Цели: познакомить учащихся с частными случаями умножения единицы и нуля; научить применять изученные правила при решении примеров.
Компетенции:
Предметная - освоение правила умножения на 0, совершенствование вычислительных навыков, развитие умения решать задачи,
Надпредметная - развитие умения рассуждать, доказывать, находить новые решения, делать выводы,
Социальная - формирование навыков общения.
Методы – частично - поисковый, методы стимулирования и мотивации, методы работы под руководством, методы упражнений и контроля, метод самостоятельной познавательной деятельности.
У р о к 15. Умножение единицы и нуля (с. 21)
Цели: познакомить учащихся с частными случаями умножения единицы и
нуля; научить применять изученные правила при решении примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание № 6 из учебника:
– Увеличьте на 8 числа: 16, 27, 35, 48.
– На сколько 24 больше, чем 8? чем 15?
2. Решите арифметические ребусы:
_8 …
1 2
…9
3. Сравните, не выполняя действия:
42 + 42 + … 42 ∙ 4
78 ∙ 5 … 73 + 73 + 73 + 73 + 73
в ∙ 3 … в + в + в + в
III. Работа над новым материалом.
Работу над новым материалом надо начать с рассмотрения у доски
примеров такого вида: 1 ∙ 3, 1 ∙ 5. Записав эти примеры, учащиеся решают их,
заменяя умножение сложением. Получается запись:
+7 …
…6
9 0
_8 …
…6
5 6
+… 7
5 …
9 1
1 ∙ 3 = 1 + 1 + 1 = 3
1 ∙ 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5.
Проводится беседа.
Учитель. Что интересного вы заметили? Сколько раз берется слагаемым
число 1?
Дети. Столько раз, сколько единиц во втором множителе.
Учитель. Значит, какое число всегда будет в произведении?
Дети. В произведении всегда будет число, равное второму множителю.
Аналогично дети подводятся к обобщению случаев умножения нуля.
После этого учащиеся еще раз просматривают вводную статью на с. 21 и
заканчивают формулировки, начатые в задании № 4.
Учащиеся. При умножении 1 на любое число получается то число, на
которое умножаем.
При умножении нуля на любое число получается нуль.Дети приводят свои примеры на умножение чисел 1 и 0.
Для закрепления учащиеся выполняют задания № 1, № 2, № 5 с
комментарием, применяя новые правила:
0 ∙ 15 = 0
Если 0 умножить на 15, получится 0, так как при умножении нуля на любое
число всегда получается нуль.
1 ∙ 26 = 26
Если 1 умножить на 26, получится 26, так как при умножении 1 на любое
число получается то число, на которое умножают.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа над геометрическим материалом. При выполнении задания №
8 дети должны сначала найти длину ломаной линии, записав решение: 2 + 2 + 2
= 6 или 2 ∙ 3 = 6. После этого они чертят отрезок, длина которого 6 см.
2. Для самостоятельной работы учащимся предложить задания № 3 и № 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы учились умножать 0 и 1 на другие числа.
Учитель. С какими правилами познакомились?
Дети. При умножении 1 на любое число получается то число, на которое
умножают. При умножении 0 на любое число получается 0.
Учитель. Что ещё повторяли на уроке?
Дети. Решали задачи, уравнения и арифметические ребусы.
Домашнее задание: с. 21, № 3, № 7.