конспект урока по окружающему миру

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.
Иконка файла материала Урок 27 11.docx
Урок 27 11.12 Куда текут реки? Цели деятельности учителя: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде. Тип урока: решение частных задач. Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку­схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; получат возможность научиться рассматривать морскую соль  и проводить  опыт  по  «изготовлению»  морской воды;  выдвигать предположения и доказывать  их;  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные  (компоненты   культурно­компетентностного   опыта/приобретенная   компетентность):   овладеть способностью  понимать   учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее   выполнять;   отвечать   на   вопросы;   обобщать   собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно­ролевой ситуации. Личностные:  овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по родовидовым   признакам;   формирование   готовности   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии   природы,   уважительного   отношения   к   иному  мнению;   принятие   и  освоение   социальной   роли  обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные:  ориентирование   в   учебнике   и   рабочей   тетради;   принимают   и   сохраняют   учебную   задачу;  оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные:  осознание   своих   возможностей   в   учении;   способность   адекватно   судить   о   причинах   своего   успеха   или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные:  умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. Организационный момент. Громко прозвенел звонок –  Ну­ка посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Актуализация знаний, работа с классом. На столе передо мной  Закружился шар земной –  Ваши ушки на макушке. Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Африка, экватор, полюс –  Уместил всю Землю ... (глобус).  А что такое глобус?       Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)  Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего)  Вспомните, что на глобусе  обозначается, синим цветом и его оттенками? (Вода)  А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)  Чего больше на планете Земля? (Воды) Работа в парах. У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на  земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  (Дети составляют схемы, накладывая синий  на жёлтый).  К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши) Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.  С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды». Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем  пресную воду, которая находится в водоемах суши. Какие водоемы суши вы знаете?   Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь: Течет, течет, не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. (река.) Хочу обратить ваше внимание на то, как на карте и глобусе изображены водоёмы, в том числе реки.Постановка проблемного вопроса ­ Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки?  А  для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса. Работа над новым материалом.                                              Вода – путешественница.  Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море. – Так почему же автор назвал рассказ «Вода­путешественница»? Работа со схемой Расскажи куда текут реки. (с. 66)         Осётр             Ока                    Волга                                Каспийское море  Плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?  Плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в Оку? Река Москва.   Куда впадает река Ока? В Волгу. Куда впадает Волга? В Каспийское море. Физкультминутка От зелёного причала  Оттолкнулся теплоход. Раз, два.  (встать из­за парт) Он назад поплыл сначала. Раз, два. (шаги назад) Проблемный вопрос.  А потом поплыл вперёд. Раз, два. (шаги вперёд) И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками) Набирая полный ход. (ходьба на месте)  Чем различаются река и море? У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.    А вода в реке и море одинаковая или нет?  Практическая работа. Приготовьте морскую воду.  (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)  Почему морская вода солёная? Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно. Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил? Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы. Реки   неудержимо   стремятся   к   морю.  Все   реки   земного   шара.   Они  бегут   к   нему   длинными   извилистыми   путями,  они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю! Почему? Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому­то все реки и текут к морю. Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей. Подземные ручьи и реки, пробивая  себе дорогу среди горных пород,  растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы. И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу... ...Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже нелегко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли, в конце концов, становится огромным. Физминутка  Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура, на месте замри! Экологическая беседа Почему воду нужно беречь и охранять? – Вода входит в состав любого организма; – Вода – это жизнь, красота и здоровье; – Количество воды ограничено; – Вода – помощник человека; – Вода загрязняется. О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее. Воду попусту не лей, дорожить водой умей, Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.  Работа в парах. Из букв собрать названия рек. НОД_________________________ АГЛОВ______________________ РПЕНД______________________ АВЕН_______________________ АКО________________________ ЬНАБУК____________________Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место  слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из­под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани –  870 км. Более 700 км (среднее и нижнее течение) находятся в пределах Краснодарского края. Рефлексия.