Цели: познакомить учащихся с обозначением фигур буквами, научить правильно читать и записывать название фигур; продолжить работу над совершенствованием умений решать уравнения; закреплять умения решать задачи и примеры.
Целью урока является знакомство с заглавными латинскими буквами, которые служат для обозначения концов отрезка и вершин многоугольников; совершенствование навыков измерения отрезков и сравнение их. Урок построен в виде игры. Ребята помогают Незнайке. А также в интересной форме узнают об обозначении геометрических фигур буквами. На уроке используется самооценивание (после каждого этапа урока), работа в группах, фронтальная и работа по рядам.
У р о к 10. Обозначение фигур буквами (с. 14)
Цели: познакомить учащихся с обозначением фигур буквами, научить
правильно читать и записывать название фигур; продолжить работу над
совершенствованием умений решать уравнения; закреплять умения решать
задачи и примеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. На доске записаны три задания:
Уменьшить на 9
24, 65, 18, 33
Увеличить на 8
16, 45, 71, 52
Уменьшить на 6
40, 72, 54, 93
Учитель вызывает к доске трёх учеников. Выполняя задание, каждый из
них записывает строкой ниже получаемые ответы.
Одновременно учитель проводит с классом счёт «цепочкой»:
5 + 8 – 9 + 6; 14 – 7 + 5 – 8 + 9; 12 – 9 + 8 – 5 + 4.
Затем отвечающие у доски объясняют, как выполняли задания, класс
проверяет правильность ответов.
2. Вычислите. Разбейте выражения на две группы (примеры на сложение и
примеры на вычитание):
23 + 15
47 – 14
38 – 23
33 + 14
15 + 23
47 – 33
38 – 15
14 + 33
III. Работа над новым материалом.
Учитель начинает объяснение нового материала с беседы:
– Ребята, мы с вами все имеем имена, благодаря которым мы можем
назвать нужного нам человека. Так же и в математике: геометрические
фигуры имеют свои имена. На одном и том же чертеже может быть начерчено
несколько одинаковых фигур, и чтобы не было путаницы, они имеют свои
обозначения.После этого учащиеся открывают учебник на с. 14 и читают вводную
статью.
Для закрепления полученных знаний под руководством учителя
выполняются задания № 1, № 2, № 3.
После построения чертежа к заданию № 3 учитель спрашивает:
– Как можно узнать длину отрезка СВ, не измеряя его?
Учащиеся должны догадаться, что отрезки АС и СВ – это части отрезка
АВ. Значит, если из длины отрезка АВ вычесть длину одной части, то получим
длину другой части. Следовательно, 60 – 15 = 45.
Значит, длина отрезка СВ = 45 мм.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. В задании № 4 дети должны правильно поставить
вопрос к задаче: «Сколько яблок упало с яблони?».
Учитель. Ребята, как вы думаете: задача простая или составная?
Дети. Составная.
Учитель. А почему вы так решили?
Дети. Потому что мы сразу не можем ответить на главный вопрос задачи.
Учитель. А почему?
Дети. Мы не знаем, сколько всего яблок висело.
Учитель. А это можно узнать?
Дети. Да. Сложением. Надо к 12 прибавить 8, а затем из полученной
суммы вычесть 16.
1) 12 + 8 = 20 (яб.) – было
2) 20 – 16 = 4 (яб.)О т в е т: 4 яблока упало.
2. Решение уравнений. Задание № 5 можно предложить учащимся решить
самостоятельно или с комментированием. Это зависит от уровня
подготовленности класса.
№ 5: 28 + а = 39
Учащиеся. Нам неизвестно второе слагаемое. Чтобы найти неизвестное
слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
а = 39 – 28
а = 11
28 + 11 = 39
39 = 39
3. Для самостоятельной работы предложить учащимся решить примеры
задания № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы узнали, что геометрические фигуры
обозначаются буквами; учились читать название фигур на чертеже; сами
чертили отрезки и обозначали их буквами.
Учитель. Чем ещё занимались на уроке?
Дети. Мы ещё решали задачи, уравнения и примеры.
Домашнее задание: с. 14, № 6.
Задания, данные на с. 15–17, учитель использует по своему усмотрению.
Часть из этих упражнений может быть выполнена устно, часть – с записью и
преимущественно самостоятельно.
Некоторые упражнения можно
использовать на последующих уроках для устного выполнения
самостоятельных и домашних работ.