Конспект урока по окружающему миру "В жаркой пустыне" (4 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру "В жаркой пустыне" (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
27.03.2017
Конспект урока по окружающему миру "В жаркой пустыне" (4 класс)
Урок - исследование. Сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром. Воспитывать экологическую особенностями природы неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием, культуру учащихся, умение работать в парах, сотрудничать.
Урок В жаркой пустыне.docx

Тема урока: «В жаркой пустыне»

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

Сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;

1. Познакомить учащихся с

2. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

 4.  Воспитывать экологическую особенностями природы неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием, культуру учащихся, умение работать в парах, сотрудничать.

Познавательные УУД:
общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять работу с картой; обнаружить существенные отличительные признаки новой изучаемой природной зоны;
информационные: работа с толковым словарем, с атласом – определителем и дополнительной литературой, просмотр  презентации по изучаемой теме;
логические: построение рассуждений, обобщений.
Коммуникативные УУД - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах, группах.
Личностные УУД: учет чужой точки зрения, постановка вопросов с опорой на собственный опыт, учиться подтверждать строчками из текста учебника или дополнительной литературы свои выводы, умозаключения по ходу урока.
Регулятивные УУД:
оценка, самооценка, умение строить диалог.

 

Личностные результаты  – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты  – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

 

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., Новицкая М. Ю.; рабочая тетрадь к учебнику; карта природных зон России; глобус; презентация по теме урока; карточки со словами понятиями (пустыня, бархан, такыр); карточки для работы в группах; ватман; гуашь; цветные карнадаши; заготовки животных и растений пустыни; памятки учащимся «План изучении пустыни»; карточки с животными и растениями для игры; карточки на доску с названиями зон и одна с вопросительным знаком; карточка «Пустыня – мёртвая местность»?; памятки «План описания растений и животных»; сигналы «+» и «-«.

Ход урока

№ этапа урока

Этапы урока

№ слайда

Действие учителя

Действие учеников

УУД

1

Орг. Момент.

Снова  пришёл  долгожданный  миг-

Нам  пора  в  дорогу.

Он  зовёт  нас  в  загадочный  мир,

Таинственный  мир  природы.

 

Организация детей на урок.

 

 

2

(Работа в группах)

Актуализация опорных знаний.

-  Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем группами.

(Степь) - это природная зона, в которой растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы цветут весной, а с наступлением летней жары надземные их части отмирают, в  почве остаются луковицы. Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям.  

 (Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.

 (Лесная зона)- это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

 

(Проверка.)

 

Каждая группа получает карточку с текстами описаниями, прочитав которые, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.

 

Коммуникативные УУД - взаимодействие в работе в группах.

3

(Работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Индивидуальная работа)

Самоопределение к деятельности. Игра «Кто, где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, сейчас каждый подумает, мы обсудим, и разместим карточки с названием животных и растений на той части доски, в какой зоне они обитают.

(В игре участвуют и карточки с названиями животных и растений пустыни, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.

–  Какие животные и растения остались?

- Посмотрите на них и скажите, что общего вы заметили в растениях, а у животных?

 

 

- А где, в какой зоне можно встретить эти растения и животных?

– Как, вы, думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Итак, мы:

 Познакомимся …

Научимся …

Будем учиться ..

- Пустыня… Слово – то какое! Произошло оно от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет.

- А, если бы вы были художниками, какие краски взяли бы?

- Пустыня – это жёлтое и голубое.  Жёлтое – пески под ногами. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

– Природу пустыни мы с вами будем исследовать по плану:

1.Границы зоны.

2.Поверхность в пустыне.

3.Климат.           

4.Растения. Животные.

5.Деятельность человека.

6.Экологические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все растения низкорослые; животные так же небольшого размера и имеют соответствующую окраску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На ватмане дети рисуют небо и песок.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД - взаимодействие в работе в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: обнаружить существенные отличительные признаки новой изучаемой природной зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

информационные: работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: просмотр  презентации по изучаемой теме.

4

(Фронтальная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Индивидуальная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Индивидуальная работа)

Изучение нового материала. Работа с картой.

1. –  Посмотрим на карту и попробуем определить границы зоны пустынь.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги.

Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни?

– Каким цветом на карте обозначают пустыни? Почему?

- В рабочей тетради с. 42, 43 на контурной карте закрасьте зону пустыни.

2.- Посмотрите на картинки, и скажите, какой может быть пустыня?

(При движении песков,  под действием ветра образуются барханы. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Барханы бывают высотой от 3 до 8 метров).

Такыр-это ровная, сухая, твёрдая площадка без растений, которая при высыхании трескается.)

3.Работа с учебником.

– Прочитайте текст на стр. 94, 95 и вы сможете ответить на вопрос: Какие климатические условия в пустыне?

- Какая зима в пустыне?

- А какое там лето?

– Есть такое утверждение: «Пустыня – мёртвая местность». Так ли это? В конце урока мы ответим на этот вопрос.

4. - Итак, лето в пустыне жаркое, там сухо, мало воды. Как же растения могут приспособиться к этим условиям?

План, по которому идёт описание растений.

1.Древесное или травянистое растение.

2.высота от поверхности земли.

3.Размер листьев.

4.Особенности корня.

- Корни растения проникают на 20 – метровую глубину и оттуда добывают воду. Высота здания школы примерно 15 метров.

– А теперь выясним, как же животные  смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

Вот некоторые из них…(сказать о верблюде, что он может долгое время обходится без воды).

План, по которому идёт описание животных.

1.Величина животного.

2.Окраска.

3.дневной или ночной образ жизни.

4.Требовательность к пище и воде.

5. – Чем же человек может заниматься в пустыне?

6. – В пустыне возникают и экологические проблемы. Так как люди занимаются разведением полей, садов, виноградников,  они естественно поливают всё, что выращивают. Неумеренное орошение ( полив), приводит к накоплению соли в почве. Из - за выпаса скота стало больше подвижных песков.

- Какой вред приносят они?

- И ещё одна экологическая проблема – это незаконная охота – браконьерство).

- Как можно решить экологические проблемы?

- Конечно, же с помощью заповедников. В 1990 году был создан заповедник «Чёрные Земли».

- А сейчас посмотрите на доску, и вспомните, на какой вопрос мы с вами должны были ответить?

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 11, 12, 13, 14, 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 16, 17, 18, 19, 20, 21. 22, 23

 

 

Слайды № 24, 25, 26, 27, 28

Слайды № 29, 30, 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика о барханах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнить с высотой здания школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске законченный коллаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо.

-Коричневым, потому что там пески.

(Дети работают с контурными картами).

– Пустыни бывают песчаные и глинистые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с. 94 абзац под картинками, с. 95.

 

 

 

 

Дети объясняют. Используются картинки разных растений и картинки с растениями размещаются на ватмане.

 

Учащиеся делают следующий вывод о растениях):

Корни глубоко ищут воду.

Листья мелкие, меньше испарения.

Колючки. Низкие.

 

 

 

(Верблюд и другие животные. Размещаем их на ватмане).

(Учащиеся делают следующий вывод о животных):

Защитная окраска.

Нетребовательны к пище.

Быстро бегают.

Могут впадать в спячку.

Могут вести ночной образ жизни.

Разведением верблюдов,

 овец, полей, садов, виноградников. (Размещение на ватмане).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пески засыпают дороги, поля, постройки.

 

Отвечают на вопрос: «Пустыня – мёртва местность»?

Познавательные УУД: общеучебные: осуществлять работу с картой;
информационные: просмотр  презентации по изучаемой теме;
логические: построение рассуждений, обобщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:
информационные:  просмотр  презентации по изучаемой теме;
логические: построение рассуждений, обобщений.
Коммуникативные УУД - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах, группах.
Личностные УУД: учет чужой точки зрения, умозаключения по ходу урока.
Регулятивные УУД:
оценка, самооценка, умение строить диалог.

 

5

(Фронтальная работа)

Закрепление изученного материала.

- Предлагаю выполнить задание, чтобы узнать, кто сегодня был внимательным. Возьмите в руки карточки с плюсами и минусами, если вы согласны с высказыванием –  поднимаете «плюс», если нет – «минус».

1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

2. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)

3. Верблюд не может долгое время находится без воды. (-)

4. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров,  добывая влагу. ( +)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают с сигналами.

Регулятивные УУД: оценка, самооценка.

 

6

(Фронтальная работа)

Итог урока.

- Посмотрите ещё раз на план и скажите, мы ответили на все вопросы?

- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися на уроке?

 

Слайд № 32

 

 

Регулятивные УУД: оценка, самооценка.

 

7

Домашнее задание.

- Я вам даю задание на выбор, т. е., вы, можете выполнить одно из трёх заданий:

1. Задания в рабочей тетради с. 54, 55.

2. Нарисовать животное пустыни.

3.

Слайд № 33

 

 

 

 


 

Тема урока: «В жаркой пустыне»

Тема урока: «В жаркой пустыне»

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям

Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям

Индивидуальная работа) Самоопределение к деятельности

Индивидуальная работа) Самоопределение к деятельности

Индивидуальная работа) Самоопределение к деятельности

Индивидуальная работа) Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа) (Индивидуальная работа) (Индивидуальная работа)

Фронтальная работа) (Индивидуальная работа) (Индивидуальная работа)

Индивидуальная работа) Изучение нового материала

Индивидуальная работа) Изучение нового материала

Итак, лето в пустыне жаркое, там сухо, мало воды

Итак, лето в пустыне жаркое, там сухо, мало воды

Требовательность к пище и воде

Требовательность к пище и воде

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017