УМК "Школа России"
Тема урока : " Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых " ( 2 класс )
Цели урока : развивать умение учащихся представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта.
У р о к 12. Представление двузначных чисел
в виде суммы разрядных слагаемых
Цели: развивать умение учащихся представлять двузначные числа в виде
суммы разрядных слагаемых; продолжать работу над задачами изученных
видов; развивать навыки счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
2 2 2 2 2 2
20 20 20
– Что хотите сказать?
– Какова роль цифры 2 в числе 2? В числе 20?
III. Устный счет.
1. И г р а «Составь поезд».
(Все вагончики дети должны расположить по порядку возрастания
значений от 1 до 12:
10 – 9, 11 – 9, 9 – 6, 11 – 7, 12 – 7, 14 – 8, 13 – 6, 16 – 8, 12 – 3, 15 – 5, 3 + 8,
12 – 0.)
IV. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых.
1. Запишите числа, в которых:
1 десяток и 7 единиц;
7 десятков и 2 единицы;
3 десятка и 8 единиц.
– На каком месте справа стоят единицы?
(На первом месте справа расположен разряд единиц.)
– На каком месте справа стоят десятки?
(На втором месте справа расположен разряд десятков.)
– Запишите числа: 82, 19, 53, 61.
– Подчеркните разряд единиц одной чертой, а разряд десятков – двумя
чертами.2. Работа по учебнику (с. 15 учебника, часть 1, «Н»).
– Рассмотрите равенства, данные в первом столбике.
– Что заметили?
(Учителю следует обратить внимание детей на то, что данные числа
представлены не просто в виде суммы чисел, а в виде суммы разрядных
слагаемых.)
Далее дети по образцу представляют данные числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
56 + 50 + 6
65 + 60 + 5.)
(37 = 30 + 7
84 = 80 + 4
После этой работы учащиеся с комментированием выполняют задание 1 (с.
15 учебника, часть 1) , в котором вставляют в «окошечко» пропущенное
число, аргументируя своё мнение.
V. Развитие навыков счёта.
Учащиеся устно, с объяснением выполняют задание 5 (с. 15 учебника,
часть 1).
Особое внимание детей следует обратить на второй столбик примеров, в
котором прослеживается закономерность.
– Что заметили? (Первое слагаемое в каждой следующей сумме
увеличивается на 10, соответственно значение каждой последующей
суммы увеличивается на 10.)
Продолжите данный столбик,
соблюдая подмеченную вами
закономерность.
(48 + 1 – 9
58 + 1 – 9
68 + 1 – 9
78 + 1 – 9
88 + 1 – 9
98 + 1 – 9.)
VI. Решение задач.
На данном этапе урока работа ведётся по заданиям 3, 4 (с. 15 учебника,
часть 1), также учителем могут быть подобраны свои задачи.
Работу над задачами можно начать с задания 4.
Ученики читают текст задачи, выделяют в нём условие, вопрос, данные и
искомые числа, а затем выбирают то решение, которое соответствует тексту
задачи. (Верным будет решение 2: первым действием следует выполнять
вычитание, так как во втором букете гвоздик было на 2 меньше.) Затем
учащиеся составляют задачу, соответствующую решению 1. (В одном букете
5 гвоздик, а в другом – на 2 гвоздики больше. Сколько гвоздик в этих
букетах?)Далее дети самостоятельно выполняют задание 3.
Вместо краткой записи ученики могут выполнить чертёж, а затем записать
решение.
Решение может быть проверено фронтально или в парах.
VII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Что особенно запомнилось?
– Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?