Цели: познакомить с городами, входящими в Золотое кольцо России, и их достопримечательностями; развивать кругозор учащихся.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте
России;
рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото
графиям;
составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;
выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого
кольца;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
О б о р у д о в а н и е: карта «Золотое кольцо»; фотографии с изображением городов Золотого кольца.
У р о к и 59–60
золотое кольцо России
Цели: познакомить с городами, входящими в Золотое кольцо России, и их
достопримечательностями; развивать кругозор учащихся.
О б о р у д о в а н и е: карта «Золотое кольцо»; фотографии с
изображением городов Золотого кольца.
Ход уроков
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и
странам». Свое путешествие мы начнем с нашей страны и побываем в
нескольких древних русских городах.
– Посмотрите, что нас ждет.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус.)
– Это школьный автобус, он поможет нам побывать в старинных русских
городах, расположенных в «Золотом кольце».
– Почему кольцо? Почему Золотое?
– В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.
II. Введение в тему урока.
– В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей
Родины. Посмотрим на карту.
Учитель вывешивает карту России, где ярким цветом указан маршрут
следования.
– Покажите на карте столицу нашей Родины.
– Кто из вас уже бывал в Москве?
– Какие впечатления у вас остались?
III. Изучение нового материала.
Р а с с к а з у ч и т е л я.
«Золотое кольцо России»– популярный в нашей стране экскурсионный
маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники
отечественной истории и культуры.
Начинаясь и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит
по территории пяти областей: Московской, Ярославской, Костромской,
Владимирской и Ивановской.
Из Москвы мы едем на северовосток и прибываем в город Сергиев Посад.
– Рассмотрите фотографии в учебнике и на доске.
Ч т е н и е т е к с т а о городе Сергиев Посад (с. 89).– Что означает слово «лавра»?
– Как называется монастырь города Сергиев Посад?
П р о д о л ж е н и е р а с с к а з а.
– Мы снова садимся в школьный автобус и продолжаем путешествие.
До 1302 года ПереславльЗалесский был отдельным княжеством. Основал
земли Переславские князь Юрий Долгорукий. Здесь он строил соборы
каменные. Название Переславль дал в честь своей Родины – Переславля
Южного. Залесский – так как находится за лесами, дремучими, брянскими.
Так и закрепилось это название.
Ростов Великий – небольшой город Ярославской области, хорошо
известен памятниками древнего национального искусства.
Впервые упоминается в летописи в 862 году. Летописцы издревле
отмечали ростовские палаты и храмы, восторгались книжным богатством,
собранным в сокровищнице ростовских князей.
Во второй половине XVII века в центре Ростова Великого на берегу озера
Неро был воздвигнут один из самых величественных ансамблей Древней Руси
– Ростовский кремль.
Ч т е н и е т е к с т а у ч е б н и к а.
– О каких еще достопримечательностях Ростова Великого вы узнали?
П р о д о л ж е н и е р а с с к а з а.
Название города Углич – производное:
1) от слова «уголь» – на этом месте в древности выжигали уголь;
2) от слова «угол» – город расположен на мысу, который впадает в Волгу,
и назывался раньше «Углец» или «Углич»;
3) от «уличи» или по созвучию «угличи» – так называлось одно из
славянских племен.
Один из древних городов России. Известен с 937 года.
В настоящее время территория Угличского кремля, как в древности,
ограничена рекой Волгой с севера, Каменным ручьем с востока, речкой
Щелковской с запада и вырытым рвом, соединявшим речку и ручей, – с юга.
Сейчас в Кремле стоит древняя палата, остатки дворца угличского князя
Андрея Большого, городской собор, колокольня, церковь Дмитрия «на
крови», используемые как музеи.
Углич не обладал в древности политической силой и не владел богатством,
как Владимир или Ростов. Он славен архитектурными памятниками XVII–
XVIII веков и красотой пейзажа, которая создается природой и древними
сооружениями.
Ч т е н и е т е к с т а и б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю.
Ярославль.
– В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву,
Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом.
Основан около 1010 г. князем Ярославом Мудрым как крепость на месте
древнего поселения, при слиянии реки Коростель с Волгой. ПоложениеЯрославля у важного водного пути по Волге способствовало его расцвету в
XII–XIII веках.
Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до
наших дней прекрасные памятники прошлого: Спасский монастырь со Спасо
Преображенским собором, церковь Ильи Пророка, церковь Богоявления.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Кострома основана в XII веке предположительно князем Юрием
Долгоруким.
Кострома – уникальный по своей композиционной целостности
градостроительный ансамбль.
Игнатьевский монастырь основанный, по преданию, в конце XIII века,
церковь Воскресения на Дебре, церковь Иоанна Богослова, Преображенская
церковь являются историкоархитектурным музеемзаповедником.
Достопримечательностью Костромы является также недавно созданный
здесь под открытым небом музей деревянной архитектуры.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
С о о б щ е н и я у ч а щ и х с я о городах Плёс, Суздаль, Владимир,
подготовленные дома.
IV. Итог урока.
– Посмотрите на картусхему, перечислите города Золотого кольца.
– Почему древние города строились на берегах рек и озер?
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 99).
Домашнее задание: выполнить задания 1, 2 (с. 99).