Конспект урока по русскому языку на тему: "Основа слова" (3 класс)

Медиа
Разработки уроков
docx
Русский язык
3 кл
29.01.2017
материал подготовлен к проведению открытого урока в 3 классе. Тема урока:"Основа слова". Цель данного урока: формировать умение выделять основу в словах. Задачи: Ознакомить с новой частью слова, формировать умение выделять основу слова, изменять форму слова, Формировать умение сравнивать слова по значению и по составу.
Кирсанова. основа слова.docx
Открытый урок по русскому языку Тема урока: «Основа слова» Тип урока:  Изучение нового материала Оборудование:  Компьютер, монитор, учебник, презентация, рабочие тетради. Цель урока: Формировать умение выделять основу в словах. Задачи урока: 1. Ознакомить с новой частью слова ­ основой  слова. 2. Формировать умение выделять основу в слове. 3. Формировать умение изменять форму слова. 4. Формировать умение вычленять информацию из учебно­научного текста по вопросам учителя. 5. Формировать умение сравнивать слова по значению и по составу. 6. Учить анализировать операционный состав выполняемых действий (при  составлении алгоритма, при выполнении заданий к учебнику). 7. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку, развивать навыки  работы в группах. Планируемые результаты: Предметные: 1.  Выделять основу слова. 2. Наблюдать за способами образования однокоренных слов. Метапредметные: 1. Понимать и принимать учебную задачу, решать ее под  руководством   учителя. 2. Оценивать результат своей учебной деятельности. Личностные: 1. Проявлять интерес к русскому языку. Ход урока I. Организационный момент ­Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Давайте улыбнемся друг  другу, гостям и мне. Спасибо. Долгожданный дан звонок. Начинается урок,
Будем грамотно писать, Тайны слова познавать. ­Сегодня на уроке мы будем опять познавать новое. Как вы думаете, какими вам   для   этого   нужно   быть?   (Уч:   внимательными,   наблюдательными, дружными). ­Ребята, я желаю вам сегодня удачи! II. Минутка чистописания –Итак, начнем урок русского языка. Но, чтобы красиво нам писать, надо  пальчики размять. ­Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа.  ­ А теперь обратите внимание на экран.  Как вы думаете,  что общего в этих  словах (Уч: слова с удвоенной согласной. На слайде показаны слова: класс, русский,  грипп, суббота, аллея. Без выделения орфограмм).  ­ А чтобы мы грамотно писали, нам ученики проговорят слова.  ­ Сравните свои записи со словами на экране.(На экране появляются слова с  выделенными орфограммами: кла   ­Кто написал без ошибок?  Молодцы  сс   кий, гри  бб   ота, а  лл   ея).   сс   , ру     пп   , су    III. Определение темы урока ­А теперь разберем слово русский по составу у доски.(ученик идет к доске). ­Ребята, что надо знать, чтобы выполнить этот разбор?  (Уч: Части слова). ­Хорошо, а какие части слова вы уже знаете? (Уч: приставка, корень,  суффикс, окончание, ученики дают определение  и на экране появляется  схема) ­А  сейчас откройте учебник на стр. 95, упр. 178 и прочитайте первое задание. (ученики открыли и прочитали  рассмотреть схему на стр. 73). ­Сравните схему в учебнике и на экране. Чего не хватает на нашей схеме?  (Уч: не хватает основы слова). ­Так кто определит тему урока? (Уч: основа слова) ­Правильно.  IV. Постановка учебной задачи. ­А теперь давайте прочитайте, как в учебнике названа тема нашего урока?  (Уч: Что такое основа слова?) ­Это первый вопрос, на который мы должны узнать ответ.
­Как вы думаете, на какие еще вопросы мы должны получить ответы на  уроке? (Уч: Как найти основу слова?). ­А третий вопрос нам подскажет схема (на экране слайд со схемой). ­Какие части на схеме входят в основу? (Уч: приставка, корень, суффикс) ­Ребята, а всегда ли основа слова будет состоять из этих частей? (Уч: нет, не  всегда). ­На какой вопрос мы должны получить ответ? (Уч: Из чего может  состоять основа слова?) V. Работа над сведениями учебника ­Как вы думаете, где можем получить ответы на эти вопросы? (Уч: в  учебнике) ­Прочитайте. ­Кто нашел ответ на первый вопрос? ( ученики нашли и прочитали  определение) ­Итак, что называется основой слова? ( Учитель вызывает ученика,  проговариваем определение). ­Ребята, а кто найдет ответ на второй вопрос? (Обращаю внимание на слайд,  где написаны вопросы). Ученики читают ответ на второй вопрос из учебника. ( Уч: Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание). ­Хорошо, прочитайте примеры в учебнике ­Какая основа выделена в каждом слове? ( по примерам проговаривают,  комнатные –окончание ые, основа комнатн  и т.д.) ­Итак, дайте ответ на оба вопроса. Кто может повторить? (Ученики  отвечают). ­ Умницы. VI. Составление алгоритма по выделению основы слова. ­ Ребята, посмотрите второе задание в упр. 178, в каких словах нас просят  найти основу слова? (Ученики прочитали.  Уч: пушистый, снежинки,  улетят). ­Выделим основу в этих словах и составим алгоритм. ­Итак, что мы первое сделали? (Уч: Прочитали) на слайде появился 1 пункт  алгоритма. ­Хорошо,  что дальше будем делать? (Уч: найти окончание. Если не смогут,  то –Обратимся к сведению из учебника, прочитайте.)  –Нужно отделить окончание.
изменяемая часть слова. ­ Чтобы отделить окончание, нужно его найти.  ­ Как найти окончание? (Если ученики затрудняются, вспомнить определение  окончания­ это   ­ Что мы должны сделать, чтобы найти окончание? (Уч: изменить форму  слова пушистая, пушистые). ­Какой будет второй пункт нашего алгоритма? (Уч: изменяю это слово,  нахожу изменяемую часть­окончание) ­ Какая часть слова меняется? (Уч: окончание ый) ­Итак, какое последнее действие? (Уч: отделяю окончание и нахожу основу) ­В остальных словах выделите основу сами и объясните, записывая в  тетрадку. ­Кто сможет по алгоритму выделить основу? ( Ученики отвечают: снежинки,  снежинка, снежинкой­ основа снежинк. Улетят, улетим, улетит­ основа улет,    (Вопросы здесь разные, но во всех вопросах есть приставка    Что сделаем? Что сделает?) ­Хорошо, молодцы.  с  : что сделают?  VII. Наблюдение над составными частями основы. ­Ребята, у нас остался еще один вопрос, на который мы не ответили. ­На какой? (Возвращаемся к слайду) Прочитайте? (Отвечают). ­Определим, из каких частей состоит основа в тех словах, которые мы  записали? (Уч: в слове снежинки­ это корень и суффикс, улетят­  приставка и корень). ­ Хорошо, а только из этих частей может состоять основа?( Уч: нет) ­А для того, чтобы узнать из чего еще может состоять основа выполним   задание. ­Я вам назову значение слова, а вы мне назовете, что это за слово? 1. Часть суши покрытая деревьями    (Уч: лес)  2. Хорошо, лес это существительное, образуйте от него прилагательное. Какое будет слово? (Уч: лесной). ­ И последнее слово: небольшой, редкий лес, который соединяет лесные  массивы? ( Уч: перелесок).  ­ Замечательно, разберите эти слова по составу. ( Ученики разбирают и  зачитывают свои ответы) ­ Итак, как мы можем ответить на третий вопрос? Из чего может состоять  основа слова? (На экране слайд с 4 вариантами). VIII. Сравнение однокоренных слов и форм слова (Работа с  текстом)
Найдите в сведениях учебника, ответ на вопрос: Что заключено в основе  слова? (Уч: лексическое значение.) ­Как вы это понимаете?  ­Чтобы уточнить ваши ответы, мы поработаем с текстом. ­Упр. 179, какое задание сначала нужно выполнить? (Уч: прочитать) ­ О чем говорится в тексте? ( если ученики отвечают о ящерицах, то–А вы  на какой вопрос ответили? О ком. – А я спрашивала о чем? Будьте  внимательны! (Уч: ящерица лежала на камне, а рядом грелись на  солнышке ящерята)  ­Найдите в тексте описание ящерки ( ученики отвечают. Уч: головка у нее  маленькая, а  хвост длинный) ­ А как ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте  ( ученики находят и зачитывают. Уч: Если ящерицу поймать за хвост, то  она его отбросит ). ­Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?  ( любуюсь, головка, ящерка). ­ А теперь прочитайте первое задание! ­ Как записать эти слова? Прочитайте? ( ученики прочитали) ­Давайте уточним, как запишем эти слова? ( ученики ответили) ­ С чего начнем работу? ( Уч:Найдем однокоренные слова) ­Посмотрите внимательно, сколько их ( Уч:  3 слова) ­ Какие? (Уч: ящерица, ящерята, ящерка) ­ Хорошо, записываем ­ А что во второй столбик запишем? ( Уч: формы слова) ­ Формы какого слова? ( Уч: ящерица) ­ Записываем ( Ящерица, ящерицей, ящерицу) ­ Выделите основу в словах каждого столбика ­ Сравните основу в двух столбиках? Что заметили? ( Уч: основа в  однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая) ­ Мы с вами сделали очень важный вывод, что в формах слова основа   одинаковая, а в однокоренных словах разная. ­ Как вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? (Уч:  По основе слова. Если основы в словах с одинаковым корнем разные – это  однокоренные слова, если основы одинаковые – это формы слова.) ­ Ребята, докажите, что слова в первом столбике являются однокоренными?  ( Уч: у них один корень и значение у этого корня одинаковое). ­ Корень­ это то, что объединяет однокоренные слова. ­ Можем ли мы сказать, что лексическое значение слов одинаковое? (Уч: нет, не можем)
­ Почему лексическое значение этих слов разное? (Уч: потому что разная  основа)  ­ Какой вывод мы можем сделать? (Уч: Лексическое значение слова  заключено в основе слова). Если не сделают вывод, задать вопрос: в какой  части слова заключено его лексическое значение, то есть значение данного  конкретного слова.?  (Уч: в основе слова) ­ Молодцы ребята! IX. Закрепление изученного материала (Поиск в тексте  однокоренных слов и выделение основы) ­ Сейчас я вам предлагаю самостоятельную работу. У  каждого из вас лежат  листочки с текстом и заданиями к нему. ­ Прочитайте, что необходимо сделать? (ученики читают текст и вставляют  пропущенные слова) ­ О чем говорится в тексте?  О ком? ­ Что кедровка делает с орешками? Найдите в тексте ( ученики отвечают) ­ Что происходит когда орешки остаются в земле? ( Ученики отвечают). ­ Прочитайте остальные задания к тексту ( ученики читают) ­ Выполните задание. 1. Прочитайте текст. 2. Вставьте пропущенные однокоренные слова. Кедровка живет в тайге. Как только поспевают ________  орешки, она с  Какие? утра до вечера делает запасы. Прячет орешки в дуплах деревьев, зарывает в землю. Многие  орешки так и остаются лежать в земле. Из них вырастают маленькие _______. что? 3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. 4. Выделите основу в однокоренных словах. Живет­ Здесь две орфограммы: буква для обозначения безударного  гласного и буква и после шипящих. Поспевают­ правописание приставок Деревьев­ правописание безударной гласной в корне. Орешки­ правописание непроверяемых безударных гласных.
лежать в земле­ правописание безударной гласной в корне. Когда выполнили задание ( списали и выделили основу). ­ Ребята, какие вы нашли однокоренные слова? (Уч: кедровка, кедровые,  кедры) ­ Расскажите  как находили основу? ­ Из каких частей состоит основа? (Уч:и корень и суффикс, корень) ­ Какая часть слова не встретилась в основе? ( Уч: приставка) ­ Молодцы  ребята! X. Подведение итогов урока. ­ Итак, наш урок подходит к концу.  ­ Ребята, если у вас дома спросят, что вы нового узнали  об основе слова,  что  вы можете рассказать? ( Ответы учеников)
прямая ссылка
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)