Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приложение № 2 к уроку по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" в 6 классе по учебнику М. М. Разумовской
Иконка файла материала Урок русского языка в 6 классе по теме.docx
Урок русского языка в 6 классе по теме «Меткие, озаряющие слова» (Роль причастий и деепричастий в речи, по учебнику М. М. Разумовской)) Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 1 г. Лукоянова Галкина И. А. Цель урока: показать роль причастий и деепричастий в речи Задачи урока:  1.Познакомить   учащихся   с   фрагментами   из   художественных   произведений, проанализировать их. 2. Научить школьников видеть роль глагольных форм, понимать их значение в речи. 3. Способствовать правильному употреблению глагольных форм в речи. 4.Развивать   навыки   коллективной   работы   учащихся   в   сочетании   с самостоятельной; формировать ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое   чутье,   речевые   и   коммуникативные   умения,     диалогическую   и монологическую речь; 5.Воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма; прививать умение внимательно слушать и слышать, уважать мнение одноклассников. Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать, создавать рассказ на  лингвистическую тему; знание определений; умение работать с учебником, с  текстами. Тип урока. Урок комплексного применения знаний. Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории. Методы: Практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и  письменные упражнения). Частично­поисковый, исследовательский Форма обучения: коллективная, индивидуальная. ХОД УРОКА  I. Организационный момент. II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала Беседа: ­Прочитайте тему урока и эпиграфы к нему  (слайд № 1),  о каких словах пойдет  речь? (о причастии и деепричастии.) Тема: Меткие, озаряющие слова. Эпиграфы: 1. 2.«Они служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу»  (М. В. Ломоносов) «…делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий,  происходящих одновременно» (Ф. И. Буслаев) ­ Перечитайте внимательно высказывания, подумайте, чему будет посвящён урок. (Роль причастий и деепричастий в речи, слайд № 2) Почему их можно назвать  меткими озаряющими словами? Найдём ответы на эти вопросы на уроке. ­ Вспомните  определения причастия и деепричастия, приведите примеры. ­ Итак, открываем заседание лингвистической лаборатории с целью определения  роли причастий и деепричастий в речи (Слайд № 3) III. Исследование языкового материала. Заседание лингвистической лаборатории ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ(слайд № 4) 1.Роль причастий в речи. ­Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия   прилагательными   в   отрывке   из   стихотворения   М.Лермонтова «Родина». До замены: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Назовите причастия и замените причастия прилагательными. После замены: (слайд № 5) Люблю дымок паленой жнивы, В степи ночной обоз И на холме средь желтой нивы Чету белых берез. ­Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения, не считая ритма? (движение ушло, так как причастия обозначают признак, развивающийся во времени, а прилагательные постоянный признак) Вывод: Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной. ­Какой вариант  более яркий, выразительный? Почему?         ­Авторский текст  обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как   в   нем   пейзаж   живет,   меняется   во   времени.   Особую   выразительность художественной   речи   придают   причастия,   которые   называют   признаки, изменяющиеся   во   времени.   Запишите   первый   вывод   в   оценочном   листе. Причастия помогают передать свойства предмета во временном развитии. (слайд № 6) 2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА.­ Часто причастие употребляется  с зависимыми словами. Как называются такие обороты? Нам важно выявить роль причастного оборота в речи. В   отрывке   из   произведения   И.Бунина,   поясните   (графически   и   устно) постановку знаков препинания. (слайд № 7)          Вскоре   полили,   не   прекращаясь,   дожди,   растрепавшие   по­осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил,   смешиваясь   с   влажным   холодным   воздухом,   едва   различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.   ­Теперь проведем эксперимент: причастные обороты заменим придаточными предложениями со словом «который». Измененный текст: (слайд № 8) Вскоре   полили,   не   прекращаясь,   дожди,  которые   растрепали   по­осеннему опустевший сад и прибили к земле траву, которая   вдруг почернела и от которой   исходил,   смешиваясь   с   влажным   холодным   воздухом,   аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло. ­Какой вариант более выразителен, краток  и емок? В чем причина? (Измененный   вариант   получился   громоздкий,   тяжелый   для   чтения. Причастный оборот является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению   с   придаточными   определительными   со   словом   «который».) Вывод: Причастные обороты обладают выразительной краткостью. (слайд № 9)  Пушкин ценил это качество причастных оборотов (упр. 518 в учебнике)   Ответ записать в оценочный лист           3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЕПРИЧАСТИЙ. В тексте Бунина мы встретили также деепричастия. Назовите их. (­Не прекращаясь ­ одиночное деепричастие, смешиваясь с холодным воздухом – деепричастный оборот). ­ Расскажите о правописании НЕ с деепричастием. ­ Что такое деепричастный оборот? ­Проведем   снова   эксперимент:   прочитаем   отрывок   И.   Бунина   без деепричастия и деепричастного оборота. Измененный текст.(слайд № 10) Вскоре   полили   дожди,   растрепавшие   по­осеннему   опустевший   сад   и прибившие   к   земле   вдруг   почерневшую   траву,   от   которой   исходил   едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете. ­ Скажите, изменилось ли что­то в тексте? (исчезли добавочные действия) ( Без деепричастий все меняется.  Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При   помощи   деепричастий   картина   осени,   созданная   поэтом   оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами). 4.Работа с учебником. Роль деепричастий в речиПрочитаем по вашему учебнику  (с.240, упр. 525) воспоминания писателя Д. В. Григоровича о Ф. М. Достоевском. Вывод: Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действию.(слайд № 11)  5. Подведем итог заседания лаборатории:  Задание: используя выводы, составить лингвистический рассказ «Роль причастий и деепричастий в речи», взяв за основу шаблон: (слайд № 12)   Глагольные формы используются как средства выразительности. Причастия   обладают  «выразительной   краткостью»,  помогают   передать свойства   предмета   во   временном   развитии.   Деепричастия   создают  живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действию. Поэтому   причастия   и   деепричастия   можно   назвать  «меткими,   озаряющими словами». Докажем вывод на примере текстов. 1.Прочитать   выразительно   текст   К.   Ушинского   и   определить   роль причастий в данном тексте. (слайд № 13) Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лёд реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из­под снега, прилёт птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – всё было предметом страстного, недремлющего внимания.               Константин Дмитриевич Ушинский  С помощью причастий Ушинский создаёт картину приближающейся весны. Мы видим, как постепенно тает снег, а лёд на реке становится чёрным, потому что появляются   полыньи.   В   саду   проглядывает   земля.   Прилетают   птицы,   и   лес оживает. С гор бегут шумные ручьи – всё это привлекает внимание Ушинского. Картина   яркая,   выразительная,   живая,   наполненная   звуками,   красками, движением,     благодаря   использованию   в   тексте   причастий   и   причастных оборотов. 2.Прочитать выразительно стихотворение, подумать, в чём его необычность. (слайд № 14) Роберт Саути, ангийский поэт,«Лодорский водопад»Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –  Так падают бурные воды в сверкающем,  быстром Лодоре! Форма похожа на водопад, 48 деепричастий и один деепричастный оборот  ­  необычность этого стихотворения ­ Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий и  выбирая такую форму записи? (создаётся впечатление падающей воды, картина  яркая, выразительная, живая) 3. Творческое задание (слайд № 15) Составить  свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке  ( основанию пирамиды ), содержание которой отражает наши школьные   будни и проблемы: Так ведут себя учащиеся 6 В класса на уроках и в перемены. (Во время проверки слайд № 16, фото в перемены) Мой водопадик: Слушая, Запоминая,Читая и думая, Вникая и рассуждая, Не шумя, не крича, не озоруя,  Уважая учителя и друг друга. – Так ведут себя учащиеся 6 В на уроках русского языка. (Слайд № 17, фото на уроке) К чему нужно стремиться учащимся 6 В класса?(К дисциплине!) IV. Общий вывод урока. ­ Какова роль причастий и деепричастий в речи? Задача,   поставленная   в   начале   урока   выполнена.   Заседание   лингвистической лаборатории закрыто. V. Отметки за урок. VI.Домашнее задание. Упр. 519 (1) по заданию.