Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
31.03.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка для 1 класса по ОС "Перспективная Начальная Школа". Тема урока: Слова – помощники (4 урок в разделе, 1 урок в теме). Задачи урока: формирование представления о словах-помощниках (предлогах), умение определять функции предлогов; умения соотносить предлоги с соответствующими моделями русского языка; правило написания предлогов с другими словами.Документ
слова-помощники 1 класс.docx
Тема: Слова – помощники. (Предлоги)  4 урок в разделе, 1 урок по теме Цель: создание условий для поисково­исследовательской и творческой деятельности учащихся с использованием ИКТ  Задачи:  Формирование   представления   о   словах­помощниках   (предлогах),   умение определять функции слов­помощников (помогать неглавным словам­названиям предметов уточнять высказывания);  Формирование   умения   соотносить   слова­помощники     с соответствующими   моделями   русского   языка,   правильно   подчеркивать   в предложении; (предлоги)  Формирование умения правильного письма слов­помощников (предлогов);  Формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам;  Развитие речи (развернутые ответы);  Формирование УУД: приемы работы с учебником и тетрадью, следование точной инструкции   учителя,   соблюдение   дисциплинарных   традиций,   навыки   само­   и взаимооценки. Ход  урока: 1.  Организационный момент (1­2 минуты) Покажите свои умные глазки, ровные спинки, Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Повернитесь ко мне. Проверьте, готовы ли вы к уроку? В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! 2. Целеполагание (1­2 минуты) ­ Ребята, посмотрите на символы на доске. Это этапы нашего урока. Расскажите, чем мы сегодня будем заниматься, что повторять и отрабатывать.  Давайте составим план работы на урок: 1. Минутка чистописания.  Цель: повторить правильное написание буквы 2. Словарная работа.  Цель: закрепить правописание  словарных слов 3.   Схема   предложения   (работа   с   разрезным   материалом).     Цель:   учиться составлять схемы предложений, работать с разрезным материалом 4. Решение проблемы.   Цель: изучение нового материала 5.   Самостоятельная   работа.   Цель:   учиться   самостоятельно   применять   новые знания 6. Подведение итогов.  Цель: подвести итог работы на уроке, поставить для себя задачи для дальнейшей работы. 3. Чистописание. (5 минут) Цель:   формирование   навыков   каллиграфии,   соблюдение   правил   при   письме; закрепить знание алфавита,  – Злая волшебница Анишит­Йокоп никак не хочет расколдовывать жителей волшебного леса. Сегодня мы попробуем расколдовать    зверей начинающихся на одну букву.  А что это за буква, догадайтесь сами: ­ назовите 12 букву алфавита (к)  ­ вспомните правила для письма (правила посадки, наклон тетради) ­ пропишите строчную букву к столько раз, сколько звуков в слове коньки (5 раз) ­  помним   про   высоту     и   ширину   букв,   правильные   соединения   элементов,   наклон, аккуратность Проверка: сколько букв написали, почему 5 раз, ведь букв 6? ­ какая орфограмма есть в этом слове? (мягкий знак для смягчения) ­ можно ли проверить безуд. гласную? Почему? Какое слово­помощник мы запомнили для этого словарного слова? (конь, коньки, как конь несут меня по льду) ­ является ли слово конь однокоренным для слова коньки?  (нет, оно только помогает запомнить, не одинаковый смысл) Индивидуально: записать  транскрипцию слова коньки                             (проверка) ­ назови мягкие согласные звуки, что показывает на мягкость согласного? ­ Откройте в учебнике страницу с заколдованными животными (с.12) ­ Каких животных мы сегодня помогли расколдовать? (коза, корова, краб) Самостоятельная работа:   ­ Запишите  эти слова в алфавитном порядке (коза, корова, краб)  что такое Алфавит?  сколько букв в русском алфавите?  сколько гласных, согласных букв?  чем буквы отличаются от звуков? ­   Как   быть,   если   все   слова   начинаются   на   одну   и   ту   же   букву?  (посмотреть   на следующую) Взаимооценка  и оценка ученика, работающего у доски: Зеленый огонек – записал правильно Желтый огонек – допустил 1 ошибку Красный огонек – допустил 2 ошибки Орфографическая зарядка ­ Подчеркните опасные места  в этих словах, объясните орфограммы (коза – буква безуд.гласного в корне слова, проверочное слово – козы корова – нельзя проверить – словарное слово краб – буква парного согласного на конце слова, проверочное слово – крабы) Итог: ­ Нужно ли знать алфавит? Зачем? Где могут пригодиться эти знания? 4.  Словарная работа: (5 минут)  Цель: работа с новым словарным словом, подбор однокоренных слов, закрепление изученных словарных слов. 1) ­ Подберите семейку родственных слов к слову корова (коровка, коровушка, коровёнка, коровник)  ­   запишите   эти   слова,   какое   правило   нужно   помнить?  (корни   в   однокоренных   словах пишутся одинаково) ­ для чего нужно уметь подбирать однокоренные родственные слова? (чтобы писать без ошибок, подбирать проверочные слова) 2) Игра «просигналь букву»  (работа с сигнальными блокнотами) ­ вспомним    словарные  слова  на  букву  К  (к_рандаш, к_сынка, к_рман, к_ртина, к_ртофель, к_мпот, кв_драт) Оцените себя, просигнальте: Зеленый огонек – без ошибок Желтый огонек – 1­2 ошибки Красный огонек – 3 и более ошибок Итог: ­ Почему эти слова называют словарными? Зачем мы учим словарные слова? 5.  Актуализация опорных знаний. (5 минут) Цель: формирование УУД: приемы работы с учебником (нахождение страницы и знака­помощника,   использование   закладок,   поиск   и   выделение   необходимой информации) 1) ­ Давайте  определим,  с  каким разделом   мы с  вами  работаем: ­ Откройте по закладке учебник на с.18  ­ Что нам помогает определить тему раздела? (символ бабочка) ­ Где можно посмотреть название раздела? (по Оглавлению с.4) ­ С каким разделом работаем? («Маша и Миша знакомятся с миром слов») ­ Какой сегодня урок по этому разделу, как узнали? (4 урок, т.к. на полях 4 бабочки) ­   Вспомним,  с   какими   словами   мы   уже   познакомились   вместе   с   Мишей   и   Машей? (словами­предметами, словами­действиями, словами­признаками). 2) ­ Расскажите   все, что знаете о словах­предметах (о словах­действиях, о   словах­ признаках)  слова­предметы главные называют тот предмет, который сам действует, отвечают на вопросы Кто? Что?, подчеркиваются одной чертой;  слова­предметы неглавные – дают дополнительные сведения о главном слове­предмете или его действии, подчеркиваем разорванной линией, пунктирной;  слова­признаки   отвечают   на   вопросы   Какой?   Какая?   Какое?,   подчеркиваем   волнистой линией:  слова­действия отвечают на вопрос Что делает?, подчеркиваем двумя чертами. 3) Работа с разрезным материалом в паре Цель: формирование коммуникативных навыков, умение договариваться, работать в паре.  ­ Составьте схемы предложений, работая в паре  ­ Повторим правила работы в паре (работать, не мешая другим, вполголоса, не перебивать, быть взаимовежливыми)                          Мальчик  строит  песочный  замок.                          Мохнатый  шмель  пьет  нектар.                          Ёжик  ест грибы, ягоды. Оцените работу своей пары: Зеленый огонек – без ошибок Желтый огонек – 1 ошибка Красный огонек – 2 ошибки Итог: ­ Чему учились? (Составлять схемы предложений)           ­ Что такое предложение?           ­ Как оформляются предложения на письме? 6.  Определение темы урока, постановка целей (1­2 минуты) 1.  Самостоятельная работа:  ­Торк и Асырк, помощники Волшебницы  приготовили для вас задание: В каждой строчке зачеркни «лишнее» слово: Летает,  на, капает, рисует,  синий, сладкая, за, холодный,  собака, кошка, птица, в Проверка: ­ Назовите лишнее слово в первой (второй, третьей) строке. Почему вы так решили? ­ Выпишем  лишние слова.  ­ Как назовем эту группу слов? ­ Предлоги еще называют слова­помощники. Кто­нибудь знает почему? ­ И так, кто догадался, какова тема нашего урока? Тема:  Слова­помощники, их роль в предложении. ­ Что мы должны узнать о предлогах? Задачи:   нужны ли в речи   слова­помощники,   каким словам они помогают уточнить высказывание  как пишутся предлоги с другими словами 7. Изучение нового материала (10 минут) ­ Рассмотрите иллюстрацию на с.18 1).  Интрига:  ­ Как вы думаете, где живут разные животные? – спросила Анишот­Йокоп. ­ Расскажите, где живет каждое из животных. Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге. Сова живет на дереве. Змея живет в камнях. Щука живет в реке. Пчела живет в дупле. ­ Запишем предложение про медведя, подчеркнем  слова: Медведь живет в берлоге. ­ О ком говорится в предложении?  (кто?  медведь  – главное слово­предмет, подчеркиваем одной чертой, медведь что делает? живет, это слово­действие подчеркиваем двумя чертами, живет где? в берлоге – неглавное слово­предмет, подчеркиваем пунктирной линией). ­   Слово   МЕДВЕДЬ   ­   словарное,   написание   этого   слова   можно   запомнить   по   двум словам, медведь, значит мед ведает, т.е. знает, где можно найти и полакомиться медом) ­ Какого медведя сладкоежку вы знаете? (Винни­Пуха)  2)  с.19 №7 Загадка: По веткам скачет, да не птица.        Рыжая, да не лисица. (Белка.) ­ Прочитайте предложение и рассмотрите его схему ­ сколько слов в схеме? (4) ­ Как в схеме обозначаются слова­помощники, предлоги? (треугольником) ­ Сравните предложения: Белка живет в дупле. Белка живет под дуплом. Белка живет за дуплом. Белка живет над дуплом. ­ Какими словами они различаются? (в, под, за, над) ­ Какое предложение содержит верное высказывание? (Белка живет в дупле.) ­ Какое слово ПОМОГЛО сделать высказывание верным? (слово в) ­ Можно ли такие маленькие слова назвать словами­помощниками? (да, потому что эти маленькие слова помогают неглавному слову–названию предмета уточнить место проживания животного) 3)  – Воспользуйтесь помощью слов­помощников (из, в, над) и уточните высказывания, изменив слова в скобках, запишите правильное предложение в тетрадь. 1ряд – Мы налили коту молока (миска).        (Мы налили коту молока в миску.) 2 ряд – Кот пьет молоко (миска).                      (Кот пьет молоко из миски.) 3 ряд ­  Шмель летает (миска).                          (Шмель летает над миской.) Проверка по образцу и самооценка:  Кто справился с заданием и записал предложение без ошибки  ­ зеленый огонек  Кто правильно составил предложение, но допустил орфографические ошибки – желтый огонек.  Кто не смог составить предложение – красный огонек. Итог:  ­   Какому   слову   в   этих   предложениях   слова­помощники  (в,   над,  из)   помогли уточнить высказывание?  ПРЕДПОЛОЖИТЕ:   слова­помощники   помогают   словам­предметам   или   словам­ действиям? (миска ­ это слово­предмет) ­ Слова­помощники помогают главным или неглавным словам­предметам? (неглавным) ­ с.20  Посмотрите подсказку в лапках Летучей мыши.  Итог: ­ Для чего же нужны слова­помощники? (помогают уточнить высказывание, связать слова в предложении)                   ­  Как   будем   подчеркивать   слова­помощники?  (как   неглавное   слово­предмет пунктирной разорванной  линией)           ­ А как в схеме показать слово­помощник? (треугольником)                    ­ Если слова­помощники это отдельные слова, то как же будем их писать? (раздельно) 4.   Интрига:  Докажите,   что   все   слова­помощники   пишутся   со   словами­предметами раздельно! – попросила Волшебница. Маша   начала   доказывать   так:   ­   Между   словом­помощником   и   словом­названием предмета   можно   вставить   слово­признак.   Например:   Аист   живет   на   БОЛЬШОМ дереве. ­ Помогите Маше доказать это на других примерах. с. 20 Итог: ­ Как пишутся слова­помощники с другими словами?            ­ как проверить что это слово­помощник? (между словами можно вставить слово­ признак, задать вопрос). 8. Закрепление изученного материала (5 минут) Цель: самостоятельное применение изученных знаний ­ А сейчас  самостоятельная работа в Рабочей  тетради с.12 №1, №2 – по выбору  ­ Выберите задание, с которым вы бы хотели поработать 1   уровень   –   №2   Задание:   Прочитать   загадку,   найти   в   тексте   слова­помощники   и поселить их в домик.  2 уровень ­ №1  Задание: вписать вместо пропусков слова­помощники, подходящие по смыслу. Проверка по образцу, самооценка по волшебной линеечке (правильность выполнения) 9.  Итог урока (2 минуты) ­ Посмотрите на план урока, все ли мы с вами успели?  ­ Вспомните, что мы сегодня отрабатывали, повторяли, чему учились? ­ С какими словами работали? Для чего нужны слова­помощники, как они пишутся с другими словами, как проверить написание? ­   Вспомните,   какие   огонечки   вы   себе   сегодня   зажигали   на   уроке,   все   ли   у   вас получалось, дайте себе оценку за весь урок, просигнальте. ­ С каким настроением вы сегодня работали, оцените себя по Лесенке успеха (кто доволен своей работой, кто не очень доволен, может быть что­то не получалось, а у ког плохое настроение, почему?  ­ Какие задачи мы себе поставим на следующий урок? ­ Урок окончен, спасибо за работу.      Индивидуальное задание Карточка №1 Вставь подходящие по смыслу слова­помощники (предлоги): у, за, в, на Алеша рад: пришла весна, ___ саду тепло и сухо, И  ____ классе  ____ окна  Жужжит сегодня муха. Он стал ____  мухой наблюдать. ____ окно она влетела, Она то сядет  ____ тетрадь, То  _____ кусочек мела.   Карточка №2 Подчеркни  в тексте слова­помощники (предлоги) Это с нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра: Во дворе и на бульваре, В переулке и в саду, И на каждом тротуаре У прохожих на виду.

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова-помощники" (1 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017