Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения и деления с числом 0; научить применять эти правила при решении примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления; повторить решение уравнений и перевод единиц длины.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в умственном плане; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять выбор наиболее эффективного способа.
Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль результата; ориентация на формирование здорового образа жизни.
У р о к 69. Умножение на нуль.
Невозможность деления на нуль (с. 87)
Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения и деления с
числом 0; научить применять эти правила при решении примеров; закреплять
табличные случаи умножения и деления; повторить решение уравнений и
перевод единиц длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Найдите последнее число в каждой цепочке, если в первой пустой
клетке число 18.
2. Задание «Наберите слагаемыми число 75».
III. Работа над новым материалом.
Как и умножение на 1, умножение на 0 – особый случай, так как к нему не
применим тот смысл умножения, с которым дети знакомы. (Нельзя взять
слагаемым какоенибудь число 0 раз.) Учитель сообщает детям правилоумножения числа на нуль, затем дети читают это правило по учебнику на с. 87
вверху.
Так же, как и на предыдущем уроке, при умножении на 1 следует показать,
что введенное правило и к этому случаю позволяет применить
переместительное свойство. Например, 0 ∙ 7 = 0 – по смыслу действия
умножения. Но, как дети узнали на уроке, 7 ∙ 0 тоже равно нулю. Поэтому 0 ∙
7 = 7 ∙ 0.
При умножении любого числа на 0 получается 0.
Учитель сообщает учащимся, что записи 3 : 0, 16 : 0 не имеют смысла:
делить на нуль нельзя, и обращает внимание детей на формулировку в рамке
на с. 87 учебника и образный рисунок: табличка с примером такого вида
перечеркнута. Это запрещающее правило можно пояснить детям так:
«Предположим, хотят какоето число, например 9, разделить на 0. Тогда
частное, умноженное на 0, должно равняться 9. Но этого быть не может: какое
бы число мы ни умножили на 0, всегда в произведении будет 0 (а не 9)».
Делить на нуль нельзя.
Примеры на действия с 0 и 1 (задания № 1 и № 2) решаются с
комментированием. Полезно обратить внимание детей на то, что при решении
примера 72 : 9 ∙ 0 нет необходимости выполнять деление 72 : 9, так как какое
бы число ни получилось в ответе, его нужно умножить на 0, а значит, в ответе
все равно будет 0.
У доски и в тетрадях под руководством учителя полезно выполнить
задания вида: 9 ∙ = 9, 9 ∙ = 0.
Учитель. На какое число нужно умножить 9, чтобы получилось 9? А на
какое число нужно умножить 9, чтобы получился 0?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 3 следует решить под руководством учителя,
заполняя у доски таблицу:
В 1 рулоне
Количество рулонов
Всего метров
7 м
10 м
одинаковое
35 м
?
1) 35 : 7 = 5 (р.) – колво рулонов
2) 10 ∙ 5 = 50 (м)
О т в е т: 50 метров.Важно при этом обратить внимание детей на то, что в первом и втором
случае количество рулонов одинаковое.
Задачу № 4 (1 и 2) учащиеся решают самостоятельно с последующей
проверкой.
О т в е т: на 21 человека мальчиков больше, чем девочек.
2. Работа с единицами длины. Перед выполнением задания № 5 следует
вспомнить, сколько сантиметров содержится в одном дециметре, сколько
дециметров – в одном метре и т. д.
№ 5:
8 см = 80 мм
5 м = 50 дм
6 дм = 60 см
3. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 6 и
8 см 4 мм = 84 мм
8 дм 7 см = 87 см
2 м 4 дм = 24 дм
№ 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с новыми правилами
умножения и деления с числом 0.
Учитель. Какие же правила вы узнали?
Дети. При умножении любого числа на нуль получается нуль. Делить на
нуль нельзя.
Учитель. Хорошо, а что ещё мы повторяли сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы ещё решали уравнения, задачи, переводили единицы
длины из одних в другие.
Домашнее задание: с. 87, № 6, № 7.