Конспект урока по русскому языку
в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4. Отрабатывать каллиграфию письма;
5. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.
Конспект урока по русскому языку.docx
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний
детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов
с корнямиомонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения
ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
4.
5.
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам
внимание.
Ход урока
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием
отдохнут.
Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего
настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю у вас всё получится!
2. Сообщение темы урока
Сегодня у нас необычный урок, урокисследование (слайд 1)
Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где
можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к
словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать –
подвергать научному изучению».( слайд 2)
Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание
Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня
писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд
3)
к
н
о
р
ы ч
м
и
ю
й
ц
в
к
а
п
р
д
б
г
щ
у
ы
ч
т
к
э
я
з
х
ф
ъ
о
д
ж
к
е
Верно, сегодня повторим написание буквы К.
Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети
прописывают в тетради).
4. Сообщение темы урока
А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных
слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку,
поставьте ударение подчеркните орфограмму.
5.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях) Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какойлибо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
КРОССВОРД
Какое слово получилось в вертикальном столбике?
Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
Корень
6.Работа по теме урока
Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть
вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)
У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
Сколько значений у слова?
Какое из его значений относится к науке о языке?
Что такое корень?
Корень
часть слова
А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Многомного лет тому назад встретилось
людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и
думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в
большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,
третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в
каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)
Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
А попробуйте прочитать только корень.
Вы поняли, что означает это слово?
А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
Ясен ли смысл слов?
Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него
“растут” другие слова.
Дополним схему. Корень – это …
Корень значимая часть слов
часть слова
При помощи какого значка выделить корень в слове?
Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) после этого щелчок и
над словами появляется корень
Дополним схему. Что такое корень?
Корень
значимая часть слов
общая часть однокоренных
( родственных) слов
часть слова
Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Спишите слова, выделите корень:
1 группа:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 группа:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
3 группа:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
4 группа:
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)
Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
Самопроверка.
2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями
А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
Исследуйте пары слов. ( слайд 7)
Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
рис – рисунок
2 группа:
гора – горе
3 группа:
делить – дело
4 группа:
соль – солист
Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к.
иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно
други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.
Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.):
задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка
2 гр.)
Проверка выполнения.
Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как
называются такие слова? ( синонимы)
Что такое синонимы?
Почему эти слова не будут однокоренными?
Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова?
Закрепление изученного Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания,
дети могут выбрать карточку любого уровня)
К- 1
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
К- 2
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных
слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу
добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них
корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте
корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по
ответу, написанному на карточке.
Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)
Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и
ответьте на них.
О чём?
Что? Какая?
Как?
Зачем?
Сколько?
Где?
На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем
узнать на следующих уроках?
Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше
подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь коечто чутьчуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всётаки учиться!
Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.