«Алгоритм умножения на двузначное число».
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. Проверка домашнего задания: · Игра в парах сменного состава «Карусель» Проверка по образцу. Проверяется умение записывать умножение многозначного числа на однозначное в столбик и делать вычисления.
· Соединить название свойства умножения и формулу. Проверяется знание свойств умножения. (1 ученик у доски)
· Задание с ловушками. Проверяется знание умножения многозначного числа на однозначное. |
- Начнём урок математики с проверки домашнего задания. Даны карточки с выражениями, в которых найдены значения. Дети проверяют свои вычисления и по хлопку учителя передают тетрадь соседу. Игра заканчивается, когда тетради вернутся к хозяину. (409*9, 1124 * 80, 198 * 3, 5070 * 4) - Игра «Карусель». Возьмите карточки с пометкой домашнее задание. Проверяем правильность записи выражений в столбик и правильность вычислений. Если заметили ошибку, сделайте пометку и отложите тетрадь в сторону.
- Посмотрите, правильно ли выполнено задание: Умножение суммы на число (а + в) * с Распределительное свойство умножения с * (а + в) Сочетательное свойство умножения с * (а * в) - Нужно вставить подходящие числа и найти ловушки. 264 264 264 264 264 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
|
||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Мотивация
|
- Посмотрите на доску: - На какие группы можно разбить эти выражения? 1) 24 * 3; 15 * 4 2) 276 * 100; 123 * 1000; 3) 2370 * 5; 1460 * 20 4) 345 * 23; 436 * 35 ( устное умножение двузначного числа на однозначное, умножение многозначного числа на круглые десятки, сотни, тысячи, умножение многозначных чисел оканчивающихся нулями, умножение многозначного числа на двузначное.) |
||||||||||||||||||||
3. Выход на тему и задачи урока. |
- Значение каких выражений мы умеем находить, какие не умеем? (умножение многозначного числа на двузначное) - Какова же тема нашего урока? ( «Умножение многозначного числа на двузначное») Цель: узнать способ письменного умножения многозначного числа на двузначное; - Какие задачи поставим? 1) найти способ умножения двузначного числа на многозначное;
- На какой вопрос предстоит ответить в ходе урока? ( Как умножать многозначное число на двузначное?)
2) составить алгоритм умножения двузначного числа на многозначное;
- А какой проект проходит в нашей гимназии? (Неугасимая лампада)
- Чему он посвящён?
- Как может быть связан проект с нашим уроком математики? ( Работая над темой урока мы будем помнить о взаимопомощи, поддержке, уважении, терпении … и ещё мы вспомним о людях, которые во время первой мировой войны не жалея своей жизни защищали Родину.)
- Поставим следующую задачу: 3) узнать об участии русских людей в Первой мировой войне. |
||||||||||||||||||||
4. « Открытие учащимися новых знаний». Построение проекта решения учебных задач урока.
(патриотизм) 0 – А 1 – И 2 - П 3 - Т 4 – Р 5 – О 6 – З 7 – М
|
- Давайте посмотрим на выражения 123 * 32
- Какие у вас есть предложения, как выполнить умножение? - Какие правила, свойства умножения нам понадобятся? (распределительное свойство умножения, правило умножения многозначного числа на однозначное, умножение на двузначное число, оканчивающееся нулями.)
- Возьмите карточки, вставьте пропущенные числа и знаки действий. Если вам задание покажется слишком трудным, вы можете поменять карточку на другую, в которой есть подсказка. 1 уровень: (карточка-подсказка)
124 * 32 = 124 * (30 + 2) = 124 * 30 +124 * 2 = . . . . 124 124 +3720 * 2 * 30 248 . . . . . . . . . . .
2 уровень:
124 * 32 = 124 * (. . . + . . .) = 124 * . . . + 124 * . . . = . . . . 124 124 3720 * . * . . 248 . . . . . . . . . . .
Презентация работы в группах. - Объясните ваши действия.
( Мы воспользовались распределительным свойством умножения. Многозначное число сначала умножили на единицы, получили первое неполное произведение, затем многозначное число умножили на десятки, получили второе неполное произведение. Сложили первое и второе неполные произведения, и нашли полное значение произведения.)
- Теперь давайте подумаем, как сократить запись. - Возьмите карточку, сравните записи слева и справа и по образцу запишите своё выражение и объясните решение по плану. Образец:
308 * 54 =
308 308 15400 * 4 * 50 + 1232 1232 15400 16632
308 * 54 16632
2041 * 51 = (104.091) 3 043 * 23 = (69.989)
4 105 * 14 = (56.470)
- Как вы записывали? (Многозначное число, а под ним двузначное. Десятки под десятками, единицы под единицами.) - На что сначала умножали многозначное число ……. и где записывали …………? (на единицы и записывали под единицами)
- Что получили? (первое неполное произведение)
- На какой разряд умножали потом и где записывали? ( на разряд десятков и записывали под десятками)
- Что получили? (второе неполное произведение)
-Как находили полное значение произведения? (сложением.)
- Мы составили с вами алгоритм умножения
- Выполним следующее задание на карточках. (347*13=4511, 236* 22=5192, 250*35=8750, 309*47=14523, 416*34=14144, 625*19=11875, 238*52=12376, 403*59=23777)
Найдите значение выражения. Переверните карточку. На ваших карточках есть ключи (1-И, 2-П, 0-А, 3-Т, 4-Р, 5-О, 6-З, 7-М), если последняя цифра в значении выражения совпадает с цифрой на ключе, то значение выражения нашли верно. Объединитесь вместе и расставьте буквы в нужном порядке. Прочитайте ключевое слово (патриотизм).
- Связано ли это слово с милосердием? (любить Родину, защищать её)
- Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом. Выступление подготовленных учащихся: Тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста. Двенадцатилетний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен в звании до унтер-офицера. Будущий мapшал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. В свои шестнадцать лет он уже был опытным пулеметчиком. |
||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление. а) Составление алгоритма |
- Сейчас мирное время. Но это не значит, что мы не можем послужить своей Родине, оказать посильную помощь.
- Какую помощь мы можем оказать другим ребятам, которые ещё не умеют умножать многозначные числа на двузначные? ( Составить алгоритм)
- Расположите действия в нужной последовательности. ( Дети получают карточки с действиями, наклеивают их на лист цветного картона в нужной последовательности:
1. Запишите двузначное число под соответствующими разрядами первого множителя. 2. Умножьте единицы на 1-й множитель, запишите первое неполное произведение, начиная с единиц. 3. Умножьте десятки на первый множитель, запишите второе неполное произведение, начиная с десятков. 4. Сложите неполные произведения.
- Спасибо, я думаю, что ребята воспользуются вашей помощью.
|
||||||||||||||||||||
б) Коллективное выполнение задания по нахождению значений выражений |
- А сейчас я предлагаю вам найти значения выражений и узнать немного о тех, кто спасал чужие жизни, не жалея своей собственной.
1. 54 *35 = 1890 2. 163 * 12 = 1956
3. 58 *33 = 1914
1. В этом году родилась в многодетной семье Клавдия Алексеевна Богачёва. Когда началась первая мировая война, пыталась поступить на курсы медсестёр, но её не взяли. Тогда она остригла волосы, переоделась мужчиной и с чужими документами отправилась на фронт. Уже через месяц получила первую Георгиевскую медаль. В приказе о награждении было сказано: «Богачёв Николай вызвался подносить патроны в то время, когда никто не брался за это дело вследствие грозящей гибели». Во время ночной разведки в 1915 году Богачёва взяла в плен немецкого солдата. Её наградили Георгиевским крестом и присвоили звание ефрейтора. 2. В этом году вышла на пенсию Антонина Тихоновна Пальшина. Через месяц после начала войны она на свои сбережения купила коня, обмундирование и под именем Антона Пальшина была зачислена в 9-ю сотню 2-го Кавказкого кавалерийского полка. Участвовала во многих сражениях, была ранена, попала в госпиталь, где её и разоблачили. Тогда она окончила курсы медсестёр и в качестве сестры милосердия отправилась на фронт. Посчитав, что медсестёр и без неё хватает, она вновь переодевается в мужскую форму и поступает в разведку. За отвагу и мужество была награждена двумя медалями и Георгиевским крестом. 3. В этом году вышло постановление Ставропольской губернии от 7 сентября 1914 года – Римма Иванова направлена сестрой милосердия в госпиталь№2. Она не могла остаться в стороне, когда на фронте погибали люди. Командир полка написал о ней: «Неустанно, не покладая рук, работала она на самых передовых позициях, находясь всегда под губительным огнём противника и, без сомнения, ею руководило одно горячее желание – прийти на помощь раненым защитникам царя и Родины. Молитвы многих раненых несутся за её здоровье к Всевышнему». В одном из боёв сестра Иванова, увидев роту без офицера, сама бросилась с ней в атаку, захватила одну из лучших линей неприятельских окопов, но будучи тяжело раненой скончалась славной смертью храбрых. Когда наградные документы представили Николаю II, он задумался. До той поры только корнет Надежда Дурова была награждена орденом Святого Георгия 4 степени. Но Римма Иванова не была офицером, не была дворянкой и вообще не имела никакого воинского звания. И всё же император подписал указ о награждении. |
||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов урока, рефлексия. |
- Наш урок подошёл к концу.
- Понравился вам сегодня урок?
- Какие задачи ставили? (научиться..)
- Если вам понятен алгоритм умножения двузначного числа на многозначное, подарите ваш алгоритм ученикам 3 класса.
- Кто испытывал трудности на уроке, оставьте алгоритм пока себе.
- Мне было радостно наблюдать, как дружно вы работали в группах, помогали друг другу. Старайтесь и впредь уважительно, заботливо относиться ко всем окружающим. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.