Конспект урока по музыке на тему "Урок-путешествие в страну Мюзикл" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»: 1 урок: «Оперное искусство»; 2 урок: «Балетный спектакль»; 3 урок «Мюзикл» Урок дает понятие о том,что такое мюзикл, какие жанры соединяются в этом жанре.Знакомит с биографией английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера и его мюзиклом «Кошки» (1981).
Иконка файла материала Урок путешествие в страну МЮЗИКЛ 5 класс.doc
Урок­путешествие в страну                                                              Мюзикл                                                                                                                                                                                                            Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»: 1 урок: «Оперное искусство»; . 02 урок: «Балетный спектакль»; 3 урок «Мюзикл» Форма урока: урок­путешествие. Цель: Расширить представления о жанре «мюзикл». Обучающие задачи: Научить отличительные особенности  мюзикла от оперы. Научить называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов. Развить  навыки сценических перевоплощений. Побудить познавательный  интерес учащихся, расширить их горизонты познания. Познакомить учащихся с мюзиклом «Кошки» Л.Уэббера. Развивающие задачи: Развитие творческих  способностей и творческой самостоятельности. Развитие   у   учащихся   воображения,   образного   мышления,   эмоциональной отзывчивости на музыку, умения передавать впечатления через движение, пластику. Развитие   вокально­хоровых   навыков   учащихся:   формирование   вокальной артикуляции,   совершенствование   умения   петь   в   унисон,   интонационно   чисто   и слаженно.  Воспитательные задачи:  Совершенствование   воплощения образа,  моделирование навыков социального поведения. Воспитание зрительской культуры. Развитие личностных и творческих способностей детей. Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности. Совершенствование  познавательных процессов.   Развитие  эмоциональности, интеллектуальности.   артистических   навыков   детей   в   плане   переживания   и Тип урока: закрепление темы «Музыкальный театр». Основная педагогическая технология: игровая. Метод организации и осуществления учебных действий и операций на уроке: Метод «музыкальный   театр» (средства  ­ звук, жест, танец,  слово,  литературный сюжет, стихи). Приёмы учителя: ролевая игра, практическая задача. Приёмы   учащихся:  инсценировки,   драматизация,   импровизация,   исполнение музыкального материала. Формы взаимодействия: индивидуальные, групповые, коллективные. 1Музыкальный материал:  1. Мюзикл «Звуки музыки» (До­ре­ми) Р.Роджерса.                                                  2. Песня из к/фильма «Мама» А.Рыбникова.                                                  3. «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова.  Видеоматериал: видеофрагменты   Начало из мюзикла «Кошки» Л.Уэббера,  «Память» из мюзикла «Кошки» Л.Уэббера. Наглядно­иллюстративный материал:  1) иллюстрации к мюзиклам (презентация); 2)   музыкальные термины: мюзикл, опера, жанры искусства (эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство); 3) портреты композиторов: Л.Уэббера, А.Рыбникова, М.Дунаевского. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, фонограммы, мультимедиа.  Виды   деятельности:  слушание,   беседа,   сравнение,   сопоставление,   исполнение танцевальных   движений,   просмотр   видеоматериалов,   инсценировка,   сольное   и хоровое исполнение. План урока. Этапы урока Вход детей в класс Организационный урока Подготовка   к   восприятию нового материала. Изучение нового материала Беседа. этап   Музыкальный материал «Волк и семеро козлят» на новый лад 1 Музыкальное приветствие. 1 Сообщение темы и цели урока. Исполнение «До­ре­ми» 5 Время (минуты) Просмотр   видеофрагмента   мюзикла «Кошки» (начало) Изобразить   движения   кошек   по карточкам. Просмотр видеофрагмента «Память» из мюзикла «Кошки» Исполнение песни «Мама» Вопросы – ответы. Под музыку из мюзикла «Кошки» Закрепление темы урока Домащнее задание Оценивание учащихся Выход из класса 3 2 5 3:50 4 2 1 1 1 30                                                                   Ход урока: 21.       Вход детей в класс под музыку из сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад. 2.       Организационный этап урока. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте, учитель!»                                                 «Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!»                                                 «Здравствуйте, мальчики! – Добрый день!» Сообщение темы и цели урока: Учитель: ­ Сегодня у нас завершающее путешествие в музыкальный театр, мы с вами расширим представление о музыкальном жанре «Мюзикл», с которым начали   знакомиться   в   3   классе,   вспомним   называния   наиболее   известных мюзиклов и их композиторов, и закончим своё путешествие в музыкальный театр.  (См. презентация 1слайд)                  Урок­путешествие в страну                                                                          «Мюзикл».               Подготовка к восприятию нового материала. ­Какие мюзиклы вы уже знаете или слышали? Назовите их.                                                                           (См. презентация 2слайд)                                                                                       3Алексей Рыбников          Ричард Роджерс (в 3 классе вы уже знакомились с мюзиклом «Звуки музыки» Р. Роджерса и «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова.) Учитель играет мелодию на фортепиано «До­ре­ми» из мюзикла «Звуки музыки» Р.Роджерса, дети узнают.                                      Исполнить   с   детьми   «До­ре­ми»   (учитель   играет   на   фортепиано,   дети   поют   с названием нот.)                                              (см.  презентация 3 слайд)                                                             Дети исполняют со словами «До­ре­ми», один из учеников помогает учителю, показывает указкой на картинки с нотами, что нужно петь.                                                                                        (см.  презентация 4 слайд)                                                  Изучение нового материала. Учитель:   ­ Знаете ли вы, что такое мюзикл? (слово английского происхождения музыкальная   комедия),  развлекательное   представление,   в   котором   соединяются различные жанры. Жанр сформировался в США, в конце 19 в., как развлекательное музыкально­театральное   зрелище,   затем   обрел   более   содержательные   черты, способность   решать   серьезные   драматургические   задачи.  Центром   мирового мюзикла   считается   Бродвей,   один   из   районов   Нью­Йорка. Мюзиклы   пришли   в Россию из Америки в 60­е годы 20 века и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий. Среди самых известных мюзиклов 4советской   России   являются:   «Орфей   и   Эвридика»   ,«Юнона   и   Авось»,   «Волк   и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Приключения кузнечика Кузи» Ю. Антонова, «Мэри Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского.  Самые   известные   мировые   мюзиклы:   «My  Fair  Lady»   (1956),   «Chicago»   (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the opera» (1986) и многие другие.                                     (см.презентацию 5 слайд)                                                                         Ллойд Уэббер            Алексей Рыбников      Фредерик Лоу  Максим Дунаевский ­  Что же такое современный мюзикл?  Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет   декорациями,   светом   и   звуком.  Мюзикл   –   театр   «лёгкого»   стиля, запоминающийся,   звонкий,   яркий,   пронизанный   острыми   ритмами.   Всё   в   нём необычно и ярко. В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь   и   танцевать   и   быть   драматическими   актерами   одновременно.  Кроме   этого, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью. ­ Отличается ли манера пения в мюзикле от оперной? Чем? Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это, скорее всего напевание, по­ речевому   интонируемые   отдельные   слова,   восклицания,   выкрики,   пение­шопот. Очень   часто   мелодии   мюзиклов   становятся   очень   популярными   и   запоминаются надолго.  ­  Какие жанры соединились в мюзикле?                                                  (См. презентация 6 слайд мюзикл Бытовая музыка хореограф ия             Эстрадна я музыка 5Современн ый танец Изобразительн ое искусство ­  И   сегодня   я   хочу   познакомить   вас   с   супермюзиклом   Эндрю   Уэббера «Кошки» (1981). Мюзикл сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков. Этот мюзикл покорил сердца людей и пользуется огромным успехом до сих пор, и ставится почти во всех театрах мира. драма Эндрю   Ллойд   Уэббер   ­   английский   композитор,   лорд,   бизнесмен, мультимиллиардер     –   автор   практически   самых   популярных   мюзиклов, именно   этот   мюзикл   принес   композитору   грандиозную   славу.    Родился композитор в Англии, в 1948 г., в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор,   мать   –   учительница   музыки,   и   поэтому   с   детства   он   начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.                                             (См. презентация 7 слайд)                                                      Мюзикл «КОШКИ»(1981г.)                                                                                                                           Ллойд Уэббер                  ­ На ежегодном балу Джелликл­кошек – дорогих маленьких кошечек  будет выбрана   одна,   которая   отправится   в   Кошачий   Рай.  Злодей   Макэвити похищает   главаря   кошек,   но   фокусник   и   маг   Мистофилис   возвращает кошачей братии их предводителя.                                      (См. презентация 8 слайд,                    фрагмент видео из мюзикла «Кошки» Бал кошек.)  Учитель: ­ Расскажите о своих впечатлениях. Ребята, вы обратили внимание, как двигались   кошки.   Песнями   и   танцами   кошки   рассказывали   о   себе.   О   чём   они рассказали, как вы думаете?  ­ Было бы интересно, если бы герои только пели и не двигались? Давайте поближе рассмотрим их костюмы, грим, мимику и движения.                                        (См. презентация слайд 9) 6(См. презентация слайд 10)                                                                                                                         (См.презентация слайд 11)                                                                                                            Учитель:   ­ Какими движениями можно изобразить, что делает кошка или кот? ­ Что нужно, чтобы это изобразить? (мимика, пантомима).  Учитель  раздаёт учащимся карточки с надписью движений  кошек (кошка крадётся, кошка испугана, кошка готова к прыжку, кошка умывается, кошка играет с мышкой, кошка увидела собаку, кошка благодарит хозяина за молоко).   (По   окончании   упражнения,   учащиеся   оценивают,   кто   лучше   исполнил движение).                                               (См. презентация слайд 12) 7Гризабелла ­   Старая   кошка   Гризабелла   неожиданно   появляется   на   этом   ежегодном   балу   и исполняет арию «Память», в которой они призывает всех помнить о прошлом. После чего она завоёвывает любовь и уважение кошек, а также получает право возрадится для новой жизни в Кошачьем Раю.                                             (См. видеофрагмент «Память»)                                                    ­ Какие чувства вызывает у вас эта песня? ­Чем она напоминает арию из классической оперы? ­ Чем она отличается от неё? ­ Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы?  (напевание, по­речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение­шепот). Танцующий хор в мюзикле – обычное явление.  Российский   мюзикл   практически   ровесник   Бродвейского:   «Веселые   ребята», «Волга­Волга», «Приключение Буратино», «Мама» ­ это тоже мюзиклы, но у нас они назывались музыкальными фильмами. Мир искусства разнообразен и безграничен, потому   что   сегодня   мы   с   вами   можем   быть   не   только   слушателями,   но   и исполнителями. Предлагаю исполнить очень популярную и любимую всеми песню отечественного мюзикла «Мама».                                      (См. презентация слайд 13, текст песни «Мама») ­ Какой характер этой песни? Какие инструменты симфонического оркестра могут ярче передать чувства этой песни? (скрипки). Установка:   исполнить   песню   стоя,   исполняя   припев   учащиеся   изображают плавными движениями рук игру на скрипке. Учащиеся исполняют песню под фонограмму «Мама», учитель дирижирует, на слайде слова песни. 1)правильно формировать гласные;  2)чётко произносить согласные;  3)следить за мимикой (входим в образ);  4) исполняем с чувством нежности, любви к маме. Закрепление темы урока: ­Итак, сегодняшнее путешествие в музыкальный театр мы завершаем, но я очень надеюсь,   что   это   будет   ваше   не   последнее   путешествие,   вы   обязательно   будете посещать театр, ведь это так интересно. 8(см. презентацию слайд 14,с вопросами, дети выбирают правильный ответ из трёх предложенных на слайде) 1) С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились в музыкальном театре? (опера, балет, мюзикл) 2) Мюзикл  ­ это…(драма, спектакль, музыкальная комедия) 3) Родина мюзикла…(Италия, США, Россия) 4)Какие жанры соединились в мюзикле? (эстрадного искусства, драматического  тетра, балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства).              5) Композитор мюзикла «Кошки»… (Ллойд Уэббер, Алексей Рыбников,       Фредерик Лоу,  Максим Дунаевский). 6) Вспомните композиторов, которые писали мюзиклы. 7) Назовите знакомые вам мюзиклы… ­Я очень надеюсь, что эти мюзиклы вы полюбите и запомните их замечательных авторов. Домашнее задание: Нарисовать афишу к любому из мюзиклов,  прозвучавших сегодня на уроке. Оценивание учащихся: Поднимите руки, кто изображал «Кошек и котов» из мюзикла «Кошки»  (вам сегодня присваивается звание «лучший артист класса» и вы получаете свою заслуженную «5»). Поднимите руки, кто так красиво сегодня пел (лучшие певцы класса, оценка «5») и наконец, поднимите руки, кто только слушал (звание лучший слушатель). ­Я рада, что познакомилась с вами, благодарю за урок. На память о нашей встрече, я хочу подарить вам календарики с изображением котят. Уход детей под музыку из мюзикла «Кошки» (Память). 9Используемая литература  Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки.­ М., 2000. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/  Сост. О.А.Апраксина. ­  М., 1990. Музыкальное образование в школе /  Под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001. Сергеева Г.П.Практикум по методике музыкального воспитания в начальной  школе. – М., 2000.  Я познаю мир: детская энциклопедия: Музыка / Авт.­сост. А.С.Кленов; Под  общ. Ред. О.Г.Хинн.­ М., 1998.  101112