Конспект урока по русскому языку (6 класс) Простые, сложные и составные числительные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели:  Углублять и расширять представление об имени числительном  Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных  Формировать умения определять простые, сложные и составные числительные.  Научить правописанию простых, сложных и составных числительных  Познакомить с особенностями склонения числительных  Сформировать умение склонять числительные
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект  урока  по русскому языку (6 класс)                         Простые, сложные и составные числительные Цели:  Углублять и расширять представление об имени числительном  Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных  Формировать умения определять простые, сложные и составные  числительные.  Научить правописанию простых, сложных и составных числительных  Познакомить с особенностями склонения числительных  Сформировать умение склонять числительные Оборудование урока: презентация Ход урока. 1. Организационный момент. Со звонком ученики приветствует учителя  и садятся на свои места. Записать в тетради: Число. Классная работа.   2. Вступительное слово учителя. Итак, какая часть речи рассматривается нами на уроках? (Имя числительное) Расскажите о числительных, приводя примеры из домашнего задания.  Вам на дом было задано подобрать три фразеологизма с  числительными и объяснить их значение. 3. Проверка домашнего задания  (3 фразеологизма с числительными и их значение; опрос нескольких  учеников) 4. Изучение новой темы. Посмотрите на доску. Чем отличаются числительные? На доске: восемнадцать, пятьсот,  сто один. (корень, два корня, два слова) То есть числительные отличаются по своему строению. Записываем  тему урока: «Простые, сложные и составные числительные» (слайд) Какие цели мы должны поставить на уроке? (Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных,  научиться правописанию простых, сложных и составных числительных,  научиться склонять простые, сложные и составные числительные) Какие из числительных на доске являются сложным, простым и  составным? 1Так вот, ребята, количественные и порядковые числительные по  своему строению делятся на три группы: («запоминалка») Числительные, которые состоят лишь из одного корня – простые; у  которых два корня – сложные, а состоящие из двух или нескольких  слов – составные. Таким образом, какие перед вами числительные по строению? (слайд) Посмотрите на (слайд). Первый ряд выписывает простые  числительные, второй ряд сложные, а третий составные.  Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать,  миллион, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок  один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч,  миллиард. (1 ­ Пятнадцать, семь, восемнадцатый, одиннадцать, миллион,  четвертый, миллиард 2 ­ шестьсот, семидесятый 3 ­ сто шестнадцать, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста  двадцать, девятьсот девяносто девять тысяч) Ребята, какие трудности могут возникнуть при написании имён  числительных? Какие вы увидели орфограммы?(две нн, ь в середине) Очень важно помнить о написании таких числительных как  одиннадцать(стык корня и суффикса), миллион и миллиард. Запишите их  себе в «запоминалку», подчеркните удвоенные согласные и обведите в  рамочку (слайд) При написании простых, а особенно сложных и составных  числительных важно помнить о мягком знаке (слайд) Ь пишется: На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30; В  середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900. Ь не пишется: в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19. Применяя правило о правописании  Ь в числительных, запишите  цифры словами: (слайд) Семьсот семьдесят семь, пятнадцать, девятьсот тридцать два,  двадцать, шестьдесят, восемьдесят девять, пятьдесят восемь,  девятнадцать. Поменяйтесь тетрадями и проверяем (слайд) У кого всё правильно? Какие ошибки? 5. Работа с учебником. Выполним упражнение 578 на странице  265. §50. Запишите словами количественные числительные в таком порядке:  простые, сложные, составные. Образуйте от сложных количественных  числительных сложные порядковые. 2Ребята, какой морфологический признак объединяет и  количественные и порядковые е числительные? (падеж)  Существуют особенности при склонении количественных и  порядковых числительных. Зачитайте правило под цифрой  2 (§50  стр 264). Стр 266. Просклоняем несколько числительных. Работа у доски учеников. и. п. пятьдесят р. п. пятидесяти, д. п. пятидесяти в.п. пятьдесят т. п. пятьюдесятью п. п. о пятидесяти и.п. восьмитысячный р.п. восьмитысячного д.п. восьмитысячному в.п. восьмитысячный 3т.п. восьмитысячным п.п. о восьмитысячном и.п. девятьсот двадцать пять р.п девятисот двадцати пяти д.п. девятистам двадцати пяти в.п. девятьсот двадцать пять т.п. девятьюстами двадцатью пятью п.п. о девятистах двадцати пяти 6. Подведение итогов: Итак, давайте подведём итоги, на какие группы делятся  числительные по строению? (простые, сложные, составные) Чем отличаются эти группы? (корень, два корня, два слова) Когда мы пишем мягкий знак в простых, сложных и составных  числительных? (На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30; В середине  числительных от 50 до 80 и от 500 до 900). А как мы будем писать числительные 15, 16, 17, 18, 19? (Без мягкого знака в середине) Что мы узнали об особенностях при склонении количественных и  порядковых числительных? (повторить правила) Правописание каких трёх числительных необходимо запомнить? (одиннадцать, миллион и миллиард) 7. Домашнее задание: нет, т.к. 2 урока в один день. Список литературы:  Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.  Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.  Разумовской, П.А. Леканта. — 11­е изд., М, 2007.  Купалова А.Ю. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в  6 классе малокомплектной школы; М.: Просвещение, 1989  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе ­ М.: Просвещение 2008  http://nsportal.ru/shkola/russkii­yazyk/library/  http://www.xenoid.ru/materials/russkiy/uch_rus_morph05.php 45