Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
Цели:
Обуч. Рассмотреть случаи слитного и раздельного написания Не с причастиями;
Развивающ. Формировать умение анализировать написание не с причастиями, правильно
писать не с причастиями, объяснять условия выбора изучаемой орфограммы; развивать
навыки синтаксического разбора предложения и морфологического разбора причастия,
развивать орфографические умения и навыки;
Воспитат. Формировать интерес к изучению родного языка, способствовать возникновению
у учащихся потребности грамотно строить свою речь, правильно писать причастия с не и
употреблять их в речи
Формируемые УУД
Регулятивные умение определять задачу, корректировать свои действия самостоятельно,
высказывать предположения на основе наблюдений
Личностные проявление активности, любознательности, осознание и оценка своих
возможностей, чувствовать красоту и выразительность слова
Коммуникативные умение выражать свои мысли, воспроизводить и передавать смысл
прочитанного материала
Познавательные воспринимать информацию, анализировать, делать выводы, строить
суждения
Тип урока: изучение нового материала
I.
Организационный момент.
Ход урока:
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Давайте поприветствуем гостей. Я
рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места, мы
начинаем урок русского языка.
Ребята, на своих столах вы видите листы самооценки, с которыми вы будете работать в
течение урока. Попишите имя, фамилию.
А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для
темы урока.
II.
Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске
Запись на слайде:
ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
Как вы понимаете эти слова?
Выполните синтаксический разбор предложения. – все ( 1 человек комментирует)
Сравните свои записи с разбором на слайде
В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии). Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с
причастиями.)
Назовите теперь тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями».)
Запишите ее на оставленной строке. (Записывают тему урока на оставленной строке.)
Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: (Изучить, как пишется НЕ с
причастиями.)
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными
частями речи
Дополнительная информация
Ученику было дано задание, найти чтонибудь интересное о частице НЕ
В это время опустить экран
Стихотворение:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихотихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний
порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.
Дома вы должны были повторить его.
III
Распределительный диктант : правописание не с различными частями речи.
Записать слова в два столбика, 1 ст Пиши Не слитно; 2 ст Пиши Не раздельно
Чувствовал неискренность; не широкая, а узкая дорога; неуклюжий медвежонок; не
решил задачу; недорогой, но красивый материал; невзлюбил соседа; совсем не
интересная книга , он не пригож. Какие ещё виды орфограмм встретились в диктанте? Проверка ( 1 чел читает первый
столбик, 1 челов второй ст), исправить ошибки, если они допущены, выставить
оценку в оценочный лист.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить,
нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
без НЕ не употребляется есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
можно заменить с синонимом без НЕ с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); с краткими прилагательными (не могуч);
есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
IV. Объяснение нового материала.
Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?
1)
Презентация 2 слайд:
Ощибка не замечена Негодующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка
Анализируют написанное, делают выводы: Не пишется слитно с причастиями, если нет
зависимых слов и противопоставления с союзом а и причастиями, которые без НЕ не
употребляются. Раздельно с полными причастиями, если есть противопоставление с
союзом А, зависимое слово.
2) Откройте учебники на странице 119. Найдите правило о правописании НЕ с
причастиями. Читаем вслух.
Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
Обратимся к таблице ( раздаточный материал). Когда причастие пишется НЕ раздельно,
когда –слитно.
3) А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
Разминка
V Закрепление материала.
1)
2) Осложнённое списывание (
Закрепим полученные знания на практике
. Упр. 641 устно
Перепишите, раскрывая скобки)
Запись на слайде:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба;
(не)пришитая, а оторванная пуговица.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
Работа по карточке
1 человек у доски
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся
дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
Проверка комментировано, по одному слову, Исправьте ошибки, если они допущены.
Оцените себя ( оценочный
лист)
3) Упр 642 комментированно по одному человеку 4) Упр. 643 устно ( дополнительно)
VI Рефлексия
Цифровой диктант
Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1раздельно; 2слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий
политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не
вызубренное, а осознанное.
Проверьте по ключу.
Читаю ключ вслух.
«5» нет ошибок
«4» 12 ошибки
«3» 34 ошибки
Поставьте оценку.
1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
VI I.Подведение итогов урока
Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
Слитно
1.С полными причастиями, при которых нет
пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется
(ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени –
совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей
степени (совершенно неподготовленный ответ)
Раздельно
1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не
сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний:
далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная
задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а
напечатанная работа)
- А теперь подумайте и ответьте на вопросы :
Что было интересным на уроке?
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Что именно помогло тебе сегодня справиться с работой?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Оценивание результатов работы Ребята, поднимите руки, у кого в
оценочном листе три 5? Они получают оценку 5 за сегодняшний урок,
Прошу сдать оценочные листы, просмотрю, у кого две 5 и одна 4 получат
оценку 4
VIII Домашнее задание.
Запись на слайде: Всем: § 77 стр.119 – выучить правило
ВЫБИРАЙ:
1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.
2. Упр.644
3. Выписать из текстов русской художественной литературы 5 предложений,
иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями
Конспект урока по русскому языку " Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Конспект урока по русскому языку " Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Конспект урока по русскому языку " Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Конспект урока по русскому языку " Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Конспект урока по русскому языку " Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.