Конспект урока разработан на основе программы по обществознанию 5-9 классы Соболева О. Б .При разработке урока учитывались требования новых ФГОС. Задания, представленные в конспекте, нацелены на формирование универсальных учебных действий.Тема: Как общаются люди.
Учебник: «Обществознание» В.В Барабанов, И. П. Насонова.
Цели урока:
Обучающие:
• обеспечить усвоение основных понятий урока;
• научить применять знания на конкретных примерах,
• научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.
Развивающие:
• способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;
• развивать учебный навык работы в группах;
• способствовать развитию толерантных взаимоотношений в обществе;
• умение разрешать конфликтные ситуации, не допускать возникновение конфликтов
Тема: Как общаются люди.
Учебник: «Обществознание» В.В Барабанов, И. П. Насонова.
Цели урока:
Обучающие:
обеспечить усвоение основных понятий урока;
научить применять знания на конкретных примерах,
научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной
точкой зрения.
Развивающие:
способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;
развивать учебный навык работы в группах;
способствовать развитию толерантных взаимоотношений в обществе;
умение разрешать конфликтные ситуации, не допускать возникновение конфликтов
Воспитательные:
способствовать воспитанию учащихся уважительного отношения друг к другу в духе
сотрудничества и взаимопонимания;
способствовать воспитанию гражданской ответственности.
Задачи урока: сформировать понятие «общение», «средства общения», «правила общения»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
умение устанавливать причинноследственные связи;
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь
оценивать правильность выполнения действия;
Коммуникативные УУД: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
собственного; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: экран, проектор, компьютер
Основные понятия: общение, средства общения, формы общения, диалог, монолог, полемика,
этикет.
План:
1. Что такое общение.
2. Средства общения.
3. Правила общения
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учителя. Отметить отсутствующих в журнале, проверить наличие учебного материала.
Пожелания детям. Настрой на урок.
Мотивация учебной деятельности.
Электронная связь никогда не будет заменой реальному общению с человеком, который своей душой
побуждает другого человека быть смелым и правдивым.
Чарльз Диккенс. (английский писатель, романист и очеркист 19 века)
Как вы понимаете слова английского писателя?
О чем пойдет речь сегодня на уроке?3. Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы с вами говорили о деятельности
Что такое деятельность? (целеустремленная активность человека, наплавленная на удовлетворение его
потребностей).
То есть любая деятельность человека имеет цель. Приведите пример.
Перечислите виды деятельности (труд, игра, общение)
Что такое общение? (взаимодействие между людьми в процессе совместной деятельности)
Какова цель общения, как вы думаете? (обмен информацией).
4. Изучение новой темы:
Общение начинается с момента рождения. Обучение и воспитание предполагает его общение с самыми
разными людьми: родители, родственники, воспитатели, учителя, тренеры, преподаватели различных
кружков.
Попробуйте обрисовать круг Вашего общения. Кто в него входит?
Человек общается с людьми не только для обмена информацией, но и для самоутверждения. Например,
вступая в общение с незнакомым человеком (ученик с параллельного класса, новый сосед и т. д), вы
постараетесь произвести на него самое благоприятное впечатление.
В общении раскрывается характер человека . Его + и – качества, уровень его интеллекта, воспитанность..
В течение столетий вырабатывались правила общения, которые передавались из поколения в поколение. В
различных ситуациях и с разными людьми мы будем обращаться не одинаково. Есть сферы, где общение
строго регламентировано.
Что это означает? (регламентсовокупность правил)
В каких сферах необходимо соблюдать такой регламент? (армия, суд, церковь).
Давайте обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрации на стр. 108.
(вопросы на стр.107108).
(картинка 1 и 2разговор сдержанный и строгий, касающиеся деловой сферы, картинка3 неформальная
обстановка, свободная форма общения).
Вывод: С разными людьми общение не одинаково
Этик тее
Просмотр видеролика «Основы этикета. Этика поведения»
Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.
(от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе
Теодор Рузвельт (26й президент США в 1901—1909 ).
Как вы понимаете эти слова? Приведите пример.
Давайте обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрации на стр. 108.
(вопросы на стр.107108).
(картинка 1 и 2разговор сдержанный и строгий, касающиеся деловой сферы, картинка3 неформальная
обстановка, свободная форма общения).
Вывод: С разными людьми общение не одинаково
Схема в тетради. Используя текст учебника (стр. 104105), заполните схему.
Виды общения
Непосредственное
+ стороны
Самым распространенным видом общения в современной жизни является интернет
Заполните схему
Опосредованное
стороны
Общение через интернет
2Главное средство человеческого общения речь. Неумение четко и доходчиво выразить свою мысль может
затруднить общение, сделать его примитивным и неэффективным.
Понаблюдайте за своими одноклассниками, друзьями ,как они общаются между собой.
Всегда ли им хватает слов для выражения своих мыслей? К каким еще способом вы прибегаете, что бы вас
поняли?.
Первичное закрепление материала.
Перечислите все возможные обращения, с которых можно начать вопрос к постороннему человеку.
Например: приятель, любезный и т. д
Постановка домашнего задания
§15. (задание 10, 11,12, 13 –письменно, стр.110)
Вторичное закрепление пройденного материала.
Представьте ситуацию: вы находитесь в Москве и вам надо узнать, как от вокзала добраться до Красной
Площади. Как бы вы сформулировали вопрос, заданный:
А)знакомому подростку___________________________________________
Б)незнакомому подростку_________________________________________
В)незнакомому взрослому_________________________________________
3