Конспект урока по русскому языку на тему "Суффикс" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку представляет собой полный, то есть развернутый план, по которому можно реализовать урок. В конспекте представлена цель урока, планируемые результаты, прописаны все этапы, а также примерные ответы учеников. Урок составлен в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.Конспект урока "Суффикс"
Иконка файла материала Суффикс конспект урока МРЯ.doc
Тема урока: Суффикс Тип урока: Изучение новых знаний Цель урока: Создать условия для формирования понятия суффикс как части слова. Планируемые результаты: Предметные:  Находить в словах суффикс.  Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.  Определять значение суффикса. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё  действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;  находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  ответы на вопросы, умение моделировать. I Этап. «Этап изучения новых знаний» Цель: Формирование новых понятий и способов действий с опорой на ранее изученное. Ход урока Этапы Орг.  момент 1.1. Деятельность учителя Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! ­Ребята, к нам в класс пришло письмо. Это просьба о помощи. Дело в том, что  мальчик Витя попал в беду. Он оказался в  стране невыученных уроков и не может  попасть домой, пока не выполнит задание.  Ему нужно сказать, чем отличаются эти  слова и как они образовались.  ДОМИК     ДОМИШКО    ДОМОВОЙ ­ Ребята, а теперь разделитесь на группы и помогите мальчику Вите разобраться с  заданием. (Дети получают карточки с  данными словами и решают проблему в  группах). ­ Кто уже выполнил задание? Пожалуйста  выйди к доске и покажи схематически,  Деятельность ученика Ученики усаживаются и  настраиваются положительно на  урок. Примечание С целью  положительно  настроить  учеников на урок. Проблемная  ситуация. Работа с  раздаточным  материалом.1.2. объясняя свои действия. ­ Что помогло вам составить эти новые  слова? ­ Давайте изобразим это схематически. ­ А почему она новая? ­ А что же такое корень? Каковы его  признаки? ­ А что такое окончание? Каковы его  признаки? ­ Значит где стоит эта часть слова? А если  мы переставим эту часть слова в начало? ­ Давайте изобразим это схематически. ­ Теперь давайте выясним, для чего она  служит?  В чем смысл, каково значение данных  слов?  Может она нам не нужна? Давайте уберем  ее? ­ Теперь давайте изобразим это  схематически. ­ А теперь, когда мы сделали такое  огромное открытие, давайте  сформулируем все признаки, с которыми  сегодня познакомились. ­ Молодцы ребята, такая часть слова  называется СУФФИКС и обозначается  значком «домик». Откройте пожалуйста  этимологические словари и найдите  происхождение данного слова. ­ А теперь кто сможет самостоятельно  дать определение суффиксу? Суффикс –  это часть слова, ... ­ новая часть слова  ___________ ­ потому что другие части слова мы  уже знаем, это корень и окончание. ­ Корень – это общая часть слова,  которая пишется одинаково и несет  одинаковый смысл. ­ Окончание – это изменяемая часть  слова, служит для связи слов в  предложении. ­ после корня ­ нет, так некрасиво получается ­ она служит для образования новых слов, если мы ее уберем, то будут  другие слова и будет непонятно. Домик – маленький дом. Домишко – очень маленький дом. Домовой –  неизвестный всем житель каждого  дома. Нужна, так как если ее не будет, то  поменяется смысл слова, его  значение. ­ Это часть слова, которая стоит  после корня и служит для  образования новых слов. Не ограничиваюсь одним ответом.  Требую полный  ответ с  доказательством. ­ Происходит от лат. Suffixus  «прикрепленный, от гл. suffigere  «прикреплять, приколачивать». Работа с  этимологическим  словарем. ­ Суффикс – это часть слова,  которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 1.3. 1.4. 1.5. Физкул ьт­ минутк а Так кто же догадался, какая у нас сегодня тема урока? ­ Тема нашего сегодняшнего урока  «Суффикс». Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Упражнения с  целью отдохнуть  от сидячего вида  деятельности.Раз ­ присели, два ­ присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) II Этап «Этап закрепления». Цель: Первичное закрепление с целью конкретизации изучаемого языкового явления посредством упражнений в распознавании изучаемого понятия среди других и применения полученных знаний на практике. Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Ученики распределяют слова на три  группы: 1. С суффиксом –ик 2. С суффиксом –ок 3. С суффиксом ­ёк Ученики образовывают такие слова, как: Путник, зимушка, медок, окунек,  беленький, игрок, журавлик, рябинка,  мячик, выделяя суффикс, корень и  окончание с объяснением своих  действий. Примечание Упражнение для  развития  первичных  грамматических  умений. Упражнение по  видоизменению  грамматических  форм. 2.1. 2.2. 2.3. Прочитайте. Распределите слова  на группы. Напишите их, выделяя  в словах  суффикс.  Столбик, грибок, огонёк, садик,  уголёк, листок, стебелёк, голосок,  топорик, холодок, денёк, мостик.  От каждого слова образуйте новое  с помощью одного из данных  суффиксов. Образец: ёж­ ёжик Суффиксы: ­ник, ­ушк, ­ёк, ­еньк,  ­к, ­ок, ­ов, ­ик.   Путь,  зима, мёд, окунь, белый, игра,  журавль, рябина, мяч. Образованные слова запишите,  выделите в них суффиксы. Прочитайте. Исключите из цепочек  лишние слова. Обоснуйте.  Суффиксы выделите. 1) рыбка, дубок, горка, норка; 2) тракторист, пианист, танкист,  печник; Ученики выполняют задание, исключая  из цепочек слова с суффиксом,  отличающимся от суффиксов других  слов. Упражнение,  связанное с  конструированием языкового  материала. 3) полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко; 4) хвостище, глазоньки, усище,  когтище; 5) шахтёр, барабанщик, лифтёр,  боксёр; 6) толстущий, хитрющий,  горьковатый, кислющий. 2.4. Итак, ребята, что нового вы сегодня  узнали?  Были ли у вас какие­либо сложности в изучении данного материала? ­ Мы узнали что такое суффикс, каковы  его признаки. Ученики рассказывают о том, что у них  не получилось, в чем была сложность. Обобщение.2.5. А теперь отметьте на волшебной  ленеечке, на сколько баллов вы  оцениваете свою работу на уроке. Рефлексия.