Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
28.11.2018
Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова» Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме. Задачи: 1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части; 2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами; 3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать. 4. Отрабатывать каллиграфию письма; 5. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.
Конспект урока по русскому языку.docx
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова» Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний  детей по данной теме. Задачи: 1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части; 2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями­омонимами; 3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения  ставить учебные цели, анализировать и обобщать. Отрабатывать каллиграфию письма; Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку 4. 5. 1.Организация класса. Эмоциональный настрой ­Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам  внимание. Ход урока Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. ­Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием  отдохнут. ­Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего  настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга? ­Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю ­ у вас всё получится! 2. Сообщение темы урока ­Сегодня у нас необычный урок, урок­исследование (слайд 1) ­ Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где  можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к  словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать –  подвергать научному изучению».( слайд 2) ­ Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. ­ Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы. 3. Чистописание ­ Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня  писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд  3) к н о р ы ч м и ю й ц в к а п р д б г щ у ы ч т к э я з х ф ъ о д ж к е ­ Верно, сегодня повторим написание буквы К. ­ Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки? ­ Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети  прописывают в тетради). 4. Сообщение темы урока ­ А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных  слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку,  поставьте ударение подчеркните орфограмму. 5.Словарная работа (1 ученик на доске, остальные в тетрадях) Приятный внешним видом. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. Специалист, который преподает какой­либо учебный предмет в школе Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. Последний осенний месяц. КРОССВОРД ­ Какое слово получилось в вертикальном столбике? ­ Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования? Корень 6.Работа по теме урока ­ Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть  вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой? 1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5) ­ У каких предметов есть корень? Для чего он нужен? ­ Сколько значений у слова? ­ Какое из его значений относится к науке о языке? ­ Что такое корень? Корень часть слова ­ А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много­много лет тому назад встретилось  людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и  думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в  большое красивое дерево”. Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,  третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в  каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6) ­ Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение) ­ А попробуйте прочитать только корень. ­ Вы поняли, что означает это слово? ­ А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. ­ Ясен ли смысл слов? ­ Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? ­ Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него  “растут” другие слова. ­ Дополним схему. Корень – это … Корень значимая часть слов часть слова ­ При помощи какого значка выделить корень в слове? ­ Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) ­ после этого щелчок и  над словами появляется корень ­ Дополним схему. Что такое корень? Корень значимая часть слов общая часть однокоренных ( родственных) слов часть слова ­ Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах ­ Так же, как и кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. ­ Спишите слова, выделите корень: 1 группа: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. 2 группа: Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. 3 группа: Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. 4 группа: Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. ­ Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.) ­ Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? ­ Самопроверка. 2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями ­ А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов. ­ Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными? ­ Исследуйте пары слов. ( слайд 7) ­ Можно ли их назвать однокоренными? Почему? 1 группа: рис – рисунок 2 группа: гора – горе 3 группа: делить – дело 4 группа: соль – солист ­ Какой вывод можно сделать? ­ При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к.  иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными. Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.):  задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка ­ 2 гр.) Проверка выполнения. ­ Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как  называются такие слова? ( синонимы) ­ Что такое синонимы? ­ Почему эти слова не будут однокоренными? ­ Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах? ­ Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова? Закрепление изученного Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания,  дети могут выбрать карточку любого уровня) К- 1 Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень. Л…ска, л…сонька, л…са!  Ты в каких живёшь л…сах?  Л…сий хвост замёл следы.  Где л…сичка? Видел ты? К- 2 Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных  слова, запиши, выдели корень. У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу  добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады. К- 3 Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них  корень. 1. Сад, садовник, садовые. 2. Смелый, отважный, храбрый. 3. Больница, боль, большой. 4. Горе, горевать, горный. 5. Чистота, чистый, чистить. 6. Горюет, плачет, печалится. 7. Мороз, замороженный, морозит. К- 4 В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте  корень в однокоренных словах. Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист. Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка. Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по  ответу, написанному на карточке. Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.) Рефлексия Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили? ­ Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них. О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где? ­ На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем  узнать на следующих уроках? ­ Давайте оценим наш урок и нашу работу. На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше  подходят к окончанию урока). 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое­что чуть­чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё­таки учиться! Домашнее задание

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку « Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018