Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
13.03.2017
Тема урока: «Грибы»
(2 класс)
Задачи урока:
предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Грибы.docx
Тема урока: «Грибы»
(2 класс)
Задачи урока:
предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу,
осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию,
развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес
учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к
своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников),
непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от
успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать
предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять
небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь
других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им.
Планируемые результаты:
понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
познакомиться со строением грибов;
научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: объяснительноиллюстративные, частичнопоисковые,
словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Используемые технологии
• Личностноориентированное обучение.
• Информационнокомпьютерные.
Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; учебник
«Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные
карточки (синего, красного и зелёного цвета); сообщения учащихся.
I. Организация начала урока.
Эмоциональный настрой.
Ход урока
Играприветствие «Здравствуйте!»
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на
уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа,
начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев
пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
2. Актуализация знаний.
Представьте себе, как в тёплый денёк вы прогуливаетесь по лесу и вдыхаете
свежий аромат. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых
густой травой. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если внимательнее
присмотреться, то среди травы можно увидеть самые разные грибы. Угадайте,
какие?
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые... (лисички).
А вот ктото важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор)
Самая грибная пора – осень. Много любителей лесных прогулок приходит в
лес рано поутру, и возвращаются домой с полными корзинами. Недаром в
народе говорится: «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт. А сонливым
да ленивым достаётся лишь крапива».
А знаете ли вы, что грибы в старину на Руси называли «губами». Коегде это
название и сейчас сохранилось. Затем появилось слово грибы, родственное
слову горб, потому что шляпки у грибов горбиком.
Какие грибы вам доводилось собирать? (Ответы детей.) А вот так однажды
собирал грибы писатель Николай Сладков. Послушайте и постарайтесь
запомнить, под какими деревьями он находил грибы. (Звучит отрывок из
рассказа Н. Сладкова.)
3.Постановка цели и задач урока
Послушайте загадку, а отгадку покажите на картинке.
Под сосною у тропинки
Он стоит среди травы:
Ножка есть, но нет ботинка. Шляпка есть, нет головы.
(Гриб.)
Какие слова помогли вам отгадать эту загадку?
А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: Грибы.
Запишите в рабочих листах.
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?
Я думаю, что мы с вами найдём ответы на ваши вопросы, а так же разгадаем
некоторые секреты грибного царства:
Какие бывают грибы?
С кем дружат грибы?
Грибы карлики
Строение гриба
Грибы наши враги или друзья?
Как правильно собирать грибы?
А откуда вы можете получить эти знания? ( Из учебника, из рассказа учителя,
из интернета, из дополнительной литературы)
Полученные ответы вы так же будете фиксировать в рабочие листы
Итак, отправляемся в лес.
4. Знакомство с новым материалом.
В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий
цветков и семян и размножающийся спорами».
Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы)
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.
Как вы думаете, к какому царству природы они относятся? (ответы
детей) (особое царство)
(К группам животных и растений они не подходят). В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии,
от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей
стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.
Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят
многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно
наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение
нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными
веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница
может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое
потомство.
Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело
состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор.
Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов,
занимается наукамикология.
Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие
похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не
только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.
Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, варенье, овощах – тоже грибы
(мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и
твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт
берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб
проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный
гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с
сахарным раствором с добавлением заварки. Чтение статьи (Учебник стр.
2425)
А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении,
это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под
микроскопом.
Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов
плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.
А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай,
грибок стоп, ногтей.
5. Первичное усвоение новых знаний
Просмотр видеоматериала «Как размножаются грибы»
Значение грибов.
Кто внимательно смотрел и запомнил, в какое время года надо собирать
грибы? (летом и начало осени) Кто из вас собирал грибы сам? Где вы их собирали? (в лесу, под деревьями)
А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать?
Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет
сделать открытие.
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья
обвинили грибы в грабеже. " Вы воруете у нас питательные вещества.
Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас"
Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем
остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались
упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от
царства грибов.
Прошло время грибов становилось всё меньше и меньше им
действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но
и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё
каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до
макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их
самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли,
а заваливают их до самой макушки.
Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов.
Грибы их простили, и всё стало по прежнему. Грибы стали, лучше
расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и
засохшие листья куда то исчезли. Но секрета своей важности для
деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в
догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
Прослушайте сейчас научную информацию о значении грибов в природе.
По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом
бору среди дубов – грибборовик. Боровичокмужичок толстой ногой
упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и
хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик.
Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые
ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся
лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнкиноги
тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!
Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил
писатель.
Берёза – подберёзовик
В бору – боровик (белый гриб) – мечта всех грибников, о нём говорят
царь грибов.
Осина – подосиновик
Сосны – маслята
Старые пни – опята
итак мы раскрыли первый секрет царства грибов и можем записать
Вывод :
их названия в таблицу.
Запишите несколько названий грибов в таблицу.
Взаимосвязь грибов с деревьями.
Ребята, мы сейчас наблюдали, что грибы растут под деревьями или рядом с
ними. Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей)
Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев
получают питательные вещества, а деревья лучше растут, если рядом грибы.
Вывод: вот и второй секрет раскрыт
С кем дружат грибы? (С деревьями.) Запишите ответ в таблицу
А сейчас откройте учебники на с. 23. Авторы учебника предлагают вам
рассмотреть рисунок и подумать над интересным вопросом. Прочитайте
задание. Прочитайте названия под каждой картинкой.
Как вы считаете, на всех ли картинках изображены грибы? Давайте найдём
ответ на этот вопрос в тексте на с. 24.
Какой вывод можно сделать? ( То , что мы увидели на картинках – это всё
грибы) На земле тысячи видов. От самых маленьких, которые можно увидеть только
под микроскопом, до самых больших размером с человеческую
голову. Кроме шляпочных грибов, знакомых вам, есть похожие на цветы,
мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы –
как трутовик, бокальчик, рогатик, берёзовый гриб чага .
А это дождевик, гриб, похожий на колобок. Если вы случайно наступите на
созревший дождевик, он лопнет и из него пойдёт дымок, потому в народе его
называют «дедушкиным табачком» или «баней». На самом деле, это
рассыпаются его споры.
Спорами размножаются все грибы, как растения семенами. Они мелкие,
лёгкие и переносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия,
спора образует грибницу и появляются новые грибы.
Есть даже такая пословица: «Растут, как грибы после дождя»? Потому что
очень много грибов появляется именно после дождя, когда выглядывает
солнце и нагревает мокрую землю.
Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с – родителями
путешествовать, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу?
Да, она покроется плесенью. Оказывается плесень это тоже грибы, только
очень маленькие одноклеточные. И таких грибовкарликов много.
Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба
и ароматных булочек, благодаря кефирному грибку, молоко превращается во
вкусный кефир Грибыкарлики нас ещё и лечат. Слышали такое название
«пенициллин»? Это важное лекарство добывают из плесневых грибков, а
изобретателю лекарства поставлен памятник.
Вывод: Грибы – карлики хотя и маленькие, но так нужны человеку. Запишите
названия грибовкарликов в таблицу.
Пришло время раскрыть следующий секрет грибного царства и
познакомиться со строением гриба.
Прочитайте статью в учебнике на стр. 25, рассмотрите схему и сделайте
вывод из каких частей состоит гриб?
Составьте на магнитной доске схему гриба и обозначьте его части.
Итак, надземная часть гриба – это шляпка и ножка. А подземная часть – грибница. Она состоит из тонких бесцветных ниточек,
раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы.
Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если
запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить
сюда за грибами.
Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы (запишите в рабочий
Вывод:
лист)
6. Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
По тропинке леший шёл.
На полянке гриб нашёл
(ходьба на месте).
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок
(приседания).
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся
(потягивания – руки вверх),
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
(присаживаемся за парты).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Молодцы! Хорошо поработали, настало время самостоятельной работы.
Для этого я предлагаю вам выполнить задание №6 в рабочей тетради.
Прочитаем задание, приступаем к его выполнению.
А сейчас сравним с образцом. (Учитель открывает эталон)
Кто выполнил задание без ошибок? (Поставьте знак +)
Кто ошибся? (Поставьте знак «?»)
В чём ошибка? Почему она допущена?
Допущенные ошибки исправьте, ещё раз обратитесь к учебнику и атласу
определителю. Вам надо не спешить в лес за грибами.
8. Решение экологических задач
А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Тихая охота». Как вы
понимаете это выражение? Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему,
как вы думаете? Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости –
уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Я предлагаю вам сыграть в игру, чтобы
проверить знания по правилам поведения в лесу. Я буду демонстрировать
слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ
определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того
цвета, который соответствуют, повашему, мнению, правильному ответу.
Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его
домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия
На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для
чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без
грибницы не бывать новым грибам.
Ребята, давайте вспомним правила сбора грибов.
Будь внимателен при сборе грибов!
Ядовитые грибы обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!
Отравления иногда заканчиваются смертельным исходом!
(Показ ядовитых грибов)
Правила:
Не шумите, не мусорьте, не топчите,
не разрывать мох,
не нарушать грибницу,
гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом,
не собирать незнакомые и старые грибы,
не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.
9. Закрепление пройденного.
Выполнение задания в тетради. Тетрадь стр.8 №12, 13
10. Итог урока.
– Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы
заканчиваете предложение
Грибы – это…..
Части гриба –…
Грибы нужны…
Они бывают…
Что же вы узнали сегодня о грибах?
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
11. Рефлексия учебной деятельности.
Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
Как вы считаете, нам удалось достичь цели?
С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов)
Назовите части гриба.
Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие открытия сделали?
Что удивило сегодня на уроке?
Спасибо за урок!
У каждого из вас на парте лежат грибы, выберите тот, который
соответствует вашей работе на уроке, и прикрепите в корзину на доске.
красный – на уроке всё было понятно, интересно, узнал чтото новое;
жёлтый – на уроке было интересно, узнал новое, но чтото не понял;
коричневый – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал.
Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас
даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать настоящими
микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте в рабочей
тетради схему гриба. Желающие могут обратиться к атласуопределителю и
подготовить минидоклад об одном из грибов. Найдите пословицы о грибах.
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.