Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.07.2017
Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)
Приложение № 2 к уроку по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" в 6 классе по учебнику М. М. Разумовской
Урок русского языка в 6 классе по теме.docx
Урок русского языка в 6 классе по теме «Меткие, озаряющие слова» (Роль причастий и деепричастий в речи, по учебнику М. М. Разумовской)) Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 1 г. Лукоянова Галкина И. А. Цель урока: показать роль причастий и деепричастий в речи Задачи урока:  1.Познакомить   учащихся   с   фрагментами   из   художественных   произведений, проанализировать их. 2. Научить школьников видеть роль глагольных форм, понимать их значение в речи. 3. Способствовать правильному употреблению глагольных форм в речи. 4.Развивать   навыки   коллективной   работы   учащихся   в   сочетании   с самостоятельной; формировать ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое   чутье,   речевые   и   коммуникативные   умения,     диалогическую   и монологическую речь; 5.Воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма; прививать умение внимательно слушать и слышать, уважать мнение одноклассников. Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать, создавать рассказ на  лингвистическую тему; знание определений; умение работать с учебником, с  текстами. Тип урока. Урок комплексного применения знаний. Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории. Методы: Практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и  письменные упражнения). Частично­поисковый, исследовательский Форма обучения: коллективная, индивидуальная. ХОД УРОКА  I. Организационный момент. II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала Беседа: ­Прочитайте тему урока и эпиграфы к нему  (слайд № 1),  о каких словах пойдет  речь? (о причастии и деепричастии.) Тема: Меткие, озаряющие слова. Эпиграфы: 1. 2. «Они служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу»  (М. В. Ломоносов) «…делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий,  происходящих одновременно» (Ф. И. Буслаев) ­ Перечитайте внимательно высказывания, подумайте, чему будет посвящён урок. (Роль причастий и деепричастий в речи, слайд № 2) Почему их можно назвать  меткими озаряющими словами? Найдём ответы на эти вопросы на уроке. ­ Вспомните  определения причастия и деепричастия, приведите примеры. ­ Итак, открываем заседание лингвистической лаборатории с целью определения  роли причастий и деепричастий в речи (Слайд № 3) III. Исследование языкового материала. Заседание лингвистической лаборатории ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ(слайд № 4) 1.Роль причастий в речи. ­Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия   прилагательными   в   отрывке   из   стихотворения   М.Лермонтова «Родина». До замены: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Назовите причастия и замените причастия прилагательными. После замены: (слайд № 5) Люблю дымок паленой жнивы, В степи ночной обоз И на холме средь желтой нивы Чету белых берез. ­Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения, не считая ритма? (движение ушло, так как причастия обозначают признак, развивающийся во времени, а прилагательные постоянный признак) Вывод: Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной. ­Какой вариант  более яркий, выразительный? Почему?         ­Авторский текст  обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как   в   нем   пейзаж   живет,   меняется   во   времени.   Особую   выразительность художественной   речи   придают   причастия,   которые   называют   признаки, изменяющиеся   во   времени.   Запишите   первый   вывод   в   оценочном   листе. Причастия помогают передать свойства предмета во временном развитии. (слайд № 6) 2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. ­ Часто причастие употребляется  с зависимыми словами. Как называются такие обороты? Нам важно выявить роль причастного оборота в речи. В   отрывке   из   произведения   И.Бунина,   поясните   (графически   и   устно) постановку знаков препинания. (слайд № 7)          Вскоре   полили,   не   прекращаясь,   дожди,   растрепавшие   по­осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил,   смешиваясь   с   влажным   холодным   воздухом,   едва   различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.   ­Теперь проведем эксперимент: причастные обороты заменим придаточными предложениями со словом «который». Измененный текст: (слайд № 8) Вскоре   полили,   не   прекращаясь,   дожди,  которые   растрепали   по­осеннему опустевший сад и прибили к земле траву, которая   вдруг почернела и от которой   исходил,   смешиваясь   с   влажным   холодным   воздухом,   аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло. ­Какой вариант более выразителен, краток  и емок? В чем причина? (Измененный   вариант   получился   громоздкий,   тяжелый   для   чтения. Причастный оборот является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению   с   придаточными   определительными   со   словом   «который».) Вывод: Причастные обороты обладают выразительной краткостью. (слайд № 9)  Пушкин ценил это качество причастных оборотов (упр. 518 в учебнике)   Ответ записать в оценочный лист           3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЕПРИЧАСТИЙ. В тексте Бунина мы встретили также деепричастия. Назовите их. (­Не прекращаясь ­ одиночное деепричастие, смешиваясь с холодным воздухом – деепричастный оборот). ­ Расскажите о правописании НЕ с деепричастием. ­ Что такое деепричастный оборот? ­Проведем   снова   эксперимент:   прочитаем   отрывок   И.   Бунина   без деепричастия и деепричастного оборота. Измененный текст.(слайд № 10) Вскоре   полили   дожди,   растрепавшие   по­осеннему   опустевший   сад   и прибившие   к   земле   вдруг   почерневшую   траву,   от   которой   исходил   едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете. ­ Скажите, изменилось ли что­то в тексте? (исчезли добавочные действия) ( Без деепричастий все меняется.  Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При   помощи   деепричастий   картина   осени,   созданная   поэтом   оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами). 4.Работа с учебником. Роль деепричастий в речи Прочитаем по вашему учебнику  (с.240, упр. 525) воспоминания писателя Д. В. Григоровича о Ф. М. Достоевском. Вывод: Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действию.(слайд № 11)  5. Подведем итог заседания лаборатории:  Задание: используя выводы, составить лингвистический рассказ «Роль причастий и деепричастий в речи», взяв за основу шаблон: (слайд № 12)   Глагольные формы используются как средства выразительности. Причастия   обладают  «выразительной   краткостью»,  помогают   передать свойства   предмета   во   временном   развитии.   Деепричастия   создают  живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действию. Поэтому   причастия   и   деепричастия   можно   назвать  «меткими,   озаряющими словами». Докажем вывод на примере текстов. 1.Прочитать   выразительно   текст   К.   Ушинского   и   определить   роль причастий в данном тексте. (слайд № 13) Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лёд реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из­под снега, прилёт птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – всё было предметом страстного, недремлющего внимания.               Константин Дмитриевич Ушинский  С помощью причастий Ушинский создаёт картину приближающейся весны. Мы видим, как постепенно тает снег, а лёд на реке становится чёрным, потому что появляются   полыньи.   В   саду   проглядывает   земля.   Прилетают   птицы,   и   лес оживает. С гор бегут шумные ручьи – всё это привлекает внимание Ушинского. Картина   яркая,   выразительная,   живая,   наполненная   звуками,   красками, движением,     благодаря   использованию   в   тексте   причастий   и   причастных оборотов. 2.Прочитать выразительно стихотворение, подумать, в чём его необычность. (слайд № 14) Роберт Саути, ангийский поэт,«Лодорский водопад» Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –  Так падают бурные воды в сверкающем,  быстром Лодоре! Форма похожа на водопад, 48 деепричастий и один деепричастный оборот  ­  необычность этого стихотворения ­ Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий и  выбирая такую форму записи? (создаётся впечатление падающей воды, картина  яркая, выразительная, живая) 3. Творческое задание (слайд № 15) Составить  свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке  ( основанию пирамиды ), содержание которой отражает наши школьные   будни и проблемы: Так ведут себя учащиеся 6 В класса на уроках и в перемены. (Во время проверки слайд № 16, фото в перемены) Мой водопадик: Слушая, Запоминая, Читая и думая, Вникая и рассуждая, Не шумя, не крича, не озоруя,  Уважая учителя и друг друга. – Так ведут себя учащиеся 6 В на уроках русского языка. (Слайд № 17, фото на уроке) К чему нужно стремиться учащимся 6 В класса?(К дисциплине!) IV. Общий вывод урока. ­ Какова роль причастий и деепричастий в речи? Задача,   поставленная   в   начале   урока   выполнена.   Заседание   лингвистической лаборатории закрыто. V. Отметки за урок. VI.Домашнее задание. Упр. 519 (1) по заданию.

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017