Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Оценка 5

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
4 кл—5 кл
09.06.2017
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Этот урок музыки можно провести в 4 классе при изучении темы "Музыка моего народа", в разделе "Трудовые песни". Также этот материал урока можно использовать в 5 классе, при изучении темы "Можно ли увидеть музыку", так как на уроке рассматриваются в сравнении яркие образцы художественного,музыкального искусства. Можно , на базе конспекта этого урока провести интегрированный музыки иизобразительного искусства.
КОНСПЕКТ УРОКА ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ.docx
Урок музыки по теме "Трудовые песни". 4-й класс Разделы: Музыка Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями. Музыкальный материал: “Русская изба” Е.Птичкина – разучивание. “Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание. “Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание. “Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении. “Я на камушке сижу” русская народная песня – слушание. Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока. Сценарий урока. I. Вход под песню “Русская изба” в исполнении Марии Пахоменко. Музыкальное приветствие. Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства. – А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне? – К какому песенному жанру относится эта песня? – Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского. Презентация. Слайды 2,3 II. Работа над песней “Русская изба”. В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни, посвященная труду далеких предков. Слайды 4, 5 ,6. III. Развитие темы. Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами. Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина. – О чем рассказала эта русская народная песня? – Когда исполняли такие песни? – К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня). Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях. – Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу). Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной. – Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Слайды 7, 8. – Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”). – Чем занимались бурлаки? – Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде? Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу). Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент). – Какое впечатление на вас оказала эта песня? – Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”). – Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения). – Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков). Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями. – Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам? Слайд 9. Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет. Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене. Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина. Слайды 10, 11. Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Слайд 12. Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”. Слайды 13, 14. В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России. Слайд 15. Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы. Слайды 16, 17. В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину. Слайды 18,19. В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает? Слайд 20. – Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни? – Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину? – Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда). Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”. Слайд 21. “Урожайная” – слушание фрагмента. – О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда). – Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая, задорная). – Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра). – Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы? – Что такое хореография? А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец. Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи. – Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова). Слайд 22. – О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля? – Как бы вы назвали этот танец? Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа. – Какие трудовые движения вы узнали в танце? Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы. Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении. – Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость). IV. Работа в тетрадях. Обобщение. Оценивание. Выход из класса под русскую народную песню “Я на камушке сижу”.

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"

Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Скачать файл