Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
10.04.2018
Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие музыки. Задачи урока: Дидактические: • сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П. Мусоргского, Р. Шумана. • научить анализировать музыкальные произведения; Развивающие: • развивать мыслительные способности учащихся; • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение; • развивать музыкальный слух. Воспитательные: • приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусоргского и Р.Шумана. • способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке.
Музыкальная драматургия. Развитие музыки.docx
11.04.2018 Тема:  "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки" Цель  урока:  создать условия для  осознания  и  осмысления  того,  что  значит музыкальная  драматургия,  развитие  музыки. Задачи  урока: Дидактические:  сформировать   знания   основ   музыкального   творчества   композиторов М.П. Мусоргского, Р. Шумана.  научить  анализировать  музыкальные  произведения; Развивающие:  развивать  мыслительные  способности  учащихся;  развивать  интерес  к  музыке  через  творческое  самовыражение;  развивать музыкальный  слух. Воспитательные:  приобщить  учащихся  к  музыкальным  ценностям  на  примере   музыки  М.П.Мусоргского  и  Р.Шумана.                 способствовать  развитию  эстетических  чувств  у  школьников,        любви  к  русской  и  зарубежной  музыке. Тип  урока:  урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний. Методы  и  приёмы   используемые  на  уроке:  словесный.  наглядный,   междисциплинарных  взаимодействий,  проблемного  обучения,  творческий,   активный  диалог  с  учащимися. Оборудование  урока:  компьютер,  проектор,  музыкальный  центр,  синтезатор,  иллюстрации  картин,  портреты  композиторов,  напечатанные  тексты  стихов.                                                  Ход  урока Художественно­педагогическая  идея  урока:  Вы  объяснили  музыку словами                                                                                    Но,  видно,  ей  надобны  слова­                                                                                   Не  то  она, соперничая   с вами,                                                                                  Словами  изъяснялась  бы   сама.                                                                                 И  никогда для  точности  в   науке                                                                                Не  тратила  бы  времени на   звук. Новелла  Матвеева. На  экране  тема:  "Музыкальная  драматургия. Развитие  музыки" Учитель:  Чтобы  понять  и  объяснить  любое  музыкальное  произведение  мы убедились,  что  его  содержание  неотделимо  от  формы. ­С какими  музыкальными формами построения  мы  с  вами  знакомы? Ответы  ребят Учитель:  ­В  каких  музыкальных  формах  более  ярко  слышится  движение,  смена   образов,  написанных  музыкальной  форме? Ответы  и  мнения  детей. Учитель:  Когда  мы  говорим  о  музыкальных  композициях,  мы  имеем  в   виду  результат  развития  музыкальной  мысли. Но  не  менее  важно   проследить  и  за  процессом  её  развития.  Попытаемся  увидеть  разницу   изображениях  природы... ­Первое  изображение  или  второе  имеет  конечный  результат,  итог? Ответы  детей. Учитель:  ­ А что  мы  видим  на  втором  изображении? Ответы  детей. Учитель:  Мы  видим  главную  тему  картины ­река,  которая  имеет  где­то   своё  движение,  где­то  русло  реки  узкое,  где­то  она  очень  широка,   меняется  скорость  течения.  Так  и  в  музыке,  то  она  плавная,  то  извилиста,  как  сама  река ­ это  и  есть  развитие  музыкальной  мысли,  то  она  звучит   слитно, то она  имеет  разделение  на  голоса,  темы,  тембры.  Все  эти   изменения,  всё  это  движение  в  музыке  и  есть  музыкальная  драматургия. Музыкальное  значение  не  может  стоять  на  месте,  оно  обязательно   разворачивается  во  времени; таков  закон  природы  музыкального  искусства.   И  даже  если  композитор  обращается  к  идее  вечности,  неподвижности,  но   всё  равно  воплощает  его  в  движение  музыкальных звуков,  чтобы достичь   достоверности.   Вспомните,  в  6  классе  мы  слушали  пьесу  М.П  Мусоргского "Старый   замок". ­К  какому  образу  данном  произведении  обратился  композитор? Ответы  детей:  Учитель:  "Старые  замки"  могут  быть  темой  для  изобразительного   искусства  и  литературы,  которые  могут  передать  их  мрачный  колорит  и  величественную  неподвижность. Как  важно  в  слове  или  в  цвете  передать   всю  гамму  настроений, когда  мы  чувствуем  дыхание  истории! К  названию  пьесы  композитор  сделал  примечание: "Старый  замок  ­Средневековый  замок,  перед  которым  трубадур  поёт  песню". ­Слушая  пьесу,  вслушайтесь  в  аккомпанемент.  Что  он  вам  напоминает? Какое  здесь  настроение? ­О  чём  поёт  свою  песню  трубадур? Нужно  вслушаться  в  звуки  фортепианного  вступления,  открывающего  пьесу, проследить  за  изменениями  в  средней  части,  задуматься  над  последними   звуками. Слушание ­ "Старый  замок"М.П.Мусоргского. Учитель:  В  этой  музыке  кроется  какая­то  тайна.  Она  звучит  скорбно,   загадочно,  певуче,  грустно.  Мелодия  такая  завораживающая,  что  не   случайно  к  ней  были  придуманы  стихи: Старый  замок ­ пример  из  глубины  веков,  одинокий  и  безразличный  к  суете сегодняшнего  дня. Он  для  нас  является  воплощением  вечности.  А  вот   стихотворение  французского  поэта  Теофиля  Готье "Средневековье"   посвящено  именно  старым  замкам,  хранящим  дух  и  величие  своей  эпохи. В  погоне за  стихами,  за  ускользнувщим  словом Я  к  замкам  уходить  люблю  Средневековым: Мне  сердце  радует  их  сумрачная  тишь, Мне  любы  острый  взлёт  их  чёрно­сизых  крыш, Угрюмые  зубцы  на  башнях и  на  крышах Квадраты  стёклышек в свинцовых  переплётах, проёмы  ниш,  куда  безвестная  рука Святых  и  воинов  врубила  на  века, Капелла  с  башенкой ­ подобъем  минерата, Аркады  гулкие  с  игрой  теней  и  света; Мне  любы  их  дворы,  поросшие  травой, Расталкивающей  каменья  мостовой, И  аист,  что  парит  в  сиянии  лазурном, Описывая  круг  над  флюгером  ажурным, И  над  порталом  герб, ­ на  нём  изображён. Единорог  иль  лев,  орёл  или  грифон; И  погружён  мечтой  в  былое,  вижу  вновь  я Величие  рыцарства  и  блеск  Средневековья. ­Созвучны  ли  стихотворение  и  музыка?  В  чём  их  сходство?  А  в  чём   различие? Поэт  признаётся  в  своей  любви  к  этим  благородным  памятникам:  его   признания  неоднократно  звучат  в  стихотворении,  причём  перечислены  все   подробности,  все  мелочи.  Ничто  не  забыто:  не  только  "проемы  ниш"  и  "аркады  гулкие" ­  всё  что   образует  облик  Средневекового  замка, и  ветер,  шелестящий  в  вышине.  Древние  замки,  старые  песни   трубадуров,  ещё  хранящие  былые  чувства  и   стремления...  Однако  эти  чувства  и  стремления  утратили  для  нас  своё   жилое  тепло;  они  теперь  далёкая  история,  это  сожаление  об ушедшем   времени,  таком  для  нас  притягательном  и поэтичном. Трубадуры ­ так  называли  во  Франции  в  конце 9­в  начале  13  веков  поэтов­ певцов. А  вот  в  музыке  ­ всё  наоборот. В  Старом  замке  нет  никаких  подробностей,  никакой   звукоизобразительности,  однообразен  ритм  все  восьмушки,  однообразно   гармоническое  сопровождение;  и  лишь  в  мелодии,  что  мы  слышим? Повторное  слушание. Дети:  отвечают  на  вопросы (грусть,  тоска) Учитель:  В  мелодии  трубадура  заложены  не  ноты  подлинного  страдания  и  тоски  по  ушедшему,  есть  суть  настроения  пьесы. ­Сколько  пластов  прослушивается  в  данной  пьесе? Ответы  детей: Учитель: ­ Несколько  пластов,  которые  придают  звучанию  статичность. нет   развития,  И  на  этом ­ звучит  мелодия,  которая  даёт  произведению   некоторое  развитие  и  придаёт  чувство  живой  печали.  И    в  таком драматургическом  сочетании ­ статичность  мелодии трубадура  происходит   слияние  времён ­ ушедшего  и  устремление  к  настоящему.  ­Что  же  может  показать нам  музыка? Дети  отвечают:  Движение. Учитель: ­Какой  принцип  в  развитии  темы  использует  композитор,  на  что  он   обращает  наше  внимание? Ответы  детей:  Принцип  повторности. Учитель:  Сегодня  на  уроке  противоположное  пьесе "старый  замок"  по   образу,  характеру. настроению, ­ пьеса  "Порыв" Р..Шумана. Динамичное,  импульсивное  сочинение. Данная  пьеса  построена  также  на   принципе  повторности. ­Определите,  в  какой  форме  построено данное  произведение? Слушание. Дети:  ответы  (рондо) Учитель: При  повторном  прослушивании  заполните  таблицу  драматургии   пьесы "Порыв". ­Сколько  тем  звучит  в  ней? Ответы  детей. № Первая  тема Вторая  тема Темп Быстро Спокойно Динамика Громко Тихо Характер Страстно,  бурно Нежно,  трепетно Учитель. ­Какой  динамический  оттенок  преобладает  в  пьесе? ­Куда  стремится  мелодия  в  пьесе? Ответы  детей. И  вновь  возникает  впечатление  двуплановости  музыкального  образа. 1. близкого,  реального 2.далёкой  мечты. ­Какие  средства  музыкальной  выразительности  придают  звучанию   выразительность,  динамичность  глубину? (ритм,  темп,  динамика,  гармония,  мелодия) ­Соотнесите  средства  музыкальной  выразительности  с  их  определениями. Работа  в  тетради. Средства  музыкальной   выразительности Ритм Темп Мелодия Динамика Гармония Определения Музыкальная  мысль. выраженная   одноголосно Чередование  разных  по длительности  звуков Скорость  звучания Аккорды,  сопровождающие  мелодию Громкость  звучания Учитель:  Вывод:   ­Какой  бывает  музыкальная  драматургия? (статичной,  и  динамичной) Д/З:  Ответить  на  вопросы: 1. Чем  отличается  музыкальная  драматургия  в  пьесах  "Старый  замок"  и   "Порыв"? 2.  К  программной  или  не программной  музыке  относятся  данные  пьесы? Почему? В  конце  урока  исполнение  песни "Музыка"И.Крутого. выход из класса  под музыку Литература. 1. Музыка. 7  класс.:учебник  для  общеобразовательных  учреждений/автор  В.В. Алеев, Т.И.Науменко.­М.:Дрофа,2011. 2. Энциклопедический  словарь  юного  музыканта. М.,1985. 3. Михеева  Л.В. Музыкальный  словарь  в  рассказах.М.:1984.

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Конспект урока по музыке 4 кл 21 век тема "Музыкальная драматургия.  Развитие  музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018