Конспект урока по окр.миру на тему "Основы гигиены" (1 класс).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе общеобразовательных школ на тему "Основы гигиены". Подтемы урока: "Зачем нужно чистить зубы и мыть руки". Работа строится как в группах, так и в парах, коллективно и индивидуально. Высокий уровень прохождения нового материала.Конспект урока в 1 классе "Основы гигиены".
Иконка файла материала Основы гигиены.doc
Технологическая карта урока окружающий мир в 1 «Б» классе МКОУ МСОШ №2.  Учитель: Зверева Г.Г. Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Цели: Обучающие:  ­ довести до понимания необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук, ­ учить приемам чистки зубов и мытья рук.  Развивающие: ­ развивать познавательный интерес к предмету «Окружающий мир» путём привлечения занимательного материала, наглядности,  создания проблемных ситуаций; ­ развивать логическое мышление, воображение, восприятие,  ­ способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно­действенного мышления. Воспитательные:  ­воспитывать умение слушать других, ­ воспитывать   культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе и работе в парах, ­ воспитывать   культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками, ­ воспитывать желание учиться и делать открытия; 1В процессе обучения формирую следующие блоки УУД: Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;  2) формируем умение представлять информацию в виде рисунка; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД:  1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Духовно­нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) воспитание здорового образа жизни; 4) эстетическое воспитание; 25) воспитание здорового образа жизни. Оборудование: письмо от Мойдодыра, грязный листок с домашней работой, фотография человека, у которого выпали зубы;  названия групп «Зубы» и «Руки», у учащихся – зубная щетка, детская зубная паста, детское мыло, полотенце, цветные карандаши, клей, конверты с шаблонами. Перед уроком класс поделен на 2 группы. Этапы урока 1. Самоопределение   к деятельности Ход урока Приветствие.     ­ Посмотрели друг на друга, улыбнулись.  Возьмемся за руки и скажем: «У нас все получится!» Формирование УУД Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, логическое  построение фраз. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять  учебную задачу. Личностные УУД: Уметь управлять своим  вниманием и своевременно  переключать его.  32. Актуализация  знаний Класс поделен на 2 группы, ученики сидят вокруг двух столов. Фронтальная работа: отвечают на вопросы о фруктах и овощах.  1.  –   Назовите   тему   урока,   о   которой   мы   говорили   на   прошлом уроке. (слайд 1 на экране) ­ Почему нужно есть много овощей и фруктов?   Ответим на 3 вопроса по теме. Система голосования:  ­ Что лишнее? (яблоко, редис, груша). ­ Почему нужно есть много овощей и фруктов? (они красивые и вкусные, чтобы сделать приятное маме, в них много витаминов) ­   Что   такое   витамины?  (необходимые   для   здоровья   вещества, маленькие  частички, лекарства) Быстрая проверка ответов детей по системе голосования. ­ Посмотрим на ваши работы, которые вы подготовили дома.  (Дети показывают в рабочих тетрадях  фруктовые салаты  – рисунки или фотографии). Можно показать через документ – камеру. Защита проекта:  дети рассказывают, какие фрукты нарисовали и почему? Чем полезны фрукты? ­ Какие замечательные получились у вас проекты! ­ Так и хочется их съесть!  –  А, что нужно сделать перед тем, как съесть какой­нибудь овощ или фрукт? Помыть его. Коммуникативные УУД: 1) Уметь оформлять свои мысли в  устной форме, логическое  построение фраз. Умение слушать  и понимать речь других. Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2)Уметь принимать и сохранять  учебную задачу.  3)Уметь проговаривать  последовательность действий на  уроке; высказывать своё  предположение. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текста, таблиц;  2) формируем умение выявлять  сущность, особенности объектов; Личностные УУД: Уметь управлять своим вниманием и своевременно переключать его  Духовно­нравственное развитие : 1) эстетическое воспитание, 2) воспитание здорового образа  жизни. 43. Выявление места и причины  затруднения  2. – Но прежде чем взять это фрукт или овощ, нам надо сначала… помыть руки.  ­   Когда   вы   поели   фрукты   или   овощи,   например,   яблоко   или морковку,   что  остается   на  зубах? (частички   еды,  микробы).  Что надо сделать после еды? (почистить зубы) Учитель   достает   из   конверта   грязный   листок   с   домашней работой и фотография человека, которого выпали зубы. –  Приятно ли смотреть на это лицо? Почему? (Предположения детей.) 3.  ­ В каком месте возникло затруднение? (Дети знают, что надо мыть руки и чистить зубы, но не делают этого.) ­ Почему возникло затруднение? ­ Сформулируйте проблему? Нам надо узнать,  почему  надо мыть руки и чистить зубы. ­ Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (Дети формулируют тему урока: Почему нужно чистить  зубы и мыть руки?)  Тема урока на доске. (там написано: нужно  мыть руки , нужно чистить зубы). Работа по учебнику: ­ Откроем учебник на стр.56, прочитаем тему урока. ­ Какие задачи поставим на урок? (Есть подсказка в учебнике:  научимся правильно чистить зубы и мыть руки). Коммуникативные УУД:  Уметь оформлять свои мысли в  устной форме и вести  бесконфликтный диалог. Умение  слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью  учителя,  видеть логику  построенного высказывания. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать  последовательность действий на  уроке, высказывать своё  предположение  Личностные УУД: Уметь управлять своим вниманием и своевременно переключать его. 54. Построение  проекта выхода из  затруднения ­ У нас сегодня урок открытия новых знаний. – На какие вопросы вы хотите получить ответ? Учитель   записывает   на   доске   вопросы,   составляя   тем самым план.     (прикрепляю листы) Почему?                                      Надо мыть руки Когда?                                                Надо чистить зубы. Как? Пригодятся ли эти знания в жизни? ­ Как вы считаете, какой вопрос самый важный? Почему?      ­ Что мы сейчас делали? (планировали свою деятельность) ­ Какие умения отрабатывали? (умение составлять план).  ­ Что нам поможет ответить на все вопросы?  (свой опыт, учебник,  учитель, совместная работа) ­ Выберем свое название для команды. Коммуникативные УУД:  Уметь слушать и понимать речь  других.   Уметь оформлять свои мысли в  устной форме и вести  бесконфликтный диалог.  Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного Регулятивные УУД: Уметь определять и  формулировать цель на уроке с  помощью учителя; Уметь  проговаривать последовательность  действий на уроке;  Личностные УУД: Уметь управлять своим вниманием и  своевременно переключать его. 6Один ребенок от команды берет листок с названием «Руки»  или  «Зубы». Работа по учебнику стр.56. ­ Какие предметы нужны для чистки зубов, мытья рук.  (Каждая команда выбирает свои предметы).  ­ Почему вы выбрали эти предметы? Приклейте нужные вам предметы. Обращаемся к плану: 1 пункту плана – ответить на вопрос.  1 вопрос:  Почему?    Каждая команда получает клей и конверт.     на лист        5. Совместное  открытие знания: А) Реализация  построенного  проекта Б) Первичное  закрепление с  проговариванием во  внешней речи Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текста, таблиц;  3) формируем умение на основе  анализа объектов делать выводы; 4) формируем умение выявлять  сущность, особенности объектов; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение строить  речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами; Личностные УУД:  1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; Духовно­нравственное развитие и  воспитание: 1) эстетическое воспитание, 2) воспитание здорового образа  жизни. Регулятивные УУД: Уметь управлять своим вниманием и своевременно переключать его.  7Дети   сидят   за   двумя   столами.   Идет   обсуждение   в   группе, почему надо мыть руки и чистить зубы.    ­ Ребята, порассуждайте и ответьте на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Ответы детей). ­ Выберите, кто от команды пойдет отвечать! Один ребенок от команды после обсуждения выходит к доске и доказывает   другой   команде,   почему   надо   чистить   зубы   или мыть руки. На листе приклеивают на руки и зубы «микробы». Второй команде задаются вопросы по услышанному.  (Почему каждому человеку надо мыть руки и чистить зубы?) Физкультминутка ­ Дадим нашим рукам и всему телу отдохнуть. Песенка Колобка. Обратиться  к плану  урока. ­ Мы ответили на первый вопрос, переходим ко второму  вопросу. 2 вопрос:  Когда? Работа   в   парах:  (на   пару   учеников   –   1   лист,   выбирают карандаш). ­   Возьмите   по   1   карандашу.   Кто­то   из   вас   берет   синий карандаш, кто­то красный. ­ Договоритесь между собой в паре. Учимся договариваться. ­ Приступайте!  1 группа:      В течение недели отмечай знаком   «+»,  когда ты     чистишь зубы: (двое  работают на одном листе) Я чищу зубы: Понедельник Вторник После обеда Утром  Вечером  87. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке 8. Домашнее задание №   2 на с. 39    На доску прикрепляются два листа с проектами детей – с зубами и руками.   – Чему мы учились на уроке?  – Что нового мы узнали? ­ Какая тема урока была? ­ Обратимся к плану. – На какие вопросы мы сегодня ответили? ­ На все вопросы плана ответили? ­ Достигли мы цели урока?   К листам приклеиваются картинки с чистыми зубами и руками. ­   Какие   умения   отрабатывали?   (работать   в   парах   и   группах,   по тетради   и   по   учебнику,   по   таблице,   проверять   свой   проект   и работать по плану) ­ В чем испытали трудности? ­ Над чем еще надо поработать? ­ Как пригодятся эти знания в жизни? – Кто сегодня вечером правильно почистит зубы? – Сколько раз в день нужно мыть руки? – Для чего нужен сегодняшний урок? Самооценка деятельности.  ­  Оцените   свою   деятельность   на   уроке.   Можно   использовать карточки со смайликами.   ­ Представьте, что вы стали дизайнером. Попробуйте  придумать свою упаковку для зубной пасты или мыла. А на  следующем уроке вы будете защищать свой проект,  расскажете, почему у вас именно такая упаковка и где бы вы  могли ее представить. ­ По желанию можно придумать сказку  по теме.   (Конкурс на лучшую упаковку). Познавательные УУД: Развитие мыслительных операций:  анализ, сравнение, обобщение.  Развитие критичности мышления.  Регулятивные УУД: 1) формируем умение  осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Личностные УУД:  1) формируем мотивации к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности; 2) формируем умение оценивать  поступки в соответствии с  определённой ситуацией Коммуникативные УУД: Уметь грамотно построить  высказывание, логично. Уметь  оформлять мысли в устной и  письменной форме. Коммуникативные УУД: Развитие навыков хранения  информации. Уметь оформлять  мысли в устной и письменной  форме. Регулятивные УУД:  Развитие навыков самоконтроля и  самооценки, дифференцирование  заданий. Владеть навыками  9­ Зная, как вам нравится придумывать загадки, вы можете  придумать загадки о зубах или о руках, зубной пасте и мыле. систематизации материала. Уметь  планировать своё действие в  соответствии с поставленной  задачей.  Познавательные УУД: Развитие мыслительных операций:  анализ, сравнение, обобщение.  Развитие познавательных  процессов (памяти, внимание,  восприятие) Уметь выделять  главное в содержании, выдвижение гипотез;  Личностные УУД: Уметь управлять своим  вниманием. 10Самоанализ урока  по предмету «Окружающий мир» в 1 «Б» классе МКОУ МСОШ №2. Учитель: Зверева Г.Г. Тема урока:  Основы гигиены. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Тип урока:   урок открытия нового знания. Свой урок я построила в соответствии с ФГОС, в соответствии с общеобразовательной программой начальной школы, используя  информационно­коммуникативные технологии. В системе уроков это один урок по теме «Почему нужно мыть руки и чистить зубы» и 11 урок в четвертом разделе «Почему и  зачем?» (всего в данном разделе 20 уроков). Цели урока: Обучающие:  ­ довести до понимания необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук, ­ учить приемам чистки зубов и мытья рук.  Развивающие: ­ развивать познавательный интерес к предмету «Окружающий мир» путём привлечения занимательного материала, наглядности,  создания проблемных ситуаций; ­ развивать логическое мышление, воображение, восприятие,  ­ способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно­действенного мышления. Воспитательные:  ­воспитывать умение слушать других, ­ воспитывать   культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе и работе в парах, ­ воспитывать   культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками, ­ воспитывать желание учиться и делать открытия; В процессе обучения формирую следующие блоки УУД: 11Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;  2) формируем умение представлять информацию в виде рисунка; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД:  1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Духовно­нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) воспитание здорового образа жизни; 4) эстетическое воспитание; 5) воспитание здорового образа жизни. Оборудование урока:  Компьютер – ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, документ – камера, интерактивная доска, электронная система  голосования.  В работе после уроков используются персональные нетбуки – по одному на каждого ученика. 12Учебник «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, обучающий CD­диск «Окружающий мир», автор А.А.  Плешаков.  Конверт с письмом от Мойдодыра,  фотографии,  листы – задания для работы в группах, карточки для работы в парах, клей,  карандаши, конверты с шаблонами для проектов, названия групп «Зубы» и «Руки», карточки ­ смайлики; презентация по теме  урока. Формы работы:  фронтальная работа – при опросе, беседах, использование системы голосования в проверке домашней работы,  индивидуальная работа – самостоятельная работа в рабочих  тетрадях,  дидактическая игра – при построении памятки, (Почему выбрала такую форму – игру,  во­первых, этот вид деятельности соответствует психологическому развитию детей на  данном этапе, во­вторых, в игре дети получают практический опыт и свое видение проблемы, ситуации). работа по учебнику – при отработке выводов, работа в тетрадях – на этапе самостоятельной работы, при выходе на коррекцию, работа в парах – реализация построенного проекта, работа в  группах – реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ,  Методы: объяснительно­иллюстративный, проблемный,  частично­поисковый. Организация рабочего места: научить детей организовать пространство вокруг себя, позволяющее продуктивно работать и  достигать поставленной цели. Планируемый результат: Предметные УУД: ­ уметь понимать необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук, ­ уметь правильно  чистить зубы и мыть руки. ­ уметь анализировать текст, работать со схемами, памятками, выводами, таблицами, карточками. Личностные УУД: ­ уметь выказывать своё отношение к однокласникам, выражать свои эмоции; ­ уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, 13­ уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ­ уметь ориентироваться  на понимание причин успеха в учебной деятельности. Метапредметные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке самостоятельно или с помощью учителя; составлять план и  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность  выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в  действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение   (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные  УУД). 14На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников  универсальным учебным действиям: тему и задачи урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.  На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно­ исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям  надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и  подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования  первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного  интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную  характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.  В процессе обучения школьники сами составляли правила на основе полученной информации. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация  была привлекательна для детей.  За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных  целей на уроке.  Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с  учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Главный этап урока связан с предварительной разминкой, с заключительным этапом. Главная цель «научить детей правильно чистить зубы и  мыть руки», я считаю, была достигнута. Главными причинами успеха была активность детей,  Огромной помощью  были различные виды работ на  уроке и использование ИКТ. Контроль за усвоением проведён в форме  выполнения заданий на интерактивной доске.   самостоятельно приобретать знания). В конце урока был подведён итог через рефлексию. Детям урок понравился.  Перегрузки не было за счет смены деятельности.  На уроке осуществлялся принцип воспитывающего обучения (любовь к предмету, взаимовыручка и взаимопомощь, стремление и способность  15