Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
30.05.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)
технологическая карта.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА   «О первых школах на Руси» 1. Цель  урока:                представления об их значении в изучении жизни наших предков, познакомить детей с возникновением первых школ  и первыми письменными источниками. 2. Задачи: 1)    Обучающая:      На примере Древней Руси продолжить работу над  понятием « культура», сформировать первоначальные знания о школах  и  истории их возникновения на Руси; познакомить с особенностями учебных заведений на Руси; сформировать собственный слушательский опыт и  личное мнение об услышанных исторических сведениях; закрепить полученные знания . 2)Развивать: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную  сферу. 3)Воспитывать: способствовать патриотическому воспитанию детей; воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически  сложившимся символам русской земли; формировать эмоционально­нравственное отношение к произведениям искусства; пробуждать интерес к  историческому прошлому и культурному наследию своей Родины                               10.Тип урока: получение новых знаний 11.Форма урока: групповая, парная и индивидуальная 12.Ведущий метод: проблемно­поисковый, применение технологии критического мышления. 13. Приемы: Проблемный вопрос, кластер, чтение с пометами, верные и не верные высказывания, синквейн. 13. Оборудование: презентация Тип урока: Урок изучения нового материала Технологическая карта урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование УУД 1. Мотивация к учебной  деятельности 2. Подведение к  проблеме. Организую ситуацию, позволяющую  настроится на положительные эмоции,  проверить готовность к уроку. ­На уроке у нас гости ­  Давайте подарим  друг другу улыбку и  начнем урок. ­ С каким настроением начинаем наш  урок, покажите сигналами.  Чтение предложения учащимися вслух  “С грамотой вскачь, без грамоты хоть  плачь”. ­ Как вы думаете, можно ли представить  наше современное общество без  образованных людей?  Сейчас мы в нашей уютной школе,  сидим за партами, перед нами учебники,  а у доски учитель. ­ Как вы думаете, всегда ли так было? ­Скажем, школьные годы ваших  прабабушек и прадедушек, бабушек и  Грамотному все дороги открыты, а  неграмотному очень тяжело  В образованном культурном обществе  высокий уровень науки, медицины,  школьного образования. Личностные:  самоопределение; Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: Учебно­ познавательный интерес к  новому учебному  материалу и способам  решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с  учителем ставить новые  учебные задачи. Познавательные:  осуществлять синтез как  составление целого и  частей.  Коммуникативные: уметь  высказывать свое мнение в доступной форме. ­ О первых школах на Руси. Цель урока. Узнать о появление первых школ на Руси. Узнать как и чему учились дети в школах  на Руси. ­Когда появились первые школы? – Кто обучал детей? – Как учили ребят? ­ На чем писали дети?  ­ Какие были учебники?   Познавательные:  логический – анализ  объектов с целью выделения признаков;  Коммуникативные: умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в  коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь   извлекать важную  информацию из доклада  одноклассника. дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? ­ Задумывались ли вы, как учили детей  раньше? ­ Интересно, а все ли могут себе  представить, как учили грамоте на Руси?  А какой была тогда школа? Этой проблемой занимались многие  историки­исследователи, чтобы  искоренить издавна сложившееся мнение,  что до Петра Первого на Руси вообще  ничему не учили. 3. 4. Формулирование  проблемы. ­Итак, определите тему нашего урока. ­ Какова цель нашего урока? Практическая  деятельность. Заполнение  таблицы «Знаю­ Хочу знать­Узнал»  (ЗХУ) ­ Перед вами таблица «Знаю­Хочу знать­ Узнал», подумайте и заполните, первый  и второй столбики  таблицы, что вы знаете  по теме урока и что хотели бы узнать?  ­  Выясните совместно в группе, в чем  совпали ваши мнения. Представьте  вопросы для обсуждения. ­ О чем бы вы хотели узнать?    ­ На уроке мы совместно постараемся  ответить на все ваши вопросы, а вы  будете продолжать заполнять третью  колонку таблицы. 4. ФИЗМИНУТКА Гимнастика для глаз Практическая  деятельность.  Работа в группах. Чтение текстов с  пометами. Сообщения учащихся «О первых школах на Руси» Одновременно на доске составим кластер, который поможет нам сделать вывод в  конце урока. ­ Добывать знания будем сообща в  группах. У вас на партах тексты с  заданиями.  ­ Не забудьте читать с пометами + уже  знал, ­ не знал, ? – не понял.  ­ Для словарной работы возьмите  толковые словари. ­ Сейчас каждая группа отвечает на один  из интересующих нас вопросов, и мы  составим кластер.  А в вашей таблице появиться запись в 3  столбике «Что узнал» 1.Группа. Задание. Рассказать о  появлении первых школ. Коммуникативные: умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в  коллективном обсуждении; умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  умение договариваться и  приходить к общему  выводу. Познавательные:  логический анализ  объектов с целью выделения признаков;  решение проблемы,  построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование; Учащиеся работают в группе 7 мин Ученые предполагают, что до 10 (Х) века в  Древней Руси школ не было, дети учились  дома.  Дети много общались со старшими членами семьи, принимали участие в труде и  домашних делах. Им рассказывали, почему  нужно трудиться, как проявлять уважение  к старшим, как заботиться о младших.  Дети учились, не зная грамоты и не имея  книг.  Чтобы научить ребёнка какому­нибудь  мастерству, его отдавали в ученики к  мастеру. Помогая ему, ребенок обучался  разным ремеслам: шить, печь хлеб,  обрабатывать кожу, шить сапоги. 2 группа. Задание. Рассказать,  кто  обучал детей   Первые школы на Руси были открыты в 10  веке по указу князя Владимира Красное  Солнышко. Первое упоминание об  обучении детей встречается в русской  летописи 988 года. Именно в этом году  князь Владимир решил принять  христианство и обратить в эту религию  всех своих подданных. Школы создавались при церквах и  монастырях. В документе “Стоглав” говорится, что    учителем мог стать тот, кто получал  разрешение у церкви, как правило, были  священники и монахи.  Один учитель вел  все предметы. У него был помощник –  староста. Это был второй человек по  школе. Он мог заменять учителя. Старосту  учитель выбирал сам из числа старших  учеников, которые хорошо учились и были  благодушных душевных качеств  Сначала группы учеников были совсем  маленькие, по 4­6 человек и назывались они «дружиной», а не классом.  В них учились  только дети богатых бояр и дружинников  князя.  Все учились в одном помещении, на уроке  заучивали содержание священных книг.  Сидели ученики вместе, но занимался  учитель с каждым учеником отдельно. ­ Стихотворение Н.Кончаловской “И в старину учились дети”  И в старину учились дети – Их учил церковный дьяк, ­ Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголы И учитель для науки По субботам всех порол. Вот какой чудной в начале 3 группа.  Задание. Рассказать,  как  учились дети. Наша грамота была! Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ни чему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Дети начинали ходить в школу с семи лет,  но только мальчики, а девочек в это время  начинали обучать шить, вышивать, ткать,  прясть.  Школа для детей обычно  находилась при церкви. На урок собирал  колокол, позднее колокольчик, а теперь  звонок. Изнутри класс похож на  обыкновенную русскую избу. Утром ученик приходил в школу, снимал  шапку, клал ее на полку, кланялся образам,  учителю, всей дружине. Здесь ему  предстояло провести целый день. Каждый  ученик рассказывал урок. Потом  совершалась молитва, в которой просили  бога вразумить их на учебу. Затем  подходили к старосте за книгами и  рассаживались за одним длинным  ученическим столом. Каждый садился на  место, которое укажет учитель. При этом  соблюдались наставления (то есть, правила  поведения): все равны, не притесняй  ближнего, не давай прозвища, тесно не  садись друг к другу, не толкайся коленями  и локтями. Занятия чаще всего начинались 1 декабря,  но определенного срока обучения тоже не  было. Учение в школах продолжалось от  двух до пяти месяцев.  Научился читать,  писать, считать – значит, закончил школу.  Все зависело от способностей.  Учитель  оценки не ставил. Выучил урок – молодец,  ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот Картинная галерея Работа по картине   Б.М.Кустодиева   «Школа в  Московской Руси» Работа по картине  Б.М.Кустодиева   «Школа в Московской Руси» ­ Рассмотрите репродукцию картины  “Школа Московской Руси” известного  русского художника  Бориса Кустодиева,  который всегда проявлял интерес к  исторической теме. Картина находится в  Государственном Русском музеи, города  Санкт­Петербурга. ­ Как вы считаете, похожа ли была школа  того времени на современную? ­ Что делают ученики? Сколько их? ­ Можно ли сказать, как они относятся к  учению? ­ Чем эта школа отличается от  современной? 4 группа.  Задание. На чем писали  ребята? розги… За неаккуратность и за школьные  шалости не только секли розгами, но и  ставили на несколько часов на колени на  горох, оставляя без обеда. Раньше детей учили писать только через  год, когда была выучена азбука. Ребята   писали на дощечках, покрытых воском.  Буквы процарапывало писало. Их нашли в  Киевской области. Они относятся к 10­12  векам. Неправильные записи или неровные  буковки быстро стирались широким  кончиком писало. Его называли скребло.  Оно заменяло современный ластик. Когда выучивались писать переходили к  письму на березовой коре. В Древней Руси  березовая кора – береста – служила  основным материалом для письма.  Писали дети на  берестяной коре  костяными или железными острыми  палочками. Сохранились берестяные  грамоты мальчика Онфима, жившего в 13  веке.  Сам Онфим верхом на коне и с мечом в  правой руке, поражает копьем врага.  Наверное, совсем маленьким был этот  новгородский грамотей и рисовал­то он 5 группа.  Какими были  первые учебники в школах? неважно. Конь вышел без головы, копье  напоминает веревку, меч – булку или  тряпку, а руки человечков похожи на  грабли. Затем люди придумали писать птичьими  перьями. Перья брали гусиные или вороньи. Писали гусиными перьями около 1000 лет.   Чернила для письма делали из сока  чернильных орешков, сажи и железного  купороса. Универсальной учебной книгой долгое  время была Псалтирь, служившая  первоосновой для толкования библейских  текстов.  По ней изучались грамматика,  риторика и философия. Самые первые азбуки, древние пособия для  овладения грамотой не сохранились.  Известно лишь, что обучение детей грамоте начиналось с заучивания наизусть всего  алфавита, затем переходили к чтению  (складыванию) слогов. А затем текстов. С начала книгопечатания в  1574 году (16  век) на Руси появляются первые печатные  учебные книги, первое место среди  которых принадлежит «Азбуке» Ивана  Федорова. Слово «азбука» произошло из  названий первых букв старинного алфавита  «аз» и «буки». Алфавит,  был создан славянами, братьями  Кириллом и Мефодием в IX (11 в.) веке.  В  алфавите было 45 букв. Этот алфавит  назывался кириллицей в честь основавшего  его одного из братьев. Обучение начиналось с того, что ученик  должен был заучить все буквы, о затем  слоги. Читали:  А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г –  “Глаголь”, Д – “Добро”, М – “Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”.  По правилам надо назвать “полным  именем” каждую букву слова. Называть  буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И  лишь на третий год читали. мыслете аз мыслете аз  (мама) добро он мыслете  (дом) ша коко он люди аз  (школа) ­   Давайте  что­нибудь прочитать из их  азбуки и попробуем перевести на  современный язык. мыслете аз мыслете аз   добро он мыслете   ша коко он люди аз   Игра «Переводчик» 5. Подведение итогов  ­ На все вопросы мы ответили? (Учитель повторяет вопросы, обращает  внимание на кластер) У вас появилась еще одна колонка в  вашей таблице. – Чему удивились на уроке? ­ Что было интересного? Выделение и осознание учащимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня  усвоения. Выражают  свои мысли. Регулятивные:  планирование,  прогнозирование. Познавательные: решение  проблемы, построение  логической цепи  рассуждений. Регулятивные:  самостоятельно, адекватно выбирать уровень  сложности задания. Коммуникативные: уметь  аргументировать свой  выбор. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации. Взаимопроверка. 1. + 2. – 3. + 4.+ 5.+ 6.­ 6. Проверка знаний по  теме. Тест ­ Давайте проверим, что вы запомнили по  теме урока. Первыми учителями были  ­ На каждый вопрос, ставим  «+» или «­». Вопросы мини теста. 1. открыты в 10 веке. + 2. именем князя Владимира Мономаха. ­ 3. священники и монахи. + 4. монастырях. + 5. Первым школьным учебником  стала «Азбука», напечатанная Иваном  Федоровым. + 6. – Выставление отметок. Первые школы открывались при  Первые школы на Руси были  Открытие школ было связано с  Учились ребята в школе три года. 7. Составление  синквейна ­ Составим синквейн со словом «школа» Правила составления синквейна на  слайде. Школа Первая, древняя Обучает, развивает, воспитывает Школа – храм знаний. Знания 6. Рефлексия  деятельности 7. Домашнее задание   сегодня я узнал… было интересно… было трудно… 1. 2. 3. 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… 1. Составьте ребусы и кроссворды  по теме. 2. Подберите древние пословицы,  загадки, в которых встречаются  сведения о том, как учились  школьники на Руси. Коммуникативные:  высказывать и  аргументировать свое  мнение. Личностные:  самоопределение. Регулятивные: контроль,  коррекция, выделение и  осознание того, что уже  усвоено и что еще  подлежит усвоению,  осознание качества и  уровня усвоения. Регулятивные: принимают  и сохраняют учебную  задачу.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые школы" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017