Тема: Образование числа 13, его десятичный состав
Цель:
познакомить учащихся с образованием числа13, его десятичным составом
и расположением на числовом луче; учить писать число 13; закрепить
вычислительные приемы сложения и вычитания;
развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, логическое
мышление;
воспитывать интерес к математике, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: набор цифр и букв; таблица «Какие цифры спрятались»;
индивидуальные карточки «Соедини цифры по порядку»; таблица с 9
квадратами и картинка воробей; счетные палочки; «цветок» тюльпана (красный
и желтый) каждому ученику.
Ход урока:
Организационный этап:
Прозвенел для нас звонок
Начался у нас урок.
На места тихонько сели
И на доску посмотрели.
На доске рисунок
Этап актуализации знаний
Игра «Какие цифры спрятались?» (прил. 1)
Работа по карточкам «Соедини цифры по порядку» (прил. 2) у
каждого ребенка лежит карточка. Простым карандашом дети соединяют
цифры по порядку от меньшего к большему.
Устный счет
Что у вас получилось? (цифры 2, 3, 5)
Выставляем цифры на доску
2
3
5
Найдите сумму полученных чисел. (10)
Добавляем число 10
2
10
3
5
Какое число лишнее? Почему? (10 – оно двузначное)
Назовите все однозначные цифры первого десятка, которые пропущены.
(0,1,4,6,7,8,9)
Игра «Посмотри, запомни, нарисуй»
переворачиваем карточки. Смотрим на доску.
Запоминаем рисунок. Учитель закрывает
доску, а ученики должны нарисовать такой же
по памяти.
Проверяем (открываем и
сравниваем).
Прочитайте данный числовой ряд: 6
7
2
3
Б
5
Г
В
А
12
Что необычного вы заметили? (некоторые числа заменены буквами)
Решите примеры, ссылаясь на данный числовой ряд:
10+1=(Д)
В2= (6)
Этап подготовки к восприятию нового материала
Назовите числа, которые заменены буквами от большего к меньшему.
5+2= (7) 10 + * = Д(1)
Г – 1= (В) Б * = 2 (2)
10+* = 12(2)
* + 2 = 3 (А)
10 Д
(11, 9, 8, 4, 1)
Выставляем все числа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Назовите числа меньше 6 (больше 6).
Числа, которые меньше 6 расположены перед числом 6 или после?
Чем отличается каждое следующее число? (оно на 1 больше
предыдущего)
Этап подготовки цели и задач урока
Назовите двузначные числа? Чем они отличаются от однозначных? (они
состоят из десятков и единиц, а однозначные только из единиц)
Сколько десятков и единиц в числе 10 (11, 12)?
На сколько 11 больше 10?, 12 больше 11?
Как из 11 получить 12?
А что будет, если мы к 12 прибавим еще 1? Станет больше или меньше?
(больше). Мы получим следующее число или предыдущее? (следующее)
И сколько мы тогда получим? (13)
Учебник стр.14 №1 – Какое число написано в левом верхнем углу?
13 – это сколько? (1 десяток и 3 единицы)
Так с каким новым числом мы с вами познакомимся сегодня? (13)
Рабочие тетради стр.8 №3 – из каких цифр состоит число 13? Что
пишем сначала, что потом? Учитель показывает образец написания на доске, а
потом ученики прописывают в тетрадях по образцу.
№ 1 – решаем примеры 1го столбика.
(2 + 1 = 3) – Стало больше или меньше? На сколько больше? Какое число
мы получим, если прибавим 1? (следующее)
Решаем второй пример.
Чем отличаются примеры? Что появилось? (появились десятки)
А что можно сказать про единицы?
Решаем остальные примеры.
Останавливаемся на первом и втором примерах второго столбика.
Так как из 12 получить 13?, из 13 получить 12?
Учебник стр. 14 №2 – Сколько воробьев слева? (справа?)
Сколько всего воробьев? Как узнали?
Как из 10 получить 13? (к 10 прибавить 3) Гимнастика для глаз (используется таблица с 9 квадратами)
«Поймай воробья» учитель называет задание, ученики должны глазами
проследить направление и в конце указать, в каком окошке «сидит» воробей.
Например: 1 шаг вправо, 2 шага вверх, 1 шаг вправо (задания постепенно
усложняются,
путь становится длиннее)
Этап изучения нового материала
Учебник стр.14 №4 – Сколько пуговиц на
рисунке? Сколько справа (слева)? Как получили
13? Что обозначено зеленым (красным) цветом?
13 это сколько десятков и единиц? (1
десяток и 3 единицы). 12 (11,10) – это…?
Так как получить 13? (10 +3) А еще? (12
+ 1, 11 + 2)
№ 3 – Обратите внимание на «машину». Надо от 13 отнять 1. Какое число
мы получим? (предыдущее, 12)
Рабочая тетрадь №2[4, 93] – Какое число на входе первой машины?
Какие действия необходимо сделать? Сколько? (1 и еще 1) Сколько получим на
выходе? (10)
Сколько всего отняла машина? (2) Какое число получили на выходе?
(10) Стало больше или меньше?, на сколько (меньше, на 2) заполняем
данными вторую машину.
Аналогично разбираем и заполняем №2 (2)
Учебник стр.15 №5 «Составьте задачу»
Что делают дети? Сколько человек выполняют упражнение? Сколько
человек не делает упражнение? Какой вопрос будет в задаче? Как будем
решать? Решение записываем в раб.тетрадь №3. На доске записываю
выражения (1 + 8 = 9; 9 – 1 = 8; 9 – 8 = 1) и прошу учеников объяснить, что
они означают и как изменится условие и вопрос задачи.
№ 6 – Сколько ребят в раздевалке? Сколько ребят ушли? Сколько всего
ребят было в раздевалке? – решаем и решение записываем в тетрадь.
Работа по вариантам (устно).
На доске записаны выражения,
надо составить задачу, что бы она
имела данное решение.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
3 + 5 = 8
8 – 5 = 3
8 – 3 = 5
Физкультминутка
А сейчас все дружно встаньте.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Руки вверх, руки вбок,
И на месте прыг да скок! А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Этап закрепления новых знаний
Учебник стр. 15 № 7[4, 93] Перед вами три числовые луча. Какие
числа отмечены на первом числовом луче? Какое число расположено левее
(правее)? Левее расположено меньшее или большее число? А большее как
расположено? Какой знак надо поставить в неравенстве? Почему? На сколько 3
меньше 4? На сколько 4 больше 3?
Рассмотрите второй луч. Какие числа мы можем сравнить на этом
числовом луче? Какой знак поставим? Прочитайте полученное неравенство.
Какие числа отмечены на третьем числовом луче? Какое число
расположено правее всех? Какой знак поставим в данном неравенстве? Почему?
Какие два числа отмечены, но не подписаны? Какие неравенства можно еще
составить? (дети диктуют, учитель записывает на доске)
Сравните числа 2, 3, 5, 6, 8. 9, 12, 13 с нулем.
Прочитайте все числа от нуля до 13 и обратно.
№8 – посмотрите на примеры. Примеры с ответом записываем в
рабочие тетради №3.
Решите их и найдите общее (у всех примеров один ответ – 10)
Значит 10 – это…?
Ученики выставляют самооценку в рабочих тетрадях.
Подведение итогов«Решите задачу» [1, 40]
Тюльпаны распустились
На клумбе возле дома.
Считали их, но сбились
Близняшки Тома, Рома.
А вам не трудно сосчитать?
Ведь красных восемь, желтых – пять.
О чем говорится в задаче? Сколько красных (желтых) тюльпанов? Что
спрашивается в задаче? Как будем решать задачу? Сколько получилось
тюльпанов?
Если возникают трудности, можно использовать счетные палочки
Как еще можно получить 13? (10 + 3; 11+ 2; 13 + 0)
Рефлексия
«Соберем букет в вазу»: на доске прикреплена ваза. Предлагаю ученикам
оценить свою деятельность на уроке. Ученики, анализируя, осознают свои
возможности, сами делают свой собственный выбор, определяют меру
активности и ответственности в своей деятельности. Те, которые старались все
сделать сами, на протяжении всего урока не отвлекались должны к вазе
прикрепить красный бутон тюльпана, а те, кому надо еще работать над своей
усидчивостью и вниманием – желтый бутон. Литература:
1. Адащик Л.В., Хацкевич Р.П. Математика в подготовительном классе /
Л.В. Адащик. Р.П. Хацкевич. – Мн.: Харвест, 2003. – 288 с.
2. Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф,
2000. 256 с., с илл. (Внимание: дети!)
3. Математика в стихах и загадках: 1 – 4 классы / авт.сост. Н.Л.
Ковалевская. – Минск: Аверсэв, 2006. – 68 с.: ил. – (Урок в начальной
школе)
4. Чеботаревская Т.М. Математика в 1 классе: учеб.метод. пособие для
учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз.
обучения / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. Минск: Аверсэв, 2011. –
172 с.: ил. (Библиотека учителя).
Конспект урока по математике "Образование числа 12 и его десятичный состав" (1 класс,математика)
Конспект урока по математике "Образование числа 12 и его десятичный состав" (1 класс,математика)
Конспект урока по математике "Образование числа 12 и его десятичный состав" (1 класс,математика)
Конспект урока по математике "Образование числа 12 и его десятичный состав" (1 класс,математика)
Конспект урока по математике "Образование числа 12 и его десятичный состав" (1 класс,математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.