(«Букварь», с. 158–159, Прописи № 5, с. 37)
Цели: познакомить с буквой «ъ», ее ролью в словах, учить писать букву «ъ», выделять в словах; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: кубик, образец написания буквы «ъ», картины зимнего леса.
Урок построен с учетом требований федеральных образовательных стандартов начального общего образования
БУКВА «Ъ». РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ «Ъ»
(«Букварь», с. 158–159, Прописи № 5, с. 37)
Цели: познакомить с буквой «ъ», ее ролью в словах, учить писать букву «ъ»,
выделять в словах; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к
природе.
О б о р у д о в а н и е : кубик, образец написания буквы «ъ», картины зимнего
леса.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Ч т е н и е т е к с т а Г. Цыферова «Про друзей» и «Как цыпленок впервые
сочинил сказку».
Ч т е н и е слов с «ь».
Пересказ сказок.
III. Объявление темы и целей урока.
– Прочитайте тему урока (с. 158).
– Чему мы должны научиться?
IV. Изучение нового материала.
Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат.
Сказали буквы строго:
– Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился…
В твердый знак.
– На что похож «ъ»?
Хвост вверху нарисовала,
Тотчас твердым знаком стала.
– Какая работа у «ъ» в словах? Давайте понаблюдаем.
Мягкий знак и твердый знак
Не помирятся никак.
Где, кому и как стоять?Что смягчать? Что разделять?
А. Демокритова
Р а б о т а по учебнику, с. 158.
– Посмотрите, чего нет рядом с буквой «ь»? «ъ»? (Нет звуковичков.)
– Почему?
Твердый и мягкий знаки
Сами звук не издают,
В абсолютной тишине,
Как король и королева,
Приказанья раздают.
– Какие же это приказы? Давайте прочитаем слова (с. 158).
Ч т е н и е первого столбика.
– Что заметили? (Это однокоренные слова.)
– Выделите корень. Подчеркните первую букву в корне («е».)
– Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)
– Выделите приставки. Прочитайте их. Подчеркните букву, которая стоит
перед «ъ». («в», «д», «т», «б».)
– Какие буквы разделяет «ъ» на письме? А звуки?
– Можно ли обойтись без «ъ»?
– Прочитайте слова второго столбика. Какие это слова? Выделите корни.
– Выделите приставки. Подчеркните буквы перед корнями.
– Какие это буквы? (Гласные.)
– Сделайте вывод: «ъ» не пишется после приставок, оканчивающихся на
гласную.
– Прочитайте слова третьего столбика.
– Выделите приставки. Что заметили?
– Подчеркните буквы, перед которыми пишется «ъ». Назовите их. («ё», «я».)
– Прочитайте все слова с «ъ».
– Так нужен ли «ъ»?
Было «сели», стало «съели»:
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Твердый знак засунем в «сел» –
И получим слово «съел».
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
А. Потапова
– Расшифруйте схему в рамке.
Р а б о т а в Прописи, с. 37.
– Рассмотрите письменную букву «ъ».
– Написания каких элементов похожи на другие буквы? («ъ», «ч», «ь».)
Показ написания учителем.
Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка!
П и с ь м о в воздухе.
Письмо букв «ч», «ь».
Письмо «ъ / ь».
Письмо «ъ» с гласными.
– Какое соединение у «ъ»? (Верхнее и нижнее.)
– С какими буквами у «ъ» верхнее соединение? («е», «ё», «ю».)
– С какими нижнее? («я».)
– Запишите.
Письмо слов с печатного текста с выделением приставок, подчеркиванием
«ъ».
Вновь у нас физкультминутка,
Ф и з к у л ь т м и н у т к аНаклонились, нука, нука!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправовлево, раз и два
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
– Назовите буквы, которые никогда не бывают прописными.
Всегда маленькие…
Сказала «й» сестре родной:
– Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной.
А я ужасно редко.
– Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
– И много их?
– Да целых три:
Сестра и с ней – два брата.
Зовут их так…
– Не говори!
Скажите вы, ребята!
(«ъ», «ы», «ь».)
– Есть ли такие слова, которые начинались бы с «ъ» или с «ь»?
Р а б о т а по учебнику, с. 158.
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Шутка».
а) Предположите, о чем будет стихотворение по названию, картинке.
б) Самостоятельное чтение.
в) Беседа после чтения.– Оправдались наши предположения?
– Назовите слова, которые имеют одинаковый корень.
– Чем они отличаются? (Приставками и «ъ».)
Р а б о т а в Прописи, с. 37.
Запись предложений с печатного текста с выделением приставок,
подчеркивание буквы «ъ».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Как ниткапаутиночка,
Среди других дорог
(шаг на месте)
Бежит, бежит тропиночка,
И путь ее далек
(бег на месте).
Бежит, не обрывается,
В густой траве теряется
(присесть),
Где в гору поднимается
(подняться на носки),
Где под гору спускается
(присесть).
И путника усталого –
И старого и малого –
Ведет себе, ведет…
(Шаг на месте.)
Р а б о т а по учебнику, с. 159.
Ч т е н и е т е к с т а «Встреча с зимним лесом».
а) Предположение, о чем будет текст.
б) Самостоятельное чтение.
в) Чтение вслух по абзацам, беседа по содержанию.
(Вопросы задаются после чтения абзацев.)
г) Вопросы после чтения.
– Какие картины леса вам запомнились?– Какие звуки наполняют зимний лес?
– Почему в тексте нет диалогов?
д) Выборочное чтение слов с «ь» и «ъ».
V. Итог урока.
– С какой новой буквой вы познакомились? Какие картинки поместим на
кубик?
– Что общего у «ь» и «ъ»?
– Где пишется в словах «ъ»?