Конспект урока по русскому языку представляет собой полный, то есть развернутый план, по которому можно реализовать урок. В конспекте представлена цель урока, планируемые результаты, прописаны все этапы, а также примерные ответы учеников. Урок составлен в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.Конспект урока "Суффикс"
Тема урока: Суффикс
Тип урока: Изучение новых знаний
Цель урока: Создать условия для формирования понятия суффикс как части слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
Находить в словах суффикс.
Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Определять значение суффикса.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
ответы на вопросы, умение моделировать.
I Этап. «Этап изучения новых знаний»
Цель: Формирование новых понятий и способов действий с опорой на ранее изученное.
Ход урока
Этапы
Орг.
момент
1.1.
Деятельность учителя
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Ребята, к нам в класс пришло письмо. Это
просьба о помощи. Дело в том, что
мальчик Витя попал в беду. Он оказался в
стране невыученных уроков и не может
попасть домой, пока не выполнит задание.
Ему нужно сказать, чем отличаются эти
слова и как они образовались.
ДОМИК ДОМИШКО ДОМОВОЙ
Ребята, а теперь разделитесь на группы и
помогите мальчику Вите разобраться с
заданием. (Дети получают карточки с
данными словами и решают проблему в
группах).
Кто уже выполнил задание? Пожалуйста
выйди к доске и покажи схематически,
Деятельность ученика
Ученики усаживаются и
настраиваются положительно на
урок.
Примечание
С целью
положительно
настроить
учеников на урок.
Проблемная
ситуация.
Работа с
раздаточным
материалом.1.2.
объясняя свои действия.
Что помогло вам составить эти новые
слова?
Давайте изобразим это схематически.
А почему она новая?
А что же такое корень? Каковы его
признаки?
А что такое окончание? Каковы его
признаки?
Значит где стоит эта часть слова? А если
мы переставим эту часть слова в начало?
Давайте изобразим это схематически.
Теперь давайте выясним, для чего она
служит?
В чем смысл, каково значение данных
слов?
Может она нам не нужна? Давайте уберем
ее?
Теперь давайте изобразим это
схематически.
А теперь, когда мы сделали такое
огромное открытие, давайте
сформулируем все признаки, с которыми
сегодня познакомились.
Молодцы ребята, такая часть слова
называется СУФФИКС и обозначается
значком «домик». Откройте пожалуйста
этимологические словари и найдите
происхождение данного слова.
А теперь кто сможет самостоятельно
дать определение суффиксу? Суффикс –
это часть слова, ...
новая часть слова
___________
потому что другие части слова мы
уже знаем, это корень и окончание.
Корень – это общая часть слова,
которая пишется одинаково и несет
одинаковый смысл.
Окончание – это изменяемая часть
слова, служит для связи слов в
предложении.
после корня
нет, так некрасиво получается
она служит для образования новых
слов, если мы ее уберем, то будут
другие слова и будет непонятно.
Домик – маленький дом. Домишко –
очень маленький дом. Домовой –
неизвестный всем житель каждого
дома.
Нужна, так как если ее не будет, то
поменяется смысл слова, его
значение.
Это часть слова, которая стоит
после корня и служит для
образования новых слов.
Не ограничиваюсь
одним ответом.
Требую полный
ответ с
доказательством.
Происходит от лат. Suffixus
«прикрепленный, от гл. suffigere
«прикреплять, приколачивать».
Работа с
этимологическим
словарем.
Суффикс – это часть слова,
которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.
1.3.
1.4.
1.5.
Физкул
ьт
минутк
а
Так кто же догадался, какая у нас сегодня
тема урока?
Тема нашего сегодняшнего урока
«Суффикс».
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Упражнения с
целью отдохнуть
от сидячего вида
деятельности.Раз присели, два присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
II Этап «Этап закрепления».
Цель: Первичное закрепление с целью конкретизации изучаемого языкового явления посредством упражнений в
распознавании изучаемого понятия среди других и применения полученных знаний на практике.
Этапы Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ученики распределяют слова на три
группы: 1. С суффиксом –ик
2. С суффиксом –ок
3. С суффиксом ёк
Ученики образовывают такие слова, как:
Путник, зимушка, медок, окунек,
беленький, игрок, журавлик, рябинка,
мячик, выделяя суффикс, корень и
окончание с объяснением своих
действий.
Примечание
Упражнение для
развития
первичных
грамматических
умений.
Упражнение по
видоизменению
грамматических
форм.
2.1.
2.2.
2.3.
Прочитайте. Распределите слова
на группы. Напишите их, выделяя
в словах суффикс.
Столбик, грибок, огонёк, садик,
уголёк, листок, стебелёк, голосок,
топорик, холодок, денёк, мостик.
От каждого слова образуйте новое
с помощью одного из данных
суффиксов.
Образец: ёж ёжик
Суффиксы: ник, ушк, ёк, еньк,
к, ок, ов, ик.
Путь, зима, мёд, окунь, белый, игра,
журавль, рябина, мяч.
Образованные слова запишите,
выделите в них суффиксы.
Прочитайте. Исключите из цепочек
лишние слова. Обоснуйте.
Суффиксы выделите.
1) рыбка, дубок, горка, норка;
2) тракторист, пианист, танкист,
печник;
Ученики выполняют задание, исключая
из цепочек слова с суффиксом,
отличающимся от суффиксов других
слов.
Упражнение,
связанное с
конструированием
языкового
материала.
3) полюшко, солнышко, шуточка,
зёрнышко;
4) хвостище, глазоньки, усище,
когтище;
5) шахтёр, барабанщик, лифтёр,
боксёр;
6) толстущий, хитрющий,
горьковатый, кислющий.
2.4.
Итак, ребята, что нового вы сегодня
узнали?
Были ли у вас какиелибо сложности в
изучении данного материала?
Мы узнали что такое суффикс, каковы
его признаки.
Ученики рассказывают о том, что у них
не получилось, в чем была сложность.
Обобщение.2.5.
А теперь отметьте на волшебной
ленеечке, на сколько баллов вы
оцениваете свою работу на уроке.
Рефлексия.