Конспект урока по музыке 6 класс "Портрет в музыке"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл
18.02.2017
данный материал представляет собой конспект урока по музыке в 6 классе "Портрет в музыке". Конспект урока составлен в соответствии с УМК Сергеевой, Критской и в соответствии с ФГОС ООО. В ходе урока предполается слушание музыкальных фрагментов, изучение и рассмотрение художественных картин известных авторов.
портрет в музыке.doc
План—конспект урока музыки в 6 а классе 1.10.2016г.
Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в
музыке, литературе и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к
сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные,
литературные и художественные образы);
развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;
учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами
искусства.
Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения;
информационнокоммуникационная технология.
Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности,
метод диалога, рефлексия.
Средства обучения: аудиозапись романса М. Глинка « Я помню чудное мгновенье» исп.
С. Лемешев, М. Глинка « Вальс—фантазия», протрет композитора М. Глинка, романс С.
Рахманинова « Осторовок» С. Лемешев, картина В. БорисоваМусатова « У водоёма»;
слайд—презентация; плакат « Средства музыкальной выразительности».
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
Скажите, что за произведение мы с вами прослушали?
Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)
III Постановка цели занятия перед учащимися.
Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные
человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы
кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные
произведения, и изображали их образы в картинах.
(строки стихотворения Пушкина и его портрет)
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о
картинах).
Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.
Тема урока сегодня, ребята «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и
живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и
А. С. Пушкина, о прекрасной эпохе 19 века. (тема урока)
IV Первичное усвоение новых знаний.
Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин
посвятил Анне Петровне Кернкрасавице, светской львице, которая в своём доме
устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты
исполняли свои произведения.
Учитель: Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на
протяжении всего стихотворения. Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. (портрет
М. Глинка, название романса и его исполнитель)
Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? это исповедь сердца, это
скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)
Учитель: Как вы думаете, композитор украсил это стихотворение музыкой, или всётаки
она здесь лишняя?( ответы детей).
Ученики: Музыка дополняет содержание романса.
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?
К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного
искусства.)
Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной
школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в
России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники:
Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова
(17351808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений
зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и
таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т.п.
Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности
камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного
критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей
собственной одухотворенностью.
Учитель: Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи.
Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности
фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю
композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской
Джокондой».
Звучит «Вальсфантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный
фрагмент)
Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова?
(портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова: «Эта музыка напомнит
тебе дни любви и младости»)
Учитель: этот романс и вальс—фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства
к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё
стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события,
происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как
фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор
оркестровал ее.
V Вокально—хоровая работа.
Исполнение песни « Первое сентября» сл. и муз. Николая Моткова
VI Обобщение и закрепление знаний
Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.
VIII Рефлексия .
Учитель: Что вы делали на уроке?
Что вы на уроке сегодня узнали нового?
Как вы думаете, вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей
жизни?
О чём вы хотели бы узнать побольше?
Я думаю мы с вами ещё доработаем непонятные вам вопросы. Всего хорошего вам. До
встречи на следующем уроке!
Конспект урока по музыке 6 класс "Портрет в музыке"
Конспект урока по музыке 6 класс "Портрет в музыке"
Конспект урока по музыке 6 класс "Портрет в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.