Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"
Оценка 4.9

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
естествознание +1
5 кл
26.02.2017
Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"
Целью урока по природоведению на тему "Чистые вещества и смеси" является формирование у учащихся представлений о разнице между чистыми веществами и смесями, умений различать чистые вещества и смеси, формирование практических навыков разделения смесей, развитие навыков работы с оборудованием, интереса к предмету, природоведческого мышления. В ходе урока также развивается социальной компетентность учащихся
Чистые вещества и смеси. Способы разделения.doc
Тема. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей   Цель   урока:  сформировать   представление   о   разнице   между   чистыми   веществами   и смесями, умение различать чистые вещества и смеси, практические навыки разделения смеси; развивать навыки работы с оборудованием, интерес к предмету,   способствовать   развитию социальной   компетентности   учащихся;   воспитывать   внимательность, аккуратность и дисциплинированность   природоведческое   мышление,   Тип урока: комбинированный   Оборудование:  микрофон, йод, чайный стакан, сахар, чайник, заварка чая, песок, соль, масло подсолнечное, пробирка, штатив, лейка, фильтровальная бумага, стеклянная   палочка,   химическая   посуда,   картинки   для   игры   «Найди лишнее»   Ход урока   1.  Организационный момент   Приветствие   Упражнение «Микрофон» 2 мин Ученики отвечают на вопрос учителя: Для чего они пришли на урок?   В конце урока мы выясним, оправдались ли ваши ожидания.   2. Проверка домашнего задания    Умственная разминка (6 мин) Что такое простое вещество? (Простыми называют вещества,  Приведите примеры простых веществ (кислород, водород, железо,  Что такое сложное вещество? (Сложные вещества ­ вещества,   образующиеся из атомов одного химического элемента)  серебро, золото и др.)  которые образуются из атомов различных химических элементов)  метан, углекислый газ, сахар, соль и т.п.)  делятся на неорганические и органические)  состав органических веществ входят цепи карбона) Чем отличаются органические вещества от неорганических? (В  Как классифицируют сложные вещества? (Сложные вещества  Приведите примеры сложных веществ (вода, соль, уксусная кислота,    3.  Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт      Если я добавлю в воду йод, что будет происходить?                   (Учитель проводит демонстрацию)  Какое явление обусловило распространение окраски в стакане воды? (Диффузия)  Как правильно назвать вещество, образовавшееся в стакане после опыта?   (Вода? Имеет ли вода цвет? Йод? А какой цвет был у йода до опыта? А какого же  цвета сейчас жидкость?)  Так что же мы получили? (Смесь йода и воды)   4.  Сообщение темы урока  1 мин.   Запишите,   пожалуйста,   тему   урока:  «Чистые   вещества   и   смеси.   Способы разделения смесей»   5. Мотивация учебной деятельности. 1 мин.   В природе вещества в чистом виде встречаются редко. Вода из реки или из­под крана содержит   различные   примеси. Воздух   состоит   из   различных   газов:   кислорода,   азота, углекислого газа. Люди   используют   различные   смеси   для   своих   нужд. Например,   когда   клеят  обои, сухой клей разводят водой. Когда варят борщ, используют смесь воды, соли и овощей. Сегодня на уроке вы узнаете о различных видах смесей, способах их разделения. Эти знания помогут вам во время выполнения практической работы на следующем уроке, а также для дальнейшего изучения химии, могут быть применены в жизни.   6. Изучение нового материала       1. Работа с учебником «Найди признаки» 5 мин.   (Учитель предлагает ученикам прочитать текст учебника: один ученик читает  пункт «Чистые вещества» § 11 на ст. 46, другой – пункт «Смеси» на ст. 47, после чего  все ученики записывают в тетрадь определение чистых веществ и смесей)            Чистым называют вещество, состоящее из частиц определенного вида: атомов, молекул, и не содержит примесей  других  веществ  (железо, сахар, соль, песок, дистиллированная вода).           Смесь   ­   это   совокупность   нескольких   различных   чистых   веществ, составляющих одно физическое тело.   Смеси бывают  естественные  (молоко, нефть, почва, горные породы и минералы и т.д.) или искусственные (цемент, краски, лекарства и др.).. Смеси могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии: цемент, почва, молоко, нефть, воздух.     1. Проблемный вопрос (обсуждение с помощью дидактического приема  «Микрофон»)    2 мин.  Если на столе разложить различные карандаши, ручки, бумагу, затем  смешать их, будет ли это смесью? (Нет, они не образуют одно  физическое тело) 1. Беседа с элементами эксперимента 7 мин.   (У учителя на демонстрационном столе чайный стакан, чайная ложка и сахарница с  сахаром)   Вопросы учащимся:           Сахар ­ это чистое вещество или смесь?(Чистое  вещество)                                  Насыплем в стакан ложку сахара.         А чайная заварка? (Измельченный чайный лист)            Добавим в стакан одноразовый пакетик чая.         Если долить воды (учитель добавляет воду в стакан) и перемешать,  получаем смесь ­ вкусный чай! (У учителя на столе стакан с песком, колба с водой, стеклянная палочка) Вопросы учащимся:         Песок ­ чистое вещество? (Да)                    Добавим в стакан с песком воду. Перемешиваем все стеклянной                   палочкой.         Что мы получили? (Смесь)  ­           Итак, в обоих стаканах мы получили смеси.   Физкультминутка: 2 мин.   Трава низенькая­низенькая, (Все присели)  Деревья высокие­высокие.            (Поднимают руки вверх)  Ветер деревья качает­качает (Вращают руками) То влево, то вправо наклоняет (Наклон вправо, влево)  То вверх, то обратно, (потягиваются вверх, назад) То вниз нагибает.                    (Нагибаются вперед)  Птицы летят ­ улетают, (Машут руками) Ученики садятся и работать продолжают. (Все садятся)   Прием «Своя гипотеза» (учащиеся высказывают свои мысли) 3 мин.   А сейчас подумайте: ?          Чем отличаются смеси? (Вкусом, цветом, запахом, могут быть              однородными и неоднородными) ?          Каким был на вкус чай? (Сладкий) ?          Если смешать соль и сахар, какой вкус будет у смеси? (Сладко­             соленый) ?          Если смешать сахар и лимонную кислоту? (Кисло­сладкий) ?          Что это доказывает?   Это доказывает, что в смесях все вещества сохраняют свои свойства.    Запись в тетрадях Чистые вещества  Составные части не заметны.  Со временем не расслаиваются Смеси  Составные части видно невооруженным глазом.  Со временем расслаиваются Однородные   ­  смеси,   в   которых   частицы   веществ очень   мелкие   и   их   можно обнаружить   с   помощью микроскопа                   смеси       Неоднородные   ­  составные части   видно   неоздроеним глазом, со временем расслаиваются                                      СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ   однородных испарение (соль + вода) кристаллизация (сахар + вода) неоднородных отстаивание (масло + вода) фильтрация (песок + вода) действие магнитов (опилки с железом)                   Работа с учебником § 12 ст. 50 (сопровождается экспериментом)   7.  Закрепление новых знаний 5 мин.    Как вы считаете, воздух ­ чистое вещество или смесь? Докажите     ВОЗДУХ ­ естественная смесь газов   1.    Азот N 2 78% 2.    Кислород O 2 21% 3.    Аргон Ar 0,93% 4.    Углекислый газ CO 2 0,03% 5.    Вода (пар) H 2 O 1 ­ 2%   Дидактическая игра «Найди лишнее» (Учитель предлагает ученикам рассмотреть напечатанные на листах рисунки и найти лишний)   8.  Итоги урока   2 мин.   Прием "Групповое интервью"   ?          О чем вы узнали на уроке? ?          Чему вы научились на уроке? ?          Что вам понравилось на уроке? ?          Что не понравилось? ?          Как сегодня работал класс?   9.  Домашнее задание   2мин.                   § § 11, 12 (читать); конспект (учить); написать мини ­ сочинение «Смеси в моей                  жизни»

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"

Конспект урока по природоведению "Чистые вещества и смеси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017