Этот урок музыки можно провести в 4 классе при изучении темы "Музыка моего народа", в разделе "Трудовые песни". Также этот материал урока можно использовать в 5 классе, при изучении темы "Можно ли увидеть музыку", так как на уроке рассматриваются в сравнении яркие образцы художественного,музыкального искусства. Можно , на базе конспекта этого урока провести интегрированный музыки иизобразительного искусства.
КОНСПЕКТ УРОКА ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ.docx
Урок музыки по теме "Трудовые песни". 4-й класс
Разделы: Музыка
Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями.
Музыкальный материал:
“Русская изба” Е.Птичкина – разучивание.
“Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание.
“Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание.
“Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении.
“Я на камушке сижу” русская народная песня – слушание.
Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор,
компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.
Сценарий урока.
I. Вход под песню “Русская изба” в исполнении Марии Пахоменко.
Музыкальное приветствие.
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром
искусства.
– А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?
– К какому песенному жанру относится эта песня?
– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин
на слова поэта Михаила Пляцковского.
Презентация. Слайды 2,3
II. Работа над песней “Русская изба”.
В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни,
посвященная труду далеких предков.
Слайды 4, 5 ,6.
III. Развитие темы.
Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится
эта песня, я думаю, вы мне скажете сами. Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.
– О чем рассказала эта русская народная песня?
– Когда исполняли такие песни?
– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).
Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.
– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы
облегчить свою тяжелую работу).
Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов,
бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких
человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и
дружной.
– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи
Ефимовича Репина.
Слайды 7, 8.
– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).
– Чем занимались бурлаки?
– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?
Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным
физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу). Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).
– Какое впечатление на вас оказала эта песня?
– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие
восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).
– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое
служило сигналом для одновременного рывка или движения).
– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).
Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной,
как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи
по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали
песнями.
– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого
русского певца. Знаком ли он вам?
Слайд 9.
Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на
Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил
русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.
Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.
Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии
искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.
Слайды 10, 11. Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина,
тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором
этого события выступил известный в республике певец и художник Борис
Торик. Слайд 12.
Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета
проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”.
Слайды 13, 14.
В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и
балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу,
солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных
театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России.
Слайд 15.
Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья
Аскар и Ильдар Абдразаковы.
Слайды 16, 17.
В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения
Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт
памятник Ф. И. Шаляпину.
Слайды 18,19.
В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!”
рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской
“Хлеб” о чем рассказывает?
Слайд 20. – Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в
наши дни?
– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?
– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные
лица женщин, воспевается радость труда).
Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с
песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”.
Слайд 21.
“Урожайная” – слушание фрагмента.
– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).
– Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая,
задорная).
– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического
оркестра).
– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему
к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?
– Что такое хореография?
А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам
этот танец. Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи.
– Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль
народного танца имени Файзи Гаскарова).
Слайд 22.
– О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?
– Как бы вы назвали этот танец?
Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой
деятельностью народа.
– Какие трудовые движения вы узнали в танце?
Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и
сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.
Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные
движения, дети участвуют в исполнении.
– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова
“Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям
радость).
IV. Работа в тетрадях.
Обобщение.
Оценивание. Выход из класса под русскую народную песню “Я на камушке сижу”.
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Конспект урока по музыке 4 класс "Трудовые песни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.