Тема урока: «В жаркой пустыне»
Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
Сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
1. Познакомить учащихся с
2. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
4. Воспитывать экологическую особенностями природы неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием, культуру учащихся, умение работать в парах, сотрудничать.
Познавательные
УУД:
общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять
работу с картой; обнаружить существенные отличительные признаки новой изучаемой
природной зоны;
информационные: работа с толковым словарем, с атласом – определителем и
дополнительной литературой, просмотр презентации по изучаемой теме;
логические: построение рассуждений, обобщений.
Коммуникативные УУД - ставить вопросы; обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах, группах.
Личностные УУД: учет чужой точки зрения, постановка вопросов с опорой на
собственный опыт, учиться подтверждать строчками из текста учебника или
дополнительной литературы свои выводы, умозаключения по ходу урока.
Регулятивные УУД: оценка, самооценка, умение строить диалог.
Личностные
результаты –
сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система
ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания,
результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми
конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных
предметов.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., Новицкая М. Ю.; рабочая тетрадь к учебнику; карта природных зон России; глобус; презентация по теме урока; карточки со словами понятиями (пустыня, бархан, такыр); карточки для работы в группах; ватман; гуашь; цветные карнадаши; заготовки животных и растений пустыни; памятки учащимся «План изучении пустыни»; карточки с животными и растениями для игры; карточки на доску с названиями зон и одна с вопросительным знаком; карточка «Пустыня – мёртвая местность»?; памятки «План описания растений и животных»; сигналы «+» и «-«.
№ этапа урока |
Этапы урока |
№ слайда |
Действие учителя |
Действие учеников |
УУД |
1 |
Орг. Момент. Снова пришёл долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовёт нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. |
|
Организация детей на урок. |
|
|
2 (Работа в группах) |
Актуализация опорных знаний. - Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем группами. (Степь) - это природная зона, в которой растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы цветут весной, а с наступлением летней жары надземные их части отмирают, в почве остаются луковицы. Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям. (Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. (Лесная зона)- это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. (Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. |
|
(Проверка.)
|
Каждая группа получает карточку с текстами описаниями, прочитав которые, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.
|
Коммуникативные УУД - взаимодействие в работе в группах. |
3 (Работа в парах)
(Индивидуальная работа) |
Самоопределение к деятельности. Игра «Кто, где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, сейчас каждый подумает, мы обсудим, и разместим карточки с названием животных и растений на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с названиями животных и растений пустыни, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). – Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок. – Какие животные и растения остались? - Посмотрите на них и скажите, что общего вы заметили в растениях, а у животных?
- А где, в какой зоне можно встретить эти растения и животных? – Как, вы, думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Итак, мы: Познакомимся … Научимся … Будем учиться .. - Пустыня… Слово – то какое! Произошло оно от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. - А, если бы вы были художниками, какие краски взяли бы? - Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня. – Природу пустыни мы с вами будем исследовать по плану: 1.Границы зоны. 2.Поверхность в пустыне. 3.Климат. 4.Растения. Животные. 5.Деятельность человека. 6.Экологические проблемы. |
Слайд № 4
Слайд № 5 |
|
- Все растения низкорослые; животные так же небольшого размера и имеют соответствующую окраску.
На ватмане дети рисуют небо и песок.
|
Коммуникативные УУД - взаимодействие в работе в парах.
Познавательные
УУД: обнаружить
существенные отличительные признаки новой изучаемой природной зоны.
Познавательные
УУД: информационные: работа с толковым словарем.
Познавательные УУД: просмотр презентации по изучаемой теме. |
4 (Фронтальная работа)
(Индивидуальная работа)
(Индивидуальная работа) |
Изучение нового материала. Работа с картой. 1. – Посмотрим на карту и попробуем определить границы зоны пустынь. – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? – Каким цветом на карте обозначают пустыни? Почему? - В рабочей тетради с. 42, 43 на контурной карте закрасьте зону пустыни. 2.- Посмотрите на картинки, и скажите, какой может быть пустыня? (При движении песков, под действием ветра образуются барханы. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Барханы бывают высотой от 3 до 8 метров). Такыр-это ровная, сухая, твёрдая площадка без растений, которая при высыхании трескается.) 3.Работа с учебником. – Прочитайте текст на стр. 94, 95 и вы сможете ответить на вопрос: Какие климатические условия в пустыне? - Какая зима в пустыне? - А какое там лето? – Есть такое утверждение: «Пустыня – мёртвая местность». Так ли это? В конце урока мы ответим на этот вопрос. 4. - Итак, лето в пустыне жаркое, там сухо, мало воды. Как же растения могут приспособиться к этим условиям? План, по которому идёт описание растений. 1.Древесное или травянистое растение. 2.высота от поверхности земли. 3.Размер листьев. 4.Особенности корня. - Корни растения проникают на 20 – метровую глубину и оттуда добывают воду. Высота здания школы примерно 15 метров. – А теперь выясним, как же животные смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях? Вот некоторые из них…(сказать о верблюде, что он может долгое время обходится без воды). План, по которому идёт описание животных. 1.Величина животного. 2.Окраска. 3.дневной или ночной образ жизни. 4.Требовательность к пище и воде. 5. – Чем же человек может заниматься в пустыне? 6. – В пустыне возникают и экологические проблемы. Так как люди занимаются разведением полей, садов, виноградников, они естественно поливают всё, что выращивают. Неумеренное орошение ( полив), приводит к накоплению соли в почве. Из - за выпаса скота стало больше подвижных песков. - Какой вред приносят они? - И ещё одна экологическая проблема – это незаконная охота – браконьерство). - Как можно решить экологические проблемы? - Конечно, же с помощью заповедников. В 1990 году был создан заповедник «Чёрные Земли». - А сейчас посмотрите на доску, и вспомните, на какой вопрос мы с вами должны были ответить? |
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайды № 11, 12, 13, 14, 15
Слайды № 16, 17, 18, 19, 20, 21. 22, 23
Слайды № 24, 25, 26, 27, 28 Слайды № 29, 30, 31 |
Просмотр видеоролика о барханах.
Сравнить с высотой здания школы.
На доске законченный коллаж. |
- Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо. -Коричневым, потому что там пески. (Дети работают с контурными картами). – Пустыни бывают песчаные и глинистые.
Учебник с. 94 абзац под картинками, с. 95.
Дети объясняют. Используются картинки разных растений и картинки с растениями размещаются на ватмане.
Учащиеся делают следующий вывод о растениях): Корни глубоко ищут воду. Листья мелкие, меньше испарения. Колючки. Низкие.
(Верблюд и другие животные. Размещаем их на ватмане). (Учащиеся делают следующий вывод о животных): Защитная окраска. Нетребовательны к пище. Быстро бегают. Могут впадать в спячку. Могут вести ночной образ жизни. Разведением верблюдов, овец, полей, садов, виноградников. (Размещение на ватмане).
- Пески засыпают дороги, поля, постройки.
Отвечают на вопрос: «Пустыня – мёртва местность»? |
Познавательные
УУД: общеучебные:
осуществлять работу с картой;
Познавательные
УУД:
|
5 (Фронтальная работа) |
Закрепление изученного материала. - Предлагаю выполнить задание, чтобы узнать, кто сегодня был внимательным. Возьмите в руки карточки с плюсами и минусами, если вы согласны с высказыванием – поднимаете «плюс», если нет – «минус». 1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+) 2. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-) 3. Верблюд не может долгое время находится без воды. (-) 4. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров, добывая влагу. ( +) |
|
|
Дети работают с сигналами. |
Регулятивные УУД: оценка, самооценка.
|
6 (Фронтальная работа) |
Итог урока. - Посмотрите ещё раз на план и скажите, мы ответили на все вопросы? - Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися на уроке? |
Слайд № 32 |
|
|
Регулятивные УУД: оценка, самооценка.
|
7 |
Домашнее задание. - Я вам даю задание на выбор, т. е., вы, можете выполнить одно из трёх заданий: 1. Задания в рабочей тетради с. 54, 55. 2. Нарисовать животное пустыни. 3. |
Слайд № 33 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.