Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
09.05.2018
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.
Тема урока: Что такое почва. Цели: • Изучить структуру почвы. • Познакомить с процессом образования почвы. • Показать значение почвы для растений и живых организмов. • Выделить основное свойство почвы - плодородие. • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез. • Развивать навыки исследовательской работы. • Формировать чувство коллективизма. • Воспитывать бережное отношение к почве. • Воспитывать - в процессе постановки опытов - аккуратность. Задачи урока: • Выявить основные свойства почвы. • В процессе опытов установить состав почвы. • Узнать об образовании почвы. • Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
chto_takoe_pochva.docx
Тема урока: Что такое почва. Цели:  Изучить структуру почвы.  Познакомить с процессом образования почвы.  Показать значение почвы для растений и живых организмов.  Выделить основное свойство почвы ­ плодородие.  Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.  Развивать навыки исследовательской работы.  Формировать чувство коллективизма.  Воспитывать бережное отношение к почве.  Воспитывать ­ в процессе постановки опытов ­ аккуратность. Задачи урока:  Выявить основные свойства почвы.  В процессе опытов установить состав почвы.  Узнать об образовании почвы.  Развивать   наблюдательность,   мышление,   умение   анализировать, делать выводы. Формирование  УУД. Познавательные   УУД.  Осуществлять   запись   информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной   и   письменной   форме;   устанавливать   причинно­следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.  Личностные УУД.  Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.      Регулятивные   УУД.  Умение   планировать   деятельность;   оценивать правильность   выполнения   действия;   проявлять   познавательную инициативу. Оборудование:  почва   на   тарелках,   прозрачные   стаканы   с   водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.  Компьютер, телевизор, презентация. Этапы Организа­ ционный  момент: I. Проверка домашнего  задания: ХОД УРОКА Содержание Прозвенел звонок для вас ­ все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво. Поздоровались учтива. Тихо сядьте, спинки прямо. Вижу, класс наш ­ хоть куда,  мы начнём урок  тогда. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок.  Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов. Ребята, как вы думаете,  на что похож наш класс сегодня? ( Наш класс похож на лабораторию.) (На двери появляется табличка "Лаборатория") ­ Верно, а мы с вами учёные­исследователи, я буду научным руководителем. ­ Кто такие исследователи? (люди, которые что –то исследуют, изучают,  открывают новое) ­ Как работают исследователи? (правильно, быстро, организованно). ­ Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой  микролаборатории. В группе назначены контролёры. Поднимите руки. Их  задача, посоветовшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно  делал выводы, ­ тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не  работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. Тем самым  определиться самая дружная микролаборатория. Поэтому будьте  внимательны, наблюдательны, аккуратны. Также  в группах назначены  теоретики и практики. Поднимите руки. Их задача, посоветовшись с  партнёрами, давать ответы и делать опыты. А теперь  мы немного поиграем , а за одно и проверим домашнее  задание. 1 .  Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не  пригодна для питья? (В морской воде растворена соль, т к вода  растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима  пресная вода)   2 . В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили?  Как называется этот способ? (Загрязненную воду можно очистить с  помощью бумажного или  тканевого фильтра. Такой способ очистки  называется фильтрованием.) 3 . Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на  поверхности водоема  и защищает воду от замерзания. Подо  льдом  живут различные животные и растения) ­ Молодцы, за домашнее задание получаете следующие оценки. В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток). ­ Интересно, что это? Читаем записку: Бьют меня ногами, режут грудь ножами Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. ­ Как  Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в  ходе которых звучит слово Земля) (показ среза земли, взятого с обрыва) ­А о  каких подарках идет речь? –  Слово “земля” имеет много значений:  это и название нашей планеты, на которой мы живем;  это и суша как противоположность водному и воздушному  пространству;  это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая­ нибудь большая территория.  Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле –  матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля­ кормилица, Земля­поилица, родная мать­земля. Так  в старину уважительно  и ласково зовём мы нашу родную землю. Итак, какова сегодня тема нашего урока????  Каково её научное название? – Почва.  Лишь на первый взгляд почва кажется однообразным и малоинтересным  объектом. В действительности же её мир не менее разнообразен и удиви­ телен, чем мир растений и животных. Почва представляет собой особое  природное образование, обладающая только ей присущими строением, сос­ тавом и свойствами. ­Ребята, все научные сотрудники  должны  работать  по плану. ­ Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.  ­ С чего начнем? ( Выслушиваются  ответы  детей. Если ученики   затруд­ няются в формулировке  первого пункта плана, учителю следует задать  вопрос). ­ Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране  появляется надпись  "Что такое почва?") Знаете ли Вы, что такое почва? Где мы можем найти ответ на этот  вопрос?   В СЛОВАРЕ. ПОЧВА – ЭТО…… ­ Что еще хотели бы узнать о почве? (хотели бы узнать свойства почвы.) ­ Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая  надпись "Свойство почвы") ­ Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет) ­ Значит, с чем познакомимся?  ­ Кто догадался? 1.  Активиза­ ция класса.     2. Ситуация успеха.      II.  Планирова ние.  Целеполага ние. 3. Проблем­ ная ситуа­ ция. III.Коллек­ тивное  составле­ ние плана  урока 4.  Постанов­ ка учебной  задачи.   5. Изучение  нового  материала.     ­ С видами почв. (Ниже надпись  "Виды почв") ­ А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?  Доклад (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется  следующая надпись "Почва человеку") "Что такое почва?" "Свойства почвы "Виды почв" "Образование почвы" ­ Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей) ­ Ребята, у кого есть огороды, сады? ­ Что влияет на хороший урожай? (почва, солнце, погода).   Почва,  с которой  снимают очень хороший урожай, как называется???   (плодородной)  Из каких двух слов состоит слово плодородие??? Плод и родит!!! ­ Нужно ли изучать почву? (нужно) ­ А для чего нужно? (чтоб знать её состояние, так как от неё зависит  урожай) ­ На всякой ли почве можно получить хороший урожай? (нет)   ПОЧЕМУ??? (есть почвы, которые не обладают плодородием,  за  почвой надо ухаживать…) Но всякую ли землю можно назвать почвой? Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор,  на голых каменистых склонах. Прежде чем приступить к исследованиям, что мы должны  вспомнить???? Техника безопасности. 1. На занятиях выполнять только порученную учителем работу. 2.   Перед   началом   работы   необходимо   убедиться   в   исправности инструментов   и   приспособлений.   Обо   всех   неисправностях   необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений. 3. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать  других.     Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному  На уроке можно: пути; Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала,  так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает  скорость восприятия нового материала; Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения  “пятерок”. На уроке запрещено: Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;    Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается  скорость движения; Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором  (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно,  замедлителем усвоения учебного материала; Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации  внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала. Правила групповой работы 1.Внимательно слушать инструкции. 2.Чётко выполнять указания. 3.Быть наблюдательными. 4.Аккуратно работать с веществами и оборудованием. 5.По наблюдениям сделать выводы. Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование пред­ полагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюде­ ния. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой почв. Какого он цвета? Сделайте вывод. Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. А какие вещества необходимы для живого? Воздух, вода, пища, другие питательные вещества. Значит нам без почвы не обойтись!!! Вы со мной согласны? Метод исследования – эксперимент  Как доказать, что в почве есть воздух? ( Надо провести опыт ) Правильно  Опыт  № 1 Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что  вы увидели? Дети: Из  почвы  выходят  пузырьки  воздуха.  Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть воздух.  – Для чего нужен воздух в почве? (Корни растений дышат воздухом,  который содержится в почве.) ОТОДВИНЬТЕ ЭТОТ СТАКАН, он нам ещё пригодится. Опыт 2  Докажем, что в почве есть вода 1) Возьмём бумажную салфетку 2) Положим на неё немного почвы 3) Сильно сожмём 4) Стряхнём почву 5) Что осталось на салфетке? Какой вывод можно сделать??? ­ Для чего нужна вода в почве? Опыт № 3 Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного  почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что  доказывает этот опыт?  Дети: В почве есть вода. Опыт № 4 Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и  чувствуете?  Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный  запах. Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остат­ков  растений и животных. Именно перегной придает почве тем­ный цвет. Какой вывод мы  с вами должны сделать? Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки   насекомых, червей, из этого получается перегной.  Опыт № 5 (рассматривают отстоявшую воду с почвой , из опыта № 1)) Учитель: Пододвиньте  стакан с водой и почвой. Что вы видите?  Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне  стакана муть. Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы  видите?  Дети: Песок поверх которого осела глина. Учитель: Какой вывод можно сделать?  Дети: В почве есть песок и глина.  Опыт № 6 Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго  находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что  это?  Дети: Это похоже на соль. Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворен­ные соли,  перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для  жизни.  ОПЫТ 7. ­ А теперь давайте порассуждаем, что такое микроорганизмы? ­ Есть ли они в почве? ­ Если есть, то для чего? ­ А теперь послушаем отрывок из научного доклада "Микроорганизмы",  узнаем ответы на эти вопросы. Доклад 2 ученика: Микроорганизмы, (микробы) ­ название собирательной группы живых  организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми  невооруженным глазом (их характерный размер ­ менее десятой части мм).  Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и  многоклеточные микроорганизмы. Изучением этих организмов занимается  наука микробиология. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где  есть вода. Доклад 3 ученика: В почве обитают мелкие животные. Например:  Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных  насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные  ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки  растений. Учитель: Отгадайте, что это за живое загадочное существо? Дети: Дождевые черви.                                          ДОКЛАД  4 ученик Оказывается,   дождевые   черви   –   безобидные   и   почти   беззащитные создания.   Но   в   природе   они   незаменимы.   Если   в   почве   живет   много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их   с   заботливым   садовником,   готовящим   самую   лучшую   землю   для растений.  Дождевые   черви   –   ночные   животные.   По   ночам   они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её. Из этого можно сделать  вывод: все мелкие животные роют ходы, куда  легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают  остатки растений. Так они повышают плодородие почвы. ­ А мы знаем, что в почве есть вода, из этого следует,  что в почве есть  микроорганизмы. Какое значение имеет почва для растений и животных? С помощью опытов  мы выяснили, что в состав почвы входят –  воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая) В почве обитают растения ,животные , микроорганизмы. Какая это природа? (Живая) Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное  звено от неживой природы к живой. ДОКЛАД Образование почвы. Учитель: Какие бывают почвы? ДОКЛАД  В   разных   местах   нашей   страны   почвы   неодинаковы.   Существуют черноземные,   подзолистые,   арктические,   тундровые,   серые   лесные, луговые, болотные почвы. Учитель: Какие почвы в нашей области? ­ Чем разрезы почв отличаются? (цветом, трещинами) ­ Почему? ­ Одинаковые ли условия жизни на Земле? Чем природные условия  отличаются? (в разных природных зонах находятся, а следовательно,  разные природные условия: температура, влажность ). В большей  степени что на разнообразие почв влияет? (количество перегноя) Несмотря на многообразие типов почв, мы знаем, что входит в состав  почв, можем ли мы выложить слоями? ­ Из чего состоит самый нижний слой? (камни) ­ А потом? (глина, песок, перегной) ­ Какой слой самый плодородный? (перегной) Что получают растения из почв? (получает воздух, питательные вещества) ­ На что это влияет? (на урожайность) ­ Какой вывод можем сделать? (Чем выше плодородность, тем выше  урожайность) ­ Может ли хорошая почва испортиться? (может) ­ По каким причинам? (нерациональное использование почвы, загрязнение,  строительства) Доклад 4 ученика : За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 ­ 3 мм. А сгорает он  за несколько минут. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в  лесу за 500 тысяч лет, на лугу ­ за 226 тысяч лет, а там, где нет  растений ­ за 15 лет. Сильные ветры способны унести слой почвы,  толщиной 15 см. Бумага может пролежать в почве до полного  разложения более двух лет, консервная банка ­ более 90 лет,  полиэтиленовый пакет ­ более 200 лет, а стекло ­ до тысячи лет. Учитель показывает портрет В.В. Докучаева. Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. ВЫВОД  ПО ТЕМЕ УРОКА: ­ Из чего же почва образуется? (Остатки старой травы, листьев, останков  животных) ­ Кто участвует в образовании почвы? (микроорганизмы, ….:) ­ Что же входит в структуру почвы? 6.Закрепле­ ние. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  задание: 1 . Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то:". 2 . Разгадывание  кроссворда. 3 .  Найдите  выход из проблемной ситуации: как предотвратить разрушение  почвы? ­ Вот и подошло наше исследование к концу. Вы почувствовали себя  исследователями? Почему? ­ Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с  интересом, не допуская ошибок. Но  чтобы стать научным руководителем,  вы должны самостоятельно читать дополнительный материал. Я предлагаю  вам следующее: Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего  урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой  интересной науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок прошёл  интересно, вы получаете домашнее задание ­ на ваш выбор. Наблюдение "Состояние почвы в моём огороде" (Определить состояние почвы, узнать у родителей урожайность, что делают, чтоб повысить урожай?) Творческое ­ сочинить сказку "Приключение жучка при движении из недр  почвы на поверхность". ­За что бы вы себя сегодня похвалили? Что интересного вы сегодня узнали? ­ Удалось ли нам достичь поставленных целей? ­ Какие открытия удалось сделать? ­ О чём расскажете родителям, друзьям? ­Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оценили себя? (опрос детей, оценивание)     Если вам урок понравился прикрепите  свою пчёлку, а если нет, то  капельку дождя.                 7. Итог 8. Домаш­ нее задание Рефлек­сия.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Что такое почва.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018