Урок – лаборатория
Меткие, озаряющие слова.
Эпиграфы:
«Они служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу»
(М. В. Ломоносов)
«…делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих
одновременно» (Ф. И. Буслаев)
Задания для исследований.
1.Изобразительные свойства причастия.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: Назовите причастия и замените их прилагательными в
отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Текст для замены
Люблю дымок _________________________жнивы,
В степи ________________________________обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету_________________________________ берез.
2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА.
В отрывке из произведения И.Бунина найдите причастные обороты (графически обозначьте их)
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие поосеннему опустевший сад и
прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным
холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.
Проведем эксперимент: причастные обороты заменим оборотами «тот, который чтото
делает или сделал»
Текст для замены
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые _____________поосеннему опустевший сад и
прибили к земле траву, которая вдруг ______________и от которой исходил, смешиваясь с
влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое
бесследно ___________.
3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
Проведем эксперимент: прочитаем отрывок И. Бунина без деепричастия и деепричастного
оборота.
5. Подведем итог заседания лаборатории:
Задание: используя выводы, составьте лингвистический рассказ «Роль причастий и
деепричастий в речи», взяв за основу шаблон:
Глагольные формы используются как средства выразительности.Причастия обладают ___________________________, помогают передать
____________________________________________________.
__________________________________________________________________.
причастия и деепричастия можно назвать «_____________, ___________________словами».
Деепричастия
создают
Поэтому
6. Докажем вывод на примере текстов.
1.Прочитайте выразительно текст К. Ушинского и определите роль причастий в данном
тексте.
Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий
лёд реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и
сям изпод снега, прилёт птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – всё было
предметом страстного, недремлющего внимания.
2.Прочитайте выразительно стихотворение, подумайте, в чём его необычность?
Роберт Саути, английский поэт ,«Лодорский водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
3.Составить свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию
пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:Так ведут себя учащиеся 6 В класса на уроках и в перемены.