Конспект урока по окружающему миру для 1 класса УМК Школа 2100 Осенняя экскурсия

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: продолжить наблюдение за характерными явлениями наступившей осени; уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; развивать образную речь, наблюдательность, память, умение сопоставлять, выделять и обобщать признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень».
Иконка файла материала осенняя экскурсия.doc
ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ Ц е л и :   продолжить  наблюдение за характерными явлениями наступившей осени; уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; развивать образную речь, наблюдательность, память, умение сопоставлять, выделять и обобщать признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень». Ход урока I. Организационный момент. У ч и т е л ь .  Золотая и немая, Затаилась тишина. Песням спрятанным внимая, Я иду, как в чарах сна. Листья тихо улетают С засыпающих ветвей И на землю оседают, Красотой пленя своей. Н. Минский О каком времени года прозвучали строки? Предлагаю вам на несколько минут окунуться   в   эту   красоту.   Мы   ненадолго   пойдем   на   экскурсию   в   осенний школьный парк. II. Экскурсия в мир природы «Чудо осень». Экскурсия   проводится,   чтобы   понаблюдать   характерные   явления наступившей   осени,   показать   детям   красоту   и   очарование   осенней   поры, побудить к выразительным высказываниям своих впечатлений, помочь сделать обобщения о признаках осени. 1. В в о д н а я   б е с е д а . Учитель   напоминает   ученикам   о   том,   как   вести   себя   на   экскурсии:   идти парами, внимательно слушать, что говорит учитель, одноклассники, помнить, что это не просто прогулка, а урок – только не в классе, а на открытом воздухе. В парке проводится краткая б е с е д а   п о   в о п р о с а м : 1) Какое сейчас время года? 2) Какая стоит погода? Чем она отличается от летней погоды? 3) Какие особенности осенней погоды вы отмечаете? Затем дети рассматривают лес, любуются им.2.  Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и й   об осени учащимися (проверка домашнего задания). Учитель   предлагает   ученикам,   подготовившим   подборку   примет, поговорок,   стихотворений,   загадок   об   осени,   рассказать   их.   Учащиеся получают   эстетическое   наслаждение,   слушая   и   наблюдая   звуки   осени, любуясь природой. 3. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й . – Сравните цветущие растения. –  Отметьте, где больше желтых листьев – на верхушке деревьев или внизу, внутри кроны или снаружи. –  Сравните раскраску листьев у одного вида растения, растущего в разных условиях. –  Проследите за ходом листопада, отметив для разных видов его начало и конец. – Определите, какой лист легче – желтый или зеленый. – Определите, легко ли отрываются листья от веток. – Походите по сухим листьям, прислушайтесь к тому, как они шуршат. – Соберите коллекцию листьев осенней окраски с различных деревьев. –  Соберите   коллекцию   листьев   от   одних   и   тех   же   деревьев,   но различной окраски. – Обобщите все явления осени, которые наблюдали. У ч е н и к и .  Солнце спряталось, небо покрыто тучами, дует легкий ветерок, становится   холоднее,   листья   деревьев   приобрели   осеннюю   окраску,   очень красивую и разнообразную, деревья оголяются, потому что их листья высохли, отрываются от веток и падают на землю. Когда идешь по листьям, они шуршат. 4.  З а у ч и в а н и е   с т и х о т в о р е н и я   (по усмотрению учителя или выбору учащихся). ЛИСТОПАД Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат, шуршат, Скоро голый будет сад. ОСЕНЬ Осень наступила, Высохли цветы,И глядят уныло Голые кусты. На обратном пути в класс можно заучить с детьми скороговорку: «На дворе погода размокропогодилась». III. Повторение материала. 1. Т р е н и н г  «Умею ли я различать листья деревьев?». Учащиеся выполняют задания по просьбе учителя: – Поднимите лист березы. – Теперь поднимите лист дуба (клена, тополя и др.). – Покажите лист березы. –  А этот лист с какого дерева? –   Подойдите к моему столу, найдите на нем лист березы и покажите всему классу (вызванный ученик). – Разложите у себя на столах листья в таком порядке, в котором я буду их называть. Н а п р и м е р :  береза – дуб – тополь – клен – осина – каштан – рябина.  2. Р а с с к а з ы  об осенней подготовке животных к зиме по рисункам на с. 51 учебника (домашнее задание). У ч и т е л ь .   Некоторые   из   вас   знают   стихотворения   о   животных   и   сейчас прочитают нам их. У ч е н и к и . МЕДВЕДЬ По завалам, по оврагам Ходит зверь хозяйским шагом. Любит он душистый мед Да малину с веток рвет. ЕЖ Серый ежик весь в иголках, Словно он не зверь, а елка. Хоть колюч молчун лесной – Ежик добрый, он не злой. СОРОКА  А пестрая сорока Лукаво смотрит сбоку. И скачет, и стрекочет, БЕЛКА Белка – с кисточками ушки – Гриб увидит на опушке – Прыг за ним с густых ветвей И несет домой скорей. ЛОСЬ Лось – рога ветвистые Да копыта быстрые. Головой качая, он Задевает небосклон. В. Степанов ЕЛКА  Вырастала елка В лесу на горе. У нее иголкиЧего сорока хочет? Зимой в серебре. Е. Стюарт Е. Трутнева У ч и т е л ь . Какое название определяет сочетание всех этих предметов? У ч е н и к и .  Лес. Учитель завершает рассказы детей чтением стихотворений о том, как некоторые животные и птицы готовятся к зиме. НЕ БУДИТЬ       Спит в берлоге Михаил,       На березе начертив:       «Не будите до весны,       Досмотреть мне дайте сны».       Мишке снится свежий мед,       Лапу он во сне сосет. В. Бирюков ЛАСТОЧКИ Мой сад с каждым днем увядает: Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст… Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с березы спадает, И поздних кузнечиков треск. Взгляну ль по привычке под крышу – Пустое гнездо над окном: В нем ласточек речи не слышу, Солома обветрилась в нем… А. Майков У ч и т е л ь .  Куда подевались ласточки? У ч е н и к и .  Полетели в теплые края. У ч и т е л ь .   Белочка   обустраивает   дупло   или   строит   и   утепляет   гнездо. Белочка питается ягодами, грибами, орехами, семенами, она запасливая, в дупло на зиму еду запасает, в мох прячет орехи, грибы на сучок вешает. Как у нас ли на кровельке, Как у нас ли на крашеной, Собиралися пташечки, ласточки, – Щебетали, чиликали,Несобравшихся кликали: «Вы слетайтесь, не медлите, В путь­дороженьку пустимся! Красны дни миновалися,  Вдоволь мы наигралися; Здесь не ждать же вам гибели От мороза трескучего!» М. Моравская Все живые существа чувствуют приближение зимы и стараются уберечь себя от мороза и голода. 3. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  «Одежда по сезону» на с. 51 учебника. У ч и т е л ь .  Каждому времени года соответствует определенная одежда. Это знали даже первобытные люди: с наступлением похолоданий они облачались в теплые звериные шкуры. Как вы думаете, почему никому не придет в голову летом надеть меховую шубу? Какой должна быть верхняя одежда? У ч е н и к и .   Люди   должны  одеваться   по   сезону,  по   погоде,  чтобы   одежда согревала в холод и была легкой и прохладной в жару.  У ч и т е л ь .  Помогите Лене и Мише одеться на осеннюю прогулку, подберите им подходящую одежду, обведите и укажите стрелочками,   во что вы оденете Мишу и Лену. 4. И г р а  «По грибы». У ч и т е л ь .   Всем   известно,   что   осень   –   это   грибная   пора.   Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Вот мы сейчас и проверим, какие вы грибники. Отправляемся в лес! ПО ГРИБЫ Мы – по ельничку, по осеннику, По наметочкам, по зарубочкам, Перелесками, моховинками, По грибным местам, по малиннику, С кузовочками, с берестянками, «Ох» лесной будить звонкой песнею,  Всполошить в кустах зайца робкого, Стаю галочью – в частом ельнике. Напали   мы   на   грибную   полянку,   грибов   на   ней   видимо­невидимо.   Один грибник все подряд грибы собирает, уже полную корзинку набрал, а другой еще О. Белявскаяи половины кузовка не собрал, берет только какие­то особенные грибы. А как поступите вы? Обведите   грибы,   нарисованные   на   с.   18   (задание   3   в   рабочей   тетради), которые положите себе в корзину. А может быть, кто­то из вас знает названия этих грибов? У п р а ж н е н и е  «Конь». Конь меня в дороге ждет, Бьет копытом у ворот (топают ногой). На ветру качает гривой, Пышной, сказочно красивой.  (Крутят головой в одну и другую сторону.) Быстро на седло вскочу, Не поеду – полечу: (Учащиеся сцепляют за спиной руки в замок, поочередно поднимая согнутые в коленях ноги и покачивая головой.) Цок­цок­цок. Цок­цок­цок (бег на месте). Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой. (Машут в знак прощания то одной, то другой рукой.) 5. Р а с с к а з ы  «Осень в деревне» (по заданию на с. 52 учебника). У ч и т е л ь .  Кто из вас бывал в деревне? Какие у вас остались воспоминания, впечатления от этих поездок? Посмотрите на красочный деревенский пейзаж, нарисованный в учебнике. Так и хочется сказать: В ДЕРЕВНЕ       Жизнь в деревне хороша,        В ней свободная душа,       Хочешь – яблочко сорви,       Хочешь – бабочек лови.       Да, в деревне благодать!       Будем все мы охранять       Этот воздух и простор,       Этот дом и этот двор.Как будто именно к этому рисунку написал эти строки московский школьник Боря Лаховский. Что же так привлекает нас в деревенском пейзаже? (Учащиеся рассказывают.) Глядя на рисунки, скажите, чем осень награждает крестьян за их нелегкий труд. У ч е н и к и .  Плодами, хлебами. У ч и т е л ь .  Жители деревень так говорят:        «Осенью холодно,        Да сытно!        Осень накормит яблоками,        Блинами да пирогами!» Какие еще приметы осени в деревне вы заметили на рисунке? ЛИСТОПАД     Как стрелой убитый меткой,     Покачнулся лист над веткой,     Отделился, полетел     И, кружась неравномерно,     Наземь падать стал неверно,     И, упав, оцепенел.     Вслед за ним другой и третий.     На вершине, как из сети     Золотые мотыльки,      Наземь валятся, кружатся,     У родных стволов ложатся,     Многоцветны и легки. К. Д. Бальмонт А кому крестьяне заготовили сено в стогах? Соедините маленькие картинки с подходящими изображениями на большом рисунке.   Какие   вы   отберете   картинки   среди   разрезных   карточек,   чтобы дополнить этот рисунок? 6. О б о б щ е н и е   о   п о н я т и и  «времена года». 1) И г р а  «Доскажите словечко». Учитель   читает   стихотворение   «Времена   года»   С.   М.   Городецкого,   а ученики должны догадаться, о чем их спрашивает автор в стихотворении, и закончить фразы. У ч и т е л ь . Как вернется к нам весна,     Чем одарит нас она?У ч е н и к и . Цветами, цветами, цветами. У ч и т е л ь . Ну а летнею порой     Чем богаты мы с тобой? У ч е н и к и . Хлебами, хлебами, хлебами. У ч и т е л ь . Лето быстро пролетит, –     Чем же осень наградит? У ч е н и к и . Плодами, плодами, плодами. У ч и т е л ь . Вот зима катит как раз,     Чем она засыплет нас? У ч е н и к и . Снегами, снегами, снегами. У ч и т е л ь . Теперь я убедилась, что вам хорошо известны признаки каждого времени   года,   поэтому,   надеюсь,   вы   успешно   справитесь   со   следующим заданием. 2) Выполнение задания 5 на с. 19 рабочей тетради. Учащиеся должны обвести предметы, которые встречаются только осенью, бывают круглый год и осенью не встречаются, карандашами разных цветов. IV. Итог урока. У ч и т е л ь .   Как   мы   узнаем,   что   пришла   осень?  (Ответы   учащихся.) Прочитаем вывод по теме урока в красной рамке на с. 55 учебника. Пусты поля,  Мокнет земля, День убывает, Когда это бывает? У ч е н и к и .   Осенью. У ч и т е л ь .   Как вы догадались? Какие подсказки услышали в загадке? Как назовете эти подсказки? У ч е н и к и .  Приметы осени. Домашнее   задание:  выполнить   задание   1   на   с.   18   рабочей   тетради; подытожить свои наблюдения за осенней погодой и оформить их, сделав записи карандашом в дневнике наблюдений вместе с родителями.