Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по окружающему миру УМК "Гармония" . Урок-исследование. Во время урока учащиеся работают в группах, открывая новые знания об органах чувств. Проводятся опыты.Дети сами определяют какой орган помогает правильно выполнить данные задания. В конце урока ребята делают вывод, что у человека пять органов чувств и каждый из них выполняет свою работу.Конспект урока
Иконка файла материала органы чувств.docx
Тема: « Органы чувств».  Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения  представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств  самый главный, Формировать представление об органах чувств и их  роли в жизни человека; I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята.  ­ Я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроение, ­ я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что­то новое, ­ хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать, ­ сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны.   Для этого вам понадобятся умение наблюдать и анализировать, рассуждать. Готовы к познанию, открытию? Думаю, что теперь можно начать работу.  II. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка целей. ­ Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? ( «Человек и его здоровье») ­ Благодаря чему происходит движение организма? (благодаря скелету и  мышцам) ­   При   помощи   каких   органов   происходит   дыхание?(при   помощи   органов дыхания) ­   Перечислите   органы   дыхания.(носоглотка,   гортань,   трахея,   бронхи, лёгкие) ­   Благодаря   каким   органам   наш   организм   получает   все   необходимые   для жизнедеятельности вещества?(органам пищеварения) ­ Перечислите органы пищеварения (полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник) ­ Какую функцию выполняют органы кровообращения?(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов) ­ Перечислите органы кровообращения?(сердце и кровеносные сосуды) ­ А знаете ли вы,  какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир?( глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать…) ­ Все ли согласны? ­ У кого другое мнение? ­ Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину  окружающего мира?  ­ Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?  (органы чувств) Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как  при их помощи человек получает информацию об окружающем мире. III. Открытие новых знаний. А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее  исследование.  Что обозначает это понятие? Работа со словарём. А в толковом словаре Ожегова говорится так:  Исследование – научный труд. Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения чего­то нового. ­ А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? ­ Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ  –   это   человек,   который   занимается   научным исследованием. ­Мы тоже можем назвать себя исследователями.­Кто будет предметом нашего исследования?    ­Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. ­Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных.  В   каждой   есть   мой   помощник   –   лаборант.   Чтобы   исследование   прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. ­У каждой группы будет свое задание. ­ Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой. ­ Капитаны подойдите ко мне за заданиями. Исследование 1 группы: Органы зрения. Задание: группа получает  конверт  с  заданиями: ­   Что общего и в чём различие предметов? (листы картона одинакового размера, но  различных цветов )                                ­Рассмотрите  фигуры и  разбейте  их  на  группы.( геом.   фигуры    одного цвета, но разной формы и размера) ­ Рассмотрите журналы. ­ Проведите исследование  своих глаз с помощью этих предметов и сделайте  вывод.    Выступление представителей от групп:­ глаза помогают нам видеть различные цвета. ­ Глазами мы различаем форму и величину предмета. ­ С помощью глаз мы можем читать журналы и книги. ­ После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное  определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы  догадались орган чего?     Вывод: ­ Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.  ­ Вы хорошо справились с заданием. Исследование 2 группы: Органы слуха. С   помощью  игры   «День   –   ночь»   с   закрытыми   глазами   определить,   какие предметы издают звуки. ­Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать. ­ Научное название … ­Органы слуха ­ Вы постарались, выполнили задание верно. ­ Что мы еще можем услышать?  Разные звуки природы, речь, музыку Вывод: Уши ­ орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в  мире звуков Исследование 3 группы: Органы обоняния Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику.                                       ­Определите, что внутри, не снимая крышечки.   ­Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.­ Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?  ­Нос. Проведём опыт.  Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?  (Приглашается представитель от группы. Он закрывает глаза и определяет по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук). ­Вы хорошо справились с заданием. Какой вывод можно сделать? Вывод:  Чтобы   выполнить   задание   нам   помог   нос.   Нос   нам   нужен,   чтобы определить запахи. ­ Какое научное название? ­ Орган обоняния. Исследование 4 группы: Орган вкуса  ­ Для продолжения работы нам снова нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.  ­Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? Затруднение в ответе ­ Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. ­Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды?  ­Язык. ­Дайте научное определение этому органу. ­ Язык ­ это орган вкуса. Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета,  когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Исследование 5 группы: Органы осязания        Игра «Узнай, что в коробке»Учащимся   предлагается   на   ощупь   определить   предмет   в   коробке   в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы:  мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой. ­Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. ­Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом?  ­При помощи рук. ­Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет.  ­При помощи кожи. Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток,  которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их  поверхность. Кожа­ это орган осязания. ­ Верно справились с заданием. ­Вот   и   закончилось   наше   исследование.   Сейчас   мы   сможем   ответить   на вопрос: кто же они, наши верные помощники?  ­ Дадим им общее название. ­ Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука)                                                        ­ А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)  ­Какое название отсюда следует? (органы чувств) IV. Включение в систему знаний и повторение. ­ Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус? (язык и нервные окончания) Запах? (нос, слизистая носа)  Распознавать предметы на ощупь? (кожа)Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств  перестанет работать? ­ Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может  произойти? ­ А если кожа перестала быть органом осязания? ­ А если нос перестал быть органом обоняния? Молодцы! IV. Итог. Рефлексия. Итак, достигнута ли цель нашего урока?  Да, достигнута – мы выяснили, какие органы чувств есть у человека и как при  их помощи человек получает информацию об окружающем мире. Итак, сколько у человека органов  чувств? (5: зрение, слух, обоняние,  осязание, вкус).  Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).  Эти  органы  воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в  мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения. А надо ли беречь органы чувств? ( Да.)