Конспект урока по русскому языку "Меткие, озаряющие слова" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала приложение № 1.docx
Урок – лаборатория Меткие, озаряющие слова. Эпиграфы: «Они служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу»  (М. В. Ломоносов) «…делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих  одновременно» (Ф. И. Буслаев) Задания для исследований. 1.Изобразительные свойства причастия. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: Назовите причастия и замените их прилагательными в отрывке из стихотворения  М.Лермонтова «Родина». Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Текст для замены  Люблю дымок _________________________жнивы, В степи ________________________________обоз И на холме средь желтой нивы Чету_________________________________ берез. 2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. В отрывке из произведения И.Бунина найдите причастные обороты (графически обозначьте их)        Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по­осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете. Проведем  эксперимент: причастные  обороты заменим оборотами «тот,  который что­то делает или сделал» Текст для замены Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые _____________по­осеннему опустевший сад и прибили к земле траву, которая   вдруг ______________и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ___________. 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЕПРИЧАСТИЙ. Проведем эксперимент: прочитаем отрывок И. Бунина без деепричастия и деепричастного оборота.  5. Подведем итог заседания лаборатории:  Задание:   используя   выводы,   составьте   лингвистический   рассказ   «Роль   причастий   и деепричастий в речи», взяв за основу шаблон:    Глагольные формы используются как средства выразительности.Причастия обладают ___________________________, помогают передать ____________________________________________________. __________________________________________________________________. причастия и деепричастия можно назвать «_____________,  ___________________словами».   Деепричастия   создают  Поэтому 6. Докажем вывод на примере текстов. 1.Прочитайте выразительно текст К. Ушинского и определите роль причастий в данном тексте.  Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лёд реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям   из­под   снега,   прилёт   птиц,   оживающий   лес,   шумно   бегущие   с   гор   ручьи   –   всё   было предметом страстного, недремлющего внимания.        2.Прочитайте выразительно стихотворение, подумайте, в чём его необычность?  Роберт Саути, английский поэт ,«Лодорский водопад». Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –  Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! 3.Составить  свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:Так ведут себя учащиеся 6 В класса на уроках и в перемены.