Конспект урока по математике "Умножение на нуль. Невозможность деления на нуль"(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения и деления с числом 0; научить применять эти правила при решении примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления; повторить решение уравнений и перевод единиц длины. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в умственном плане; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять выбор наиболее эффективного способа. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль результата; ориентация на формирование здорового образа жизни.
Иконка файла материала математика.docx
У р о к  69. Умножение на нуль.  Невозможность деления на нуль (с. 87) Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения и деления с числом 0; научить применять эти правила при решении примеров; закреплять табличные   случаи   умножения   и   деления;   повторить   решение   уравнений   и перевод единиц длины. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1.  Найдите   последнее   число   в   каждой   цепочке,   если   в   первой   пустой клетке число 18. 2. Задание «Наберите слагаемыми число 75». III. Работа над новым материалом. Как и умножение на 1, умножение на 0 – особый случай, так как к нему не применим   тот   смысл   умножения,   с   которым   дети   знакомы.   (Нельзя   взять слагаемым   какое­нибудь   число   0   раз.)   Учитель   сообщает   детям   правилоумножения числа на нуль, затем дети читают это правило по учебнику на с. 87 вверху. Так же, как и на предыдущем уроке, при умножении на 1 следует показать, что   введенное   правило   и   к   этому   случаю   позволяет   применить переместительное   свойство.   Например,   0   ∙   7   =   0   –   по   смыслу   действия умножения. Но, как дети узнали на уроке, 7 ∙ 0 тоже равно нулю. Поэтому 0 ∙ 7 = 7 ∙ 0. При умножении любого числа на 0 получается 0. Учитель сообщает учащимся, что записи 3 : 0, 16 : 0 не имеют смысла: делить на нуль нельзя, и обращает внимание детей на формулировку в рамке на   с. 87  учебника   и  образный   рисунок:   табличка   с  примером   такого   вида перечеркнута.   Это   запрещающее   правило   можно   пояснить   детям   так: «Предположим,   хотят   какое­то   число,   например   9,   разделить   на   0.   Тогда частное, умноженное на 0, должно равняться 9. Но этого быть не может: какое бы число мы ни умножили на 0, всегда в произведении будет 0 (а не 9)». Делить на нуль нельзя. Примеры   на   действия   с   0   и   1   (задания   №   1   и   №   2)   решаются   с комментированием. Полезно обратить внимание детей на то, что при решении примера 72 : 9 ∙ 0 нет необходимости выполнять деление 72 : 9, так как какое бы число ни получилось в ответе, его нужно умножить на 0, а значит, в ответе все равно будет 0. У   доски   и   в   тетрадях   под   руководством   учителя   полезно   выполнить задания вида:  9 ∙  = 9,  9 ∙  = 0. Учитель.  На какое число нужно умножить 9, чтобы получилось 9? А на какое число нужно умножить 9, чтобы получился 0? Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задачу № 3 следует решить под руководством учителя, заполняя у доски таблицу: В 1 рулоне Количество рулонов Всего метров 7 м 10 м одинаковое 35 м ? 1) 35 : 7 = 5 (р.) – кол­во рулонов 2) 10 ∙ 5 = 50 (м) О т в е т:  50 метров.Важно при этом обратить внимание детей на то, что в первом и втором случае количество рулонов одинаковое. Задачу   №   4   (1   и   2)   учащиеся   решают   самостоятельно   с   последующей проверкой. О т в е т: на 21 человека мальчиков больше, чем девочек. 2. Работа с единицами длины. Перед выполнением задания № 5 следует вспомнить,   сколько   сантиметров   содержится   в   одном   дециметре,   сколько дециметров – в одном метре и т. д. № 5: 8 см = 80 мм 5 м = 50 дм 6 дм = 60 см 3. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 6 и 8 см 4 мм = 84 мм 8 дм 7 см = 87 см 2 м 4 дм = 24 дм № 7. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Дети.  Сегодня   на   уроке   мы   познакомились   с   новыми   правилами умножения и деления с числом 0. Учитель. Какие же правила вы узнали? Дети.  При умножении любого числа на нуль получается нуль. Делить на нуль нельзя. Учитель. Хорошо, а что ещё мы повторяли сегодня на уроке? Дети.  На уроке мы ещё решали уравнения, задачи, переводили единицы длины из одних в другие. Домашнее задание: с. 87, № 6, № 7.