная,
инди
П – осуществляют
поиск и выделение
необходимой
информации для
выполнения
Устные
ответы,
наблюд
ения1
2
3
4
2.
Целеполаган
ие.
3. Устный
счет
– Откройте учебник на с. 65,
определите тему и цель урока.
Формулируют тему,
цель урока.
Выполняют задания
– Какие числа от 40 до 50 делятся на 6?
На 7? На 8?
– Назовите самое большое число до 30,
которое делится на 8. На 7.
– Назовите по порядку числа, которые
делятся на 4. На 3.
– Вычислите. Найдите «лишнее» выра
жение.
40 : 5 =
24 : 4 =
56 : 7 =
А р и ф м е т и ч е с к и е р е б у с ы .
72 : 9 =
80 : 10 =
48 : 6 =
64 : 8 =
32 : 4 =
III.
Изучение
нового
материал
а
1.
Подготовка
к
составлению
таблицы
умножения
числа 9.
Повторить известные случаи
умножения на 8.
– Как можно вычислить результат, если
он забыт?
Все эти случаи умножения на 9 уже
учили, они запоминаются труднее,
чем другие.
Записывают ответы.
Могут при этом
предложить
разнообразные
способы: например,
2 ∙ 9 = 18, так как 9 +
+ 9 = 18; 4 ∙ 9 = 36, так
как если взять 5 раз по
4,
5
видуаль
ная
Продолжение табл.
7
учителя
,
выполне
нные
задания
6
учебных и поисково
творческих заданий;
осознанно и
произвольно строят
речевое высказывание;
подводят под понятие.
Р – самостоятельно
делают несложные
выводы о
математических
объектах и их
свойствах; используют
математические
термины, символы
и знаки; замечают
допущенные ошибки.
К – обмениваются
мнениями; могут
работать в коллективе;
уважают мнение
других участников
образовательного
процесса.
Л – осознают свои
возможности в учении;
способны адекватно
рассуждать
о причинах своего
успеха или неуспеха1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
получится 20, да еще 4
раза по 4, получится 16,
а 20 + 16 = 36 и т. п.).
в учении, связывая
успехи с усилиями,
трудолюбием
Составляют таблицу
на доске и записывают
в тетрадь.
Рассматривают
рисунок, воспроизводят
по нему составленную
таблицу.
Вместе с тем они основа для состав
ления таблицы умножения числа 9.
9 ∙ 9 = 81
81 : 9 = 9
При решении знакомых примеров
можно опираться на использование
приема перестановки множителей,
при вычислении произведения 9 ∙ 9
могут воспользоваться приемом
набора слагаемых группами
(например: 9 ∙ 4 = 36 и еще 9 ∙ 5 = 45,
36 + 45 = 81). Можно так же, как
это уже неоднократно делалось,
найти результат, опираясь на ответ
предыдущего примера в таблице
(8 ∙ 9 = 72, 72 + 9 = 81).
Задает примеры из таблицы подряд.
После того как вся таблица будет
составлена и записана на доске,
обратить внимание учащихся на то,
что во всех случаях число десятков в
ответе на 1 меньше, чем второй
множитель, а сумма цифр в записи
ответов всегда равна 9. Эти
наблюдения, как
показывает опыт, предупреждают
возникновение многих ошибок, а кроме
2. Работа
по рисунку.1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
3. Закреп
ление
таблицы.
Физкультмин
утка
1. Решение
задач.
IV.
Практич
еская
деятельн
ость
того, готовят учащихся к усвоению
в дальнейшем признака делимости
на 3 и на 9.
– Повторите таблицу умножения на 9. Ученики один за другим
Организует проведение
физкультминутки
№ 3.
Оказывает помощь, записав условия.
Было – 50 м.
Отрезали – 8 м и 7 м.
Осталось – ?
№ 2.
Разбирает с учащимися устно.
называют ответы.
Выполняют
упражнения согласно
инструкции
учителя
Решают
самостоятельно с
последующей про
веркой, записав решение
двумя способами
и ответ:
I с п о с о б :
1) 50 – 8 = 42 (м).
2) 42 – 7 = 35 (м).
II с п о с о б :
1) 8 + 7 = 15 (м) –
отрезали.
2) 50 – 15 = 35 (м) –
осталось.
О т в е т : 35 метров
провода осталось.
Учащиеся объясняют,
что обозначают выра
Устные
ответы,
записи
в тет
ради
П – осуществляют
логические действия,
поиск необходимой
информации; исполь
зуют знаковосимво
лические средства;
моделируют и
преобразовывают
модели разных типов
(схемы,
знаки и т. д.);
осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания.
Р – осуществляют
контроль, коррекцию,
оценку, волевую
саморегуляцию при
воз1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
2. Работа
с единицами
длины.
3.
Самостоятел
ьная
работа.
4. Работа
в тетради
на печатной
основе.
5*. Задания
из
электронног
о при
ложения
к учебнику
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключитель
ная беседа.
Выставление
оценок
V. Итоги
урока.
Рефлекси
я
деятель
ности
№ 4 (с комментированием).
В 1 м – 10 дм, в 3 м – 30 дм, 30 дм
и 9 дм – всего получится 39 дм.
– Самостоятельно выполните задания
№ 1, 6.
жения, записанные
в задаче.
Обосновывают свои
ответы.
Решают примеры.
Находят площадь и
периметр квадрата.
– Самостоятельно выполните задания
№ 115–116 на с. 44
Выполняют задания
никновении затруд
нений.
К – строят речевое
высказывание в уст
ной форме;
используют
математическую
терминологию; при
меняют изученные
правила общения
Отвечают на вопросы
– Чем занимались на уроке?
– Что повторяли на уроке?
– Какие задания понравились?
– Какие – вызвали затруднения?
– Как оцениваете свою работу
на уроке?
Устные
ответы
Фронта
льная,
индивид
уальная
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают
собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют
интерес к предмету3
Рабочая тетрадь, с. 45, № 117–118
4
Задают уточняющие
вопросы
1
2
VI.
Домашне
е задание
Инструктаж
по
выполнению
домашнего
задания
Окончание табл.
6
7
Р – применяют
и сохраняют учебные
задачи
5
Фронта
льная,
индивид
уальная