Конспект урока по природоведению на тему "Водоёмы нашего края" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС. Этапы урока, на мой взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока. Чётко прослеживалась структура всего урока, присутствовала научная организация учебного процесса.Конспект урока по природоведению на тему "Водоёмы нашего края" (4 класс)
Иконка файла материала Водоёмы нашего края 4 кл.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СП ВЕРХНИЙ АКБАШ ТЕРСКОГО РАЙОНА, КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ                  4 КЛАСС                                                                      Автор: Тенова Арина Темлановна                                                                      учитель начальных классов Тема урока: Водоёмы нашего краяТип урока: комбинированный Цели урока:  Образовательные: ­ изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек республики в зависимости от рельефа и климата; ­ раскрыть значение водоёмов  в природе и жизни человека; ­  познакомить с крупнейшими водоёмами республики, своего района Развивающие:  ­уметь называть, показывать крупнейшие водоёмы республики; ­ Объяснять взаимосвязи рек с рельефом и климатом; ­ проанализировать модель "Части реки”; ­ оценить влияние хозяйственной деятельности на водоёмы своей местности Воспитательные: ­ показать необходимость и способы их охраны; ­ развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с  текстом учебника, картами Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно –  иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский. Оборудование: Учебник "Природоведение” А.А. Плешаков, стр. 138­142,  компьютерная презентация, физическая карта мира и России, физическая карта  Кабардино­Балкарии, раздаточный материал. Ход урока I. Организационный  момент.  ­ Родина! Это слово с детства знает каждый. А что такое Родина? Вспомните  слова стихотворений и песен, в которых говорится об этом.              Вижу чудное приволье,                Вижу нивы и поля ­                Это русское раздолье,               Это родина моя.                Вижу горы и долины,                Вижу реки и моря ­              Это русские картины,                Это родина моя.                                         Ф. Савинов II. Работа над новым материалом.Учитель: ­ Ребята, сегодня мы поговорим  о…? О чём – вы догадаетесь сами,  прослушав мои сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов  Гинесса: ­ Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина – 1940 м.  ­Волга занимает 17­е место в мире по протяжённости среди других рек.  Так о чём пойдёт речь? Ученик: О реках, озёрах и других водоёмах. Учитель: ­ Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова: «река»,  «море»?  Ученик: ­ Водоёмы нашего края.  Учитель:­ Сегодня мы поговорим о водоёмах нашего края. Но сначала  вспомним, какое значение имеет вода для растений, животных и человека. Ученик :  Значение водоёмов в природе очень велико. Водоёмы – это хранилища  воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных,  которые живут в водоёмах, это – единственный дом. Учитель: ­ (Вывешивается карта своей местности) Посмотрите на карту. Какие  реки, озёра, водохранилища есть в нашем крае?  Ученик : ­ Голубые озёра в Черекском районе, голубое озеро Чирик­Кёль,  Тамбуканское озеро, Водопад Девичьи косы, Водопад Гедмишх, Чегемские  водопады, озеро Донгуз Орун­Кель,  долина Нарзанов, река Терек, река Урух,  река Чегем, река Малка и др. (Слайды 2 – 7) Работа в парах:                                                       Терек – эта река расположилась на Северном Кавказе. Ее протяжность  составляет около 623 км, и пересекает Грузию, Кабардино –  Балкарию, Ставропольский край, Северную Осетию, Дагестан и  Чечню. Длина этой извилистой реки, с довольно быстрым  течением,  достигает 600 км. Вливается Терек в Каспийское  море.     Голубые озёра называют природным памятником, который  располагается в Черекском районе Кабардино­Балкарии. Точнее – всего в 30 км южнее Нальчика, в долине реки Черек­ Балкарский.    Голубое озеро Чирик­Кёль. Озера являются сетью из 5  карстовых водоемов, одно из которых считается вторым в мире  по глубине карстовым источником и представляет собой  водоносную карстовую шахту с отвесными стенами. На  поверхности длина Голубого озера достигает 230 метров,  ширина – 125 метров, при этом его глубина точно неизвестна.Водопад Девичьи косы.  На скалах Бараньи лбы недалеко от южных  склонов вершины Терскол находится самый мощный водопад Кабардино­ Балкарии Девичьи косы. Свое название он получил не случайно – стекающие  по маленьким желобам струйки воды очень напоминают волосы девушки­горянки.     Водопад Балкарии в 11 красивейший Гедмишх. В Зольском районе Кабардино­ километрах от поселка Хабаз находится  каскад водопадов Гедмишх.     Недалеко от поселка Байдево расположена знаменитая  долина Нарзанов. Это единственный удобный и доступный  источник нарзана для туристов. Поляна имеет площадь около 3 квадратных километров и оборудована для удобства  приезжающих.     Чегемские водопады. Настоящей жемчужиной Чегемского  ущелья являются Чегемские водопады. Потоки воды  ниспадают с высоты 55 метров, срываясь со скалы и вытекая  из многочисленных расщелин. Учитель: ­ Велико значение водоёмов и в жизни людей. Они украшают Землю,  радуют нас своей красотой. Люди здесь купаются, отдыхают, загорают. По воде  на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой  не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.            Водоёмы должны быть чистыми! К сожалению, мало делается для того,  чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не  только они.           В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты.  ( Ядохимикаты помогают избавиться от сорняков и некоторых насекомых,  которые снижают урожай.) Случается даже, что в поле оставляют без присмотра  целые кучи удобрений. Дождевая вода обязательно принесёт часть удобрений и  ядохимикатов в водоёмы. Вот вам и опасное загрязнение. Работники сельского  хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества!Если ты увидишь ссыпанные в поле и оставленные без присмотра  удобрения, сообщи об этом в общество охраны природы.  ­Приведу такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в нашей  реке. В воду попали бензин или смазочное масло. Как будут себя чувствовать в  ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? (показывает запрещающие знаки) Ученик: ­Многие из них могут погибнуть. Нельзя мыть в водоёмах машины,  мотоциклы и даже велосипеды. Они смазаны машинным маслом.  Учитель: ­ Давайте  разделим названные водоемы на две группы по их  происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные  человеком (искусственные).  (Слайд 8) Запишем в тетрадях такую таблицу:                                            Водоемы Естественные Искусственные Река Озеро Море Океан Ручей Водохранилище Пруд Канал III. Физкультминутка Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Мы на пляже, Солнце жжет. Побежим скорее в реку, Окунемся, поплывем. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ. IV. Закрепление изученного материала 1. Работа в группах.  Подготовка сообщений.  А) Выполнение задания из  учебника (стр. 138)  ­ описание водоёмов нашего края по плану, приведённому в учебникеТерек – одна из крупнейших рек Кавказа. Берёт начало в горах Грузии. Терек –  самая многоводная река, несёт свои воды в Каспийское море. Длина – 628 км, но  только дугой в 80 км протекает по территории КБР. Течение бурное. Основные  левые притоки: Малка, Аргудан, Лескен, Урух. Наибольшая водность в июле­ августе при сильном таянии ледников, наименьшая – в феврале. Для уменьшения  угрозы наводнения берега укреплены железобетонными плитами, сваями и т.д.  Вода в реке тёмно­серого цвета, так как несёт много песка, ила и т.д. Растения:  осока, рогоз, камыш, тростник.  Животные: форель (в верховье реки), сом, амур  белый, усач терский, толстолобик, плотва, голавль, линь, сазан, пескарь, уклейка,  подустом;  в прибрежных водах – лягушки, жабы, квакша обыкновенная. 2. Как взрослые и дети должны охранять водоемы?  ­ В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения,  где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы  знаем, что вода ­ это растворитель, в ней растворяются различные вещества,  поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших  количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут  попасть в водоем, что опасно для всего живого. 3.Составление памятки «Правила поведения у водоёма».                                    Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.  4.Работа в тетради V. Подведение итогов ­ С чем вы познакомились? ­ Что нового для себя узнали? ­ Что вы можете рассказать о водоёмах нашего края? ­ Выставление оценок VI. Домашнее задание ­ нарисовать понравившийся водоём; ­ расскажи о любом водоёме ­ чтение статьи на стр.138­142