Цели:
Образовательные:
• повторить правила, которыми пользуются при решении уравнений;
• ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений;
• выработка умений решать уравнения с применением их свойств.
Развивающие:
• развитие интереса к предмету на базе получения новой информации, грамотной математической речи, творческих способностей.
Воспитательные:
• воспитание культуры общения.
Оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Конспект урока по математике "Решение уравнений" (6й
класс)
Цели:
Образовательные:
повторить правила, которыми пользуются при решении уравнений;
ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений;
выработка умений решать уравнения с применением их свойств.
Развивающие:
развитие интереса к предмету на базе получения новой информации, грамотной
математической речи, творческих способностей.
Воспитательные:
воспитание культуры общения.
Оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Дидактические средства:
математика6 (Н. Виленкин и др.) АО “Московские учебники” Москва 2007
рабочие листы.
компьютерная презентация. Использованы рекомендации по применению ЦОП к
учебникам И.И. Зубаревой, А.Г.Мордковича “Математика, 6 класс”
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Обращаю внимание учащихся на тот факт, что у каждого из них на столе лежит рабочий лист с
заданиями, выполнение которых будет проходить поэтапно, в течение всего урока.
II. Сообщение темы урока
Тема записывается на доске и в тетрадях. Краткая информация о значимости данной темы.III. Изучение нового материала
Подготовительная работа.
Умеем ли мы решать уравнения? (Да)
Разминка Презентация 1 <Рисунок 2>
По какому правилу решаем уравнения? (По правилу отыскания неизвестного множителя)
Как найти неизвестный множитель?
Выполните задание № 1 рабочего листа. Можно предложить несколько вариантов
рабочих листов.
Проверим по вариантам задание под буквой б). Есть ли ошибки? Оказывается, есть.
Выписываю на доске уравнение: 9 х = 3. Находили х по правилу нахождения неизвестного
множителя, х = 1/3. Нельзя ли придумать другое правило для нахождения х? Попробуем.
Умножим обе части уравнения на – 1/9, получим – 1/9 (9)х = 3 (– 1/9), х = 1/3. Результат тот
же. Случайно ли это? Давайте проверим.
Возвращаемся к уравнениям презентации и несколько уравнений решаем предложенным
способом. Ответы получаем те же, но быстрее. Мы умножали обе части на одно и то же число,
не равное нулю. А нельзя ли разделить? Оказывается, можно.
Делаем вывод и формулируем первое свойство уравнений. Читаем его по рабочему листу.
При решении уравнений важно уметь приводить подобные слагаемые.
Выполним упражнение в тетрадях. Записываем только ответы.(Презентация), <Рисунок 3>
IV. Физкультминутка, совмещенная с игрой
Как вы заметили, в рабочем листе записано еще одно свойство уравнений. Нам надо его
изучить. Проведем подготовительную работу. Объявляю игру “ В каждой шутке есть доля
правды”. Собираясь с родителями за границу на отдых, вы прежде всего позаботитесь о чем? (о
заграничном паспорте). Переехал границу – меняй паспорт.
На доске записаны три уравнения, знак = означает “границу”. Некоторые слагаемые перенесены
через “границу”, но все ли сделано верно?
х – 7,2 =
-7,3
х = – 7,3 –
7,2
12х – 13 = 8х
– 9
12х – 8х =
-13 – 9
1,8 – х =
1,9
1,8 – 1,9
= х
Если переход через границу законный, наклоните медленно головы вперед; если переход
осуществлен “без паспорта”, наклоните головы назад. (По каждому уравнению спрашиваю
учеников отдельно)
Хорошо. Шутки сейчас закончены, но доля правды останется.
V. Продолжаем изучение темы
По учебнику решаем пример № 3: 5х = 2х + 6. (Внимательно изучите рисунок). Весы находятся в
равновесии. Масса одного батона х кг, убираем по два батона с каждой чашки, тогда уравнение
перепишем:5х – 2х = 2х + 6 – 2х,
5х – 2х = 6, сравните полученное уравнение с первоначальным: слагаемое 2х было в правой части
уравнения, а сейчас оно в левой части, но с противоположным знаком.
3х = 6,
х = 2.
Вывод. Корни не изменяются, если какоето слагаемое перенести из одной части уравнения в
другую, поменяв при этом знак. Прочитали правило по рабочему листу.
Самостоятельно выполнить № 2 рабочего листа.
Выполняем на доске и в тетрадях №№ 1316(а, б, в, г).
А сейчас решим уравнения, в которых применяются оба свойства одновременно: № 1317 (а, г).
Проговорили алгоритм решения уравнений (Презентация), <Рисунок 4 >
Выполнить № 1318 (а, в). Самостоятельно выполнить № 3 рабочего листа.
Выполняя задания, мы все уравнения сводили к виду ах = в, где а ? 0. Такое уравнение
называется линейным уравнением.
Выполните № 4 рабочего листа.
VI. Итог урока
Что называется уравнения?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Что нового было на уроке? (Свойства уравнений)
Сформулируйте свойства уравнений.
Выставление оценок за урок.В завершение слова Альберта Эйнштейна: “Мне приходится делить время между политикой и
уравнениями. Однако уравнения, помоему, гораздо важнее. Политика существует только для
данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
VII. Рефлексия
Если вы все поняли, вам было интересно, изобразите в правом углу рабочего листа "сердечко"
Если материал усвоен плохо, есть проблемы, то нарисуйте грустное личико.