Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
13.02.2017
Данный урок - это виртуальная экскурсия по окружающему миру для учащихся 2 класса, которая содержит в себе конспект урока, презентацию и 2 приложения: 1 - "Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году, 1917 . Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов"
2 - "Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933): Московский Кремль при Иване Калите. 1921"
Кремль.doc
Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Планируемые результаты:
познакомиться с историей возникновения Московского Кремля;
узнать, что значит Московский Кремль для жителей России;
воспитывать чувство гордости за свою страну;
прививать любовь к истории страны, к своему Отечеству;
читать текст учебника и находить в нем нужные сведения.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ход урока
Учитель:
Начинаем мы урок,
Должен он пойти вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
И побольше рассуждать.
Учитель: Это моё пожелание вам на сегодняшний урок.
С каким настроением вы начинаете работу?
(Дети показывают смайлики)
Учитель: Отлично. Значит, у нас сегодня всё получится. Скажите, о
чём мы говорили на прошлом уроке?
(О Москве и её достопримечательностях)
Учитель: Сегодня мы продолжим своё путешествие, у нас будет
возможность открыть для себя неизвестное, овладеть новыми
знаниями.
2. Актуализация знаний.
Учитель: С чего начинаем урок? (С повторения) – Тогда, я предлагаю вам небольшую разминку – блиц опрос.
– Когда в летописи, впервые упоминается Москва? (1147 г.)
– Когда город празднует свой день рождения? Сколько лет
исполнится Москве в этом году? (865 лет)
– С именем какого князя, связано первое упоминание о Москве?
(Юрий Долгорукий)
– Назовите наиболее распространённую версию о происхождении
названия города.
– Чем для каждого россиянина является Москва? (столица)
– Чем для вас является Москва? (родной город)
Игра "Угадай и расскажи о достопримечательности”
– Перед вами фотографии
– Посмотрите, подумайте и ответьте, что изображено на этих
фотографиях? (Я думаю, что это достопримечательности Москвы).
– Можете ли вы, назвать эти достопримечательности? (Нет)
– Почему? (Мы не знаем, что это за здания)
Учитель: Что же мы должны сделать для того, чтобы узнать о них?
Ученики: Нам надо овладеть новыми знаниями.
3. Самоопределение к деятельности. Планирование целей и задач
урока.
Учитель: – Что это? (Показывает фото башен Кремля)
Учитель: Подумайте и скажите, о чем мы будем узнавать на уроке,
какой будет тема урока.
Ученик: Я думаю, тема нашего урока – "Путешествие по Кремлю”.
Учитель: Верно. Тема нашего урока "Московский Кремль.
Достопримечательности Кремля”. Учитель: Давайте, попробуем спланировать цель нашего урока.
Ученик: Я думаю, мы отправимся в путешествие по Московскому
Кремлю, узнаем его историю, познакомимся с
достопримечательностями Кремля.
Учитель: Перед тем, как мы отправимся на экскурсию в Кремль,
приглашаю вас на прогулку по городу.
Физминутка: под песню "Я иду, шагаю по Москве”
Учитель: Теперь, отдохнувшие мы приступим к открытию нового
знания.
4. Открытие нового знания
Учитель: Как вы считаете, всегда ли Москва была такой как сейчас?
Ученик: Нет.
Учитель: 865 лет назад, когда в этих местах впервые оказался Юрий
Долгорукий, Москва была маленьким поселением на холме, где рос
сосновый бор. Как мог называться холм? (Боровицкий)
В 1156 году Юрий Долгорукий приказывает возвести сосновые стены
на Боровицком холме, так рождается крепость или кремль, но до
появления города было ещё далеко. Тогдашняя Москва – это
маленькое поселение на окраине большого княжества.
Рассмотрите слайд. Что мы видим? (Перед нами момент
строительства первого соснового кремля). Это картина русского
живописца Аполлинария Васнецова. – Как выглядел первый Кремль?
(Небольшие избы, храм и сосновые стены).
Учитель: Идут годы, и Москва становится центром нового
московского княжества. Князь Иван, по прозвищу Калита, что
означает кошелёк (он всегда носил кошелёк на поясе, за что и
получил прозвище) в 1339 году приказывает возвести дубовые стены,
пять башен, выкопать ров, наполнить его водой и насыпать земляные
валы вокруг кремля. При нём в Кремле появляется первая площадь.
Вокруг неё стояли соборы (храмы). Какое название могла носить
площадь, окружённая соборами? Соборная. Давайте с ними познакомимся. Конечно, они были не совсем похожи
на нынешние соборы, но сложены были уже из белого камня.
Справочный материал. Успенский собор вмещает в себя сотни
людей. Он посвящён Богоматери, "славному празднику её Успения”,
что значит смерти. В этом соборе короновали всех русских царей, а
затем императоров. Архангельский собор посвящен архангелу
Михаилу. До конца 17 века в нём хоронили царей и князей, их могилы
находятся в земле под полом храма. Благовещенский собор назван в
честь благой вести деве Марии, о том, что у неё родится необычный
ребёнок – Иисус Христос. Этот собор был домовым храмом царя и его
семьи.
Учитель: Самое высокое здание на Соборной площади – колокольня
Ивана Великого. Она названа в честь святого. Эту красавицу – бело
золотую звонницу знал каждый. Её высота 80 метров. Когдато, она
была самой высокой постройкой города, да и сейчас остаётся самым
высоким строением центра Москвы.
– Подумайте, какую службу могла нести эта колокольня? (Дозорную)
– Да, врага можно было заметить заранее и приготовиться к отпору,
но был враг, с которым москвичи не могли справиться.
– О чём я говорю? Подумайте, какой у дерева есть страшный враг?
(Огонь).
– Дубовый кремль строили на века, а простоял он чуть больше 30 лет.
Внук Ивана Калиты – князь Дмитрий Донской в 1367 году
приказывает возвести каменные стены. Белый камень добывают под
Москвой. Рождается белокаменный кремль. С тех пор Москву
величают белокаменной.
Новый кремль выстоял сто лет. В 1485 году великий князь Иван
Третий приглашает в Москву итальянских мастеров. Под их
руководством возводят красные зубчатые стены кремля, башни
разной формы (круглые и четырёхугольные), и те соборы, которые мы
видим сейчас (слайд 6).
– Откройте рабочие тетради на странице 47. Сосчитайте башни.
Сколько их? (20) Зачем они были нужны? (Для дозора)
Учитель: Стены Кремля мощные и крепкие. Их длина составляет 2 км
235 метров, толщина от 3,5 м до 6,5 м; высота от 5м до 19 м. Вдоль стен (изнутри) есть боевые ходы, их ширина от 2 до 4 метров, они
закрыты двурогими зубцами, их 1045 штук.Высота зубцов 2– 2,5
метра, толщина 65 – 70 сантиметров. До 18 века над боевыми ходами
была деревянная крыша, защищавшая стрельцов от непогоды. Потом
она сгорела, и её не стали восстанавливать.
Ученики читают по "цепочке” заранее заготовленный текст о башнях
Кремля:
Самая главная башня – Спасская. Это парадные ворота Кремля.
Через неё въезжали цари. Сейчас через эту башню могут проехать:
президент страны и члены правительства, высокопоставленные
иностранные гости. Венчает башню рубиновая звезда, до 1935 года
был двуглавый орёл. На этой башне установлены главные часы
страны (слайды 7– 8)
Учитель: Как они называются? (Куранты)
Самая высокая башня – Троицкая. Её высота вместе со звездой 80
метров. Пять башен проездных, то есть через них можно было
проехать или пройти.
Кутафья башня – самая необычная, отделена от остальных мостом.
Она охраняла Троицкий мост, который вёл в Кремль.
Есть Царская башня. Это башня – теремок. По преданию, с неё Иван
Грозный наблюдал, что происходит на Красной площади.
Тайницкая башня имела колодец – тайник и потайной ход, который
вёл к Москве – реке.
Боровицкая башня стоит на холме, где когда–то рос сосновый бор.
Отсюда начался Кремль.
В Кремле есть дворцы. Один из них – Большой Кремлёвский. Он
предназначался для царей и императоров. В наши дни здесь
проходят важные государственные мероприятия: встречи
руководителей других государств, награждение россиян,
совершивших подвиги во благо страны.
Резиденция президента страны – дворец, который раньше назывался
Сенат. Государственный Кремлёвский Дворец был построен в середине 20
века. Здесь проходят новогодние ёлки, концерты.
Есть на территории Кремля свои цари.
Учитель: Кто знает, о чём идёт речь? Верно. Это царь – пушка и царь
– колокол. За что они получили такие названия? (За свои размеры)
Под стенами Кремля располагается Красная площадь. Почему она
так называется? Давайте прочитаем статью учебника на странице
106.
Учитель: Интересная прогулка? Чтобы у вас были прочные знания,
что надо сделать? (Закрепить их практической работой).
5. Практическая работа по закреплению полученных знаний.
Давайте станем на время строителями. Предлагаю работу в парах.
Возьмите конверты, прочитайте задание и определите критерии
оценивания.
6. Самооценка работы в парах.
Молодцы! с заданием справились хорошо.
7. Рефлексия учебной деятельности.
7. Итог урока.
Учитель: К сожалению, наша виртуальная экскурсия подходит к
концу, но я надеюсь, что когда – нибудь каждый из вас побывает
8. Итог урока.
– Чему был посвящён урок? (Путешествию по Московскому Кремлю)
– Что нового узнали?
– Были трудности?
– Как их преодолеть?
Учитель: Мы начали урок с разговора о настроении. Какое сейчас у
вас настроение? Вы довольны своей работой? – Спасибо вам за работу.
10. Домашнее задание:
Учебник стр.102–108, рабочая тетрадь стр. 47, творческое задание –
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Московский Кремль" ( 2 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.