Технологическая карта урока
Предмет |
Математика |
Класс |
1 |
Тема |
Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия. Изображение равенств на числовом луче |
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Толмачёва Татьяна Викторовна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МБОУ «Брацлавская СОШ» |
Федеральный округ России |
Россия |
Республика/край |
Оренбургская область |
Город/поселение |
Село Брацлавка |
Тип урока (мероприятия, занятия) |
Урок изучения нового материала |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
35 минут |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Познакомить с предметным смыслом действия сложения.
|
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма), равенство. Названия компонентов и результата действия сложения (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы). Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные: умеют ориентироваться в тетради, соблюдать гигиенические требования при работе с тетрадью. Метапредметные: (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) Познавательные: общеучебные – совершенствовать навык счета; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач. Предметные – умение складывать разными способами числа. Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие, научатся оценивать и контролировать свои действия, анализировать свою работу. Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, использовать речь для планирования и регуляции своего действия; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. Личностные: осознают значение учебной деятельности, выражают положительное отношение к учебному процессу, проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний, сохраняют мотивацию к учебе, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам. |
УУД |
Регулятивные УУД 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника. 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе. Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. 2. Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы. Личностные УУД 1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. 2. Формируем общее представление о моральных нормах поведения. |
План урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
1. Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. 2. Устный счет. Сегодня я вас пригашаю на несколько минут заглянуть в лето. Пусть за окном пасмурно и идет снег, а у нас светит солнце и хорошее настроение. -Покажите какое у нас настроение? Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело. Математика нас ждет, Начинаем устный счет. Приглашаю вас, друзья, По грибы сегодня я. Очень хочется узнать, Кто их может собирать И, конечно, различать. А в лесу нас с вами ждет Старичок - моховичок. Приготовил он заданья. На смекалку и назаданья.
1. По тропинке вместе с нами Идут числа в два ряда. Старичок желает знать, Где здесь натуральный ряд. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9… 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1) -Почему этот ряд натуральный? Что обозначают точки…? -Сравните эти ряды, что вы заметили?
2. Коля с Машей в лес ходил, Там грибы он находил, А когда домой пришел, Все грибы сложил на стол. Тут сестренка его Оля, Принялась считать их вскоре. Помогите, дети, Оле Сосчитать грибы у Коли.
-Назову я вам число, Всем известное оно. Попрошу вас не зевать «Соседей» у числа назвать. У 4 ? 7 ? 9 ?
3. Белочки грибы сушили, Ну, а посчитать забыли. Кто ответит быстро, детки, Хватит ли грибов всем белкам? Как узнали, объясните? Свое мнение докажите. Как сделать поровну? Сколько белок? А грибов? Белок 6, а грибов 7, Какой вывод ясен всем
4. Вот на солнечной полянке Повстречались нам грибы. Поразмыслите, ребятки, Что за группы здесь даны? -Каких грибов больше больших или маленьких? -Съедобных или несъедобных? Назовите их. Вижу можете, ребятки, Вы грибочки различать, Ну, а кто же мне подскажет, Как грибочки собирать? 5. На полянке у дубка Еж увидел 2 грибка, Походил вокруг осин И нашел еще он три. Ну-ка, кто считать готов, Сколько еж нашел грибов? |
Дети показывают Солнышко
1ряд Числа идут по порядку. Числовой ряд можно продолжить. В первом ряду числа идут на возрастание, во втором - на убывание.
( счет до 10 в прямом и обратном порядке)
3,5; 6,8; 8,10.
на наборном полотне 6 белок и 7 грибов Хватит установили соответствие у доски показывают (6) (7) (6<7, а 7>6)
(1 группа – съедобные и несъедобные 2 группа – большие и маленькие 3 группа – по 2 грибка и по одному) (срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)
3 |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
2˂ 3 3˃ 2 5 = 5 2 + 3 = 5 - Что это за записи? - Что можете сказать о двух последних записях? Чем они отличаются? Почему не можем сказать? У всех разные ответы. |
- К каждому неравенству называют числа больше или меньше данного, другие варианты. Возникает затруднение, звучат разные ответы учащихся. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
- В каких выражениях возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - Чего мы не знаем? - Давайте вместе сформулируем тему урока. Тема нашего урока: знакомство с новыми выражениями. |
Выявляют место и причину затруднения. Формулируют совместно с учителем тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
- Какую цель ставим? (Узнать как называются такие выражения, что они обозначают) - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) |
Ставят совместно с учителем цель урока.
|
5. Реализация построенного проекта. |
Подготовка к усвоению материала Нам решение задач не составило затрудненья, Если выучим мы с вами действия сложения. Познакомимся с названием компонентов при сложении И научимся записывать математические выражения. Вы узнаете, друзья, что такое равенства И чем неверные от верных равенств отличаются.
Дети в лес пошли гулять И грибочки собирать. Повезло вначале Саше. 3 грибка нашел он сразу. Даша тоже не отстала, 2 грибочка увидала И в корзиночку поклала. Стали дети их считать: 1, 2, 3, 4, 5 Ребятишкам повезло Пять хорошее число. Нам придется выяснять, Как же получилось пять? -Почему прибавили? Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением. -Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? -Сколько нашла Даша? -Что мы сделали с их грибами? учитель показывает схему) -Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно. -Что значит сложить? -В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс.
Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые. -Как называется эта запись? выражение? числа? -Эти выражение читают по разному: 3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2; I слагаемое 3, II слагаемое 2. -Кто сможет прочитать по-разному выражение? 5+3
Физминутка. Мы грибочки собирали И немножечко устали. А сейчас мы дружно встанем Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поднимись. Ручки вверх и ручки в бок. И на месте прыг да скок. А теперь бежим вприпрыжку: Молодцы, мои зайчишки. Замедляем, зайки, шаг И на месте стой. Вот так А сейчас мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. 1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали) 2)– Выложите слева 3 кружка, справа 2 квадратика. -Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот) 3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками. -Результат сложения называется значением суммы. (учитель показывает схему): -Как вы думаете, равны они между собой? -Для обозначения равенства в математике используется знак «=». Найдите его в кассах -Эта запись называется равенство. -Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5 -Дайте название каждому числу. 4) –Запишите выражение и найдите значение: 1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства. 5) - Посмотрите на доску, что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3 + 4 = 6 3 + 4 =7 -Нет ли здесь ошибок? -Как это проверить? (По числовому лучу). -Кто объяснить как? (показывает по лучу). -Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства. -Какие бывают равенства? Как это проверить? |
Выполняют практические действия с наглядным материалом, открывают новые знания и способ.
(Выходят мальчик и девочка с корзинками).
(К 3 прибавили 2)
(3) (2) (Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2) Объединили) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
У.- Откройте учебник на странице 80. Мише и Маше подарили аквариумных рыбок. Что они делают? Д.- Выпускают рыбок в аквариум. У.- Что произошло с рыбками? Д.- Они объединились. У.- Что означает слово «объединились»? Придумайте примеры с этим словом. Ответы детей. Работа в парах У.- Сидящие слева выполняют то, что делает Маша, а сидящие справа выполняют то, что делает Миша. Выполните действие, которое выполнили Маша с Мишей с помощью счетных палочек на листе бумаги. У.- Что вы сделали со счетными палочками? Что произошло с палочками на бумаге. Д.- Объединились. У.- Какое действие выполнили дети, и какое действие выполнили вы? Д.- Сложение. У.- Сложить предметы – значит объединить. |
Проговаривают во внешней речи. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Учебник, стр. 80. № 181. Рассмотрите картинки. Что делают Маша и Миша на каждом из рисунков? - Выберите числовые выражения, которые соответствуют каждой картинке. (Первое вместе, остальные самостоятельно). |
Работают самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
ТПО № 1, Стр. 45. № 81. - Какое числовое выражение записано? - Что обозначает число 2 в левой части выражения? А второе число? А число 4? |
Закрепляют во фронтальной работе у доски по цепочке. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итог урока. |
Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось прогнать тучки. Солнышко вас благодарит и улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память портрет солнышка, отражающее ваше настроение. Я желаю вам дорогие ребята хорошего настроения на весь день.
Наш урок к концу подходит, Старичок итог подводит. -С каким действием вы познакомились? -Как называется числа при сложении? -Как называется эта запись? (6 + 3 = 9) - Чему научились? - Что было интересным? - Что показалось трудным?
-Кто собрал больше всех грибов? Вот пришел миг расставаться, Очень хочет на прощанье Старичок – моховичок Всем вручить боровичок. |
Рефлексируют по предложенным вопросам, оценивают себя на лесенке успеха.
-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.) (Все дети получают кондитерские грибки). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.