Урок предназначен для повторения и обобщения материала по теме "Глагол" в 6 классе. Цель урока:обобщить и систематизировать материал по изученным темам, формировать умение самостоятельно анализировать учебный материал и делать выводы, воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной письменной форме;
Тема: Повторение темы «Глагол»
Класс: 6
Цели:
Образовательные: обобщить и систематизировать материал по изученным
темам, формировать умение самостоятельно анализировать учебный материал и
делать выводы, воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной
письменной форме;
Развивающие: развивать языковое и логическое мышление у учащихся,
вырабатывать у учащихся навыки применения полученных знаний;
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, помочь средствами
русского языка удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности:
любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь и др.;
способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию у них
любви к Родине.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель читает отрывок из стихотворения:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
– О какой части речи здесь говорится? (О глаголе).
– Почему? (Глагол обозначает действие предметов или их состояния).
Формулируется тема урока и записывается в тетрадь: « Повторение по теме «Глагол»
Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления
занимает второе место после имён существительных. Обладает высокой
эстетической ценностью.
II. Актуализация опорных знаний.
Орфоэпический диктант
Задание: списать с доски глаголы, поставив ударение. Приготовиться к проверке.Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла,
прибыл, нажил, руководит.
Разбор слов по составу: оказывается, вылетишь, ложиться, приближался.
III. Повторение изученного.
1. Викторина. Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется
неопределённой?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. Дайте характеристику наклонений глагола.
5. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ите, а в каком на
ите и ете?
7. В чём особенность безличных глаголов?
8. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
9. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
10. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в
предложении?
11. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.
12. Какие основные орфограммы изучены в связи с темой «Глагол» в суффиксах
глаголов, в окончаниях глаголов?
Работа в парах(если позволят количество учащихся можно в группах)
Задание1: из предложений выбрать и записать глаголы (I вар.) изъявительного,
(II вар.) условного, (III вар.) повелительного наклонений. Приготовиться к
проверке.
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить
всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.3) Наградила бы я тебя поцарски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Каждая пара за правильное выполненное задание выставляет по одному
баллу на карте оценки знаний
Задание 2. В этом году вы узнали о глаголе много нового. Например, что
бывают глаголы переходные и непереходные. Вспомните определение. Составьте
словосочетание: глагол + существительное в нужном падеже. Определите,
переходный или непереходный глагол перед вами, и запишите в скобках.
Взять высоту (переходный).
Добежать до финиша (непереходный).
Упасть на лед (непереходный).
Поднимать краном (переходный).
Каждая пара за правильное выполненное задание выставляет по одному
баллу на карте оценки знаний
Задание 3.
Глаголы потерялись в пословицах. Кто знает, что такое пословица? Каждая
пословица разделена на 2 части. Необходимо отыскать конец пословицы.
Соедините потерявшиеся части. Запишите пословицы в тетради.
Кашу маслом (не)испортишь.
(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
(Не) поучишься – (не) научишься.
Каким правилом пользовались при написании? Сформулируйте его.
Выставление баллов в оценочном листе
Задание 4.
Глаголы отдыхали и настолько расслабились, что забыли. Как они правильно
употребляются в речи. Поставьте глаголы в правильную форму. (Раздатькарточки) Неправильные формы зачеркиваете ручкой, а над ними пишете
правильный ответ. Приступаем.
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как
того захотит говорящий.
Уж очень они много хочут от меня.
Куда это все они бежат?
Я бежу тебе помочь.
Вы хочете, чтобы я вам помог?
Мы хочем сжечь старые листья.
Самопроверка: Выставление баллов в оценочном листе
Задание 5. Самостоятельная работа. Образуйте все возможные формы глагола
от данных глаголов:
1 вариант: добавить; исполнить.
2 вариант: умываться; радовать
Самопроверка: Выставление баллов в оценочном листе
Задание 6.
Никакой ветер не бывает попутным, если ты не знаешь, куда плывёшь.
Глаголы хотят продолжить свое путешествие за границей. А для этого им нужен
паспорт, в котором перечислены все признаки. Ребята выходят к доске и
производят морфологический разбор, остальные ребята работают в тетрадях.
IV Подведение итогов
Посчитать баллы. Выставление оценок
V Рефлексия
Наше соревнование подошло к концу. Вы сегодня эффективно поработали,
справились со всеми заданиями, повторили разделы по теме, я думаю, что на
следующем уроке вы успешно напишите диктант.Обратимся к вашим оценочным листам. Что было для вас трудно? С чем
справились без труда? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
С каким настроением вы покидаете урок?