Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Создание условий для знакомства с орфограммой «Непроизносимые согласные в словах» и со способом проверки непроизносимых согласных. Образовательные: Учить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова. Совершенствовать умения подбирать проверочные слова. Формировать орфографические навыки. Учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника. Учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной работы. Развивающие: Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; орфографическую зоркость. Воспитательные: Воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу, учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Иконка файла материала Правописание непроизносимых согласных.docx
Название УМК: «Начальная школа ХХI век»                     Класс: 2                                         Учитель: Степанова А. А. План ­ конспект урока: русский язык  Тема урока: «Правописание непроизносимых согласных в словах». Тип урока: изучение нового материала. Цели: Создание условий для знакомства с орфограммой «Непроизносимые согласные в словах» и со  способом проверки  непроизносимых согласных. Образовательные:  Учить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.  Совершенствовать умения подбирать проверочные слова. Формировать орфографические навыки. Учить высказывать  свою мысль и понимать позицию собеседника. Учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной  работы.  Развивающие:  Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; орфографическую зоркость. Воспитательные:  Воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу, учить  высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника. Тип урока:  П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я :   Учащиеся должны знать: – правила правописания слов с изученными орфограммами; Учащиеся должны уметь: – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, ­ владеть способами проверки согласных в корне; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; – правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;  ­ работать в группах;­ вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи. Оборудование:  проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация; карточки с индивидуальным заданием; с  проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, карточки самооценки. Этап урока. I. Орг. момент. Деятельность учителя.  Слайд №1. ­Мороз и солнце – день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Пора, друзья просыпаться, За работу приниматься! У нас на уроке присутствуют гости, повернитесь и улыбнитесь им, подарите свои  улыбки мне, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что такое хорошее настроение  сохранится у нас на протяжении всего урока. Мы будем помогать друг другу, и все  у нас получится.  – Здравствуйте, садитесь! ­Вспоминаем правила дружной работы на уроке: Слайд №2. Деятельность учащихся. Говорят о готовности  к уроку. Приветствуют  учителя, гостей, друг  друга. Повторяют правила  работы на уроке. Формируемые УУД. Р.: –умеют организовывать своё рабочее место и работу; К.: умеют использовать речь для регуляции своего  действия; ­ слушать и понимать речь  других;    II. Актуализация  знаний. ­Из нашего приветствия, я выделила три слова, прочитайте их про себя. Слайд №3. ­Вслух читает … мороз     солнце     здравствуйте ­ Найдите лишнее слово. (мороз) ­ Почему вы считаете, что слово мороз лишнее?  (В слове мороз встретилась орфограмма  парный согласный на конце  слова) Читают слова. Находят лишнее  слово. Определяют  орфограммы. Л.: ­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; Р.:­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала;III. Определение  темы урока и  постановка цели и  задач урока. ­Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить парный согласный  нужно подобрать  однокоренное слово так, чтобы после согласной стоял гласный звук.) ­Что ещё можно сказать об этом слове? (В этом слове встретилась орфограмма с непроверяемой  безударной гласной. ­ Что значит непроверяемая безударная гласная? (Это слово из словаря, безударную букву –о надо  запомнить) Слайд №4. Слайд №5. Повторяют правило. Объясняют свои  высказывания. Повторяют словарные слова. Слайд №6.     ­ солнце   ?   здравствуйте ­ Как вы думаете, почему рядом со словами появился вопросительный знак? Если  мы сможем ответить на этот вопрос, то мы сможем определить тему нашего урока.  ­ Произнесите эти слова вслух. Что интересного заметили в произношении этих  слов? (Звуки [л] и [в] не произносятся )  ­ Как вы думаете, как можно назвать этот звук, он не произносится, значит он  какой? (Не произносимый.) ­В какой части слова стоит этот звук? (В корне) ­Давайте докажем на примере слова здравствуйте. Для этого, что нужно сделать?      здравствование, здравствовать, здравствуй)  (Подобрать однокоренные слова  Слайд №7.      ­И ещё определить корень в этих словах. Слайд №8.      ­Ребята, а как вы думаете откуда появилось это волшебное слово? Откуда мы  можем это узнать? (Мы можем посмотреть в словаре.)  ­ Правильно. У вас на столе лежат выдержки из словаря. Прочитайте. (один  ребёнок читает вслух.) В словаре С.И.Ожегова читаем: «здравствуйте – употребляется как приветствие при встрече». «Здравствуйте» - значит «будьте здоровы». Происходит от глагола здравствовать и прилагательного. здравый. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать. Отвечают на  вопросы учителя. Произносят вслух  слова. Определяют  корень. Читают выдержку из толкового  словаря.  Определяют тему урока. П.:­выстраивать логическую цепь  рассуждений– анализ объектов с  целью выделения признаков;  К.:­ слушать и понимать речь  других;  ­уметь устно выражать свои  мысли. Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; Р.:­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­проговаривать последовательность действий на уроке;  П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения . ­ выстраивать логическую цепь  рассуждений ­формулирование  ответов на вопросы  К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                             ­уметь устно и письменно  выражать свои мысли, идеи. ­ умеют участвовать в учебном  диалоге;  ­уметь задавать вопросы по  существу.­И так, как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Правописание  непроизносимых согласных  в корне слова)  – Какой  возникает вопрос?  Как правильно пишутся слова с непроизносимой  согласной? ­Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно и активно поработать на  уроке. ­ Сегодня мы будем учиться писать непроизносимые согласные в корне слова.   Слайд №9.     ­ Давайте определим цели и задачи урока. (Цели и задачи урока определяем по  алгоритму)  ­Предположите, чему мы научимся на уроке?  (Мы научимся правильно писать  слова с непроизносимыми согласными в корне слова.) ­Определяем, какие задачи нужно выполнить, чтобы достигнуть цели урока.  ЗАДАЧИ:  1.Познакомиться с написанием слов с непроизносимыми согласными в корне. 2.Научиться проверять  непроизносимые согласные в корне слова. Слайд №9.     1. Словарная работа. ­ Посмотрите на доску и скажите, какое задание здесь? (Нужно разгадать ребус.)  Слайд №10.  проверка ­Какое слово получится? ­ЛЕСТНИЦА­  ­Запишите слово ­ЛЕСТНИЦА­  (Записываем в словарик) ­Поставьте ударение. Выделите опасное место. Как называется опасное место?  (орфограмма)  ­Какая орфограмма здесь встретилась? (Непроизносимая согласная)  ­Можно ли проверить опасное место? (Нет.) ­Значит, что можно сказать об этом слове? Это слово словарное. ­Произносим хором по слогам и запоминаем, как пишется слово лестница. 2.Минутка чистописания СЛАЙД 22 ­Какой звук в слове ­ЛЕСТНИЦА­  не произносится? звук [т] ­Какой буквой он обозначается? –т­     Определяют цель  и задачи  урока. Разгадывают  ребус. Записывают слово в словарик.    Выполняют  работу по  чистописанию  Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; ­устанавливать связь между целью  деятельности и ее результатом; ­адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Р.­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  плану, инструкции; ­ осуществлять самоконтроль ­принимать и сохранять учебную  задачу IV. Работа над  темой урока­На минутке чистописания мы повторяем написание букв т – заглавной и строчной. ­Приготовились писать и поработали с пальчиками: физминутка для  пальчиков Слайд №11­14    Слайд №15.  Показ и повторение написания  букв Т и т по сладу.   Прописываем буквы Т и т поочерёдно целую строчку.  ­Оцените свою работу на минутке чистописания и поставьте в оценочный лист,  который лежит у вас на столе знак + или – Слайд №16.    Работа выполнена без ошибок,  правильно и красиво написаны буквы, если  вы довольны своей работой, то ставим  +.  В работе допущены ошибки или сделаны исправления, если вам работа не  нравится, то ставим ­ . 3.Работа с интерактивной доской. ­А сейчас давайте узнаем, что же такое непроизносимый согласный звук?  Приготовились слушать. –Ноги? …на месте                                             ­Руки?... на месте                                             ­Спина?... прямая Слушаем текст до цифры 3. Делаем вывод: Слайд №17. В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука,  например [стн], [здн] и др. Один согласный звук из трёх (средний) не произносится.  Такие согласные называются непроизносимыми. Непроизносимыми могут быть  звуки [д], [т], [в], [л]. Ф и з к у л ь т м и н у т к а ­составлять план и  последовательность работы ­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения  (моделируют процессы) и  осуществлять их  экспериментальную проверку; ­ выстраивать логическую цепь  рассуждений– анализ объектов с  целью выделения признаков; ­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;  ­формулировать ответы на  вопросы.  К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                            Выполняют  физминутку для  пальчков Оценивают работу на минутке  чистописания Знакомятся с  темой урока. Делают вывод V. Работа над темой  урока 3. Работа с интерактивной доской. ­Что нужно делать, услышав сочетание звуков [сн], [зн]? (Проверять.) ­А сейчас мы узнаем, как правильно обозначить буквой непроизносимый согласный  звук или как проверить непроизносимый согласный? Слушаем текст до цифры 4. Работают с  интерактивной  доской.  Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; Р.­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала;­Давайте попробуем сформулировать правило сами  Как проверить  непроизносимый согласный в корне слова? (Чтобы проверить непроизносимый  согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором  этот  звук произносится чётко.) Читаем правило по слайду вслух, хором и  запоминаем  Слайд №18. Послушайте стихотворение: Слайд №19. Порой в словах встречаются  Ужасные согласные,  Они не произносятся,  И что писать неясно вам…  Чтобы знать, как писать,  Надо слово изменять,  И за звуком непонятным  Быстро гласную искать.  Прочитайте стихотворение хором.      ­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения   К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                             ­уметь устно и письменно  выражать свои мысли, идеи.  Формулируют  правило. Слушают  стихотворение. Читают  стихотворение  хором.  VI.Закрепление  знаний. Ф и з к у л ь т м и н у т к а 1.Упражнение в подборе проверочных слов. На доске слова: ус?ный, со?нце, ярос?ный, счас?ливый, звёз?ный -Вызываю по цепочке к доске и дети вставляют непроизносимую согласную в корне и записывают проверочные слова. 2.Работа в парах. Творческая работа по уровням сложности. (На столе лежат карточки цветные: красная, зелёная, жёлтая. На красной карточке записано задание 1 уровня сложности, на зелёной – 2 уровень, на жёлтой средний уровень.) -Ребята, посмотрите на столе лежат три вида карточек. Красная с Работают у доски  по цепочки и в  тетрадях Выполняют  дифференцирован ную работу по  уровням  сложности в  парах.  Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; ­устанавливать связь между целью  деятельности и ее результатом; ­адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Р.­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  плану, инструкции;заданием повышенной сложности – 1 уровень, на зелёной – задание средней сложности – это 2 уровень, а жёлтая – 3 уровень, здесь задание более легче, чем на красной и жёлтой. Работать будем в парах. -Повторяем правила работы в парах Слайд №21. -Посовещайтесь с соседом и решите: какого уровня вы будите выполнять работу. -Читаем задания каждого уровня. Даётся время для выполнения. Затем меняемся тетрадями и проверку проводим по слайдам. Карточка №1 I уровень Из слов составить предложения. Зимнее, окрестность, солнце, освещает. Уборе, в, стоят, праздничном, деревья. Гигантские, метель, сугробы, намела. Карточка №2 II уровень Ответить на вопросы, используя опорные слова и ответы записать редложениями. Что освещает зимнее солнце? Окрестность В каком уборе стоят деревья? В праздничном Какие сугробы намела метель? Гигантские Карточка №3 III уровень Записать текст, вставив пропущенные слова подходящие по смыслу. При проверке  читают  предложения. ­ осуществлять самоконтроль ­принимать и сохранять учебную  задачу ­составлять план и  последовательность работы ­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения  (моделируют процессы) и  осуществлять их  экспериментальную проверку; ­ выстраивать логическую цепь  рассуждений– анализ объектов с  целью выделения признаков; ­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;  ­формулировать ответы на  вопросы.  К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                             ­уметь устно и письменно  выражать свои мысли, идеи.Зимнее ____________ освещает _____________. Деревья стоят в _______________ уборе. Метель намела ______________ сугробы. Слова для справок: солнце, окрестность, праздничном, гигантские. Оценивают работу При проверке дети читают предложения. На доске появляется слайд с предложениями. Слайд №22, 23, 24. - Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне. -Взаимопроверка  Работа выполнена без ошибок, правильно и красиво написано, если вы довольны своей работой, то ставим +.  В работе допущены ошибки или сделаны исправления, если вам работа не нравится, то ставим - . Слайд №25. 2.Упражнение в подборе проверочных слов. Работа в группах. Предлагаю проверить свои знания. Для этого организуем работу в парах.  ­Повторяем правила работы в группах. Слайд №26. – Прочитайте задание и выполните на рабочих листах. Подготовьте отчёт по плану. Задание: 1. Прочитайте слова 2. Однокоренные ли слова? Докажите. 3. Выделите в них корень.  4. В каких словах есть согласный звук,  который не произносится? 5. Подчеркните букву, которая обозначает  непроизносимый согласный звук.  6. Подготовьте отчёт. известный известность известие капуста капустный капустница Работают в  группах. Оценивают работуОтчёт по заданию. 1. Мы прочитали слова. 2. Это – _______________ слова, потому что у них ________________________________. 3. В словах ____________________________ есть  согласный звук, который не произносится, так как  стоит между согласными звуками. Отчёт работы в группах Слайд №27, №28. (Самооценка)   ­Оцените свою работу в группах:  Работа выполнена активно и без ошибок, если вы довольны своей работой, то ставим +.  Работали не совсем активно или допустили ошибку, если вам работа не нравится, то ставим - . Слайд №29. Выполняют тест Одна группа отчитывается, остальные слушают и сигнализируют  светофорами. Слайд №30. ­А знаете ли вы, ребята, что  бабочки, которые порхают в огороде, в основном над  капустой, названы  капустницей, потому что любят её. ­ Узнать капустниц можно легко по следующим признакам Их крылья – мучнисто­ белого цвета, по краям тёмные углы.  На крыльях – два тёмных круглых пятна.  Весной самки бабочек­капустниц откладывают яйца на листья капусты. Из яиц  появляются маленькие личинки­ гусеницы. Гусеницы питаются листьями капусты,  очень быстро растут. Гусеницы имеют зеленоватую окраску тела с  жёлтыми  полосами на боках. Эти жёлтые полосы предупреждают птиц, что они несъедобны,  ядовиты.  Поэтому   гусеницы без опаски держатся открыто. Самые вредные ­  это  гусеницы, а сами бабочки, питаясь цветочным нектаром, опыляют растения.  Поэтому бабочка  ­ капустница приносит не только вред, но и пользу, опыляя  растения и  цветы.Оценивают работу 3.Тесты по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова» 1. Отметить слова с непроизносимым согласным звуком в корне: а) гладкий, честно, тетрадка; б) звездный, радостный, вестник; в) алмазный, парусный, вкусно; 2. Отметь слова, в корне которых пишется буква «т». а) опас…ный, ужас…ный, вкус…но; б) серьез…но, желез…ный, прелес…ный; в) облас…ной, радос…ный, ус…ный; 3. Отметь слова , в корне которых пишется буква «д». а) праз…ник, звез…ный, поз…ний; б) вес…ник, кос…ный, свис…нул; в) чудес…но, тес…ный, соглас…ный; ­Проверяем работу по слайду и оценивают уч­ся свою работу: Слайд №31, №32.  Работа выполнена без ошибок, если вы довольны своей  Работали и допустили ошибку, если вам работа не нравится, работой, то ставим +. то ставим - . Слайд №33. VII.Итог урока. ­ Подведем итог урока. Назовите тему урока. Непроизносимые согласные в корне  слова. – Как определить место непроизносимого согласного в слове? Если в слове стоят подряд три согласных звука, один звук из трёх (средний) не  произносится. – Где может пригодиться новое знание?  При изучении других тем, в написании текстов письма, при выполнении  Подводят итог  урока Отвечают на  вопросы.  Л.:­ адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Р.­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.:­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;   К.: ­ слушать и понимать речьVIII. Рефлексия. контрольной работы. ­Итогом нашего урока будет такое стихотворение: Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Мы родственное слово должны так подобрать, Чтоб «ЭЛЬ» и «Т», и «Д», и «В» в них чётко написать. – Оцените свою деятельность на уроке по листу самооценки  Работа на минутки чистописания Работа в паре  В группе помогал подбирать слова для отчета Тест Я могу объяснить, какие  согласные звуки называются  непроизносимыми Я использовал правило, чтобы не  ошибиться в написании слов Активно работал на уроке и  правильно отвечал на вопросы ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ­Оценка за работу на уроке: посчитайте, сколько за урок вы набрали + и сколько ­  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоят 6­7 знаков +, то поставьте себе 5.  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоят 5­4 знаков +, то поставьте себе 4.  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоит 3 знака +,  Читают  стихотворение  хором.  Оценивают работу на уроке других; Л.:­ адекватное понимание  причин успеха/неуспеха в  учебной деятельности. Р.­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.:­ контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности;   К.: ­ слушать и понимать  речь других;то поставьте себе 3.  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоит всего 2  знака +, то вы плохо поработали на уроке и оценку ставить не  надо, но надо настроить себя на то, чтобы на следующем уроке  поработать и заработать 5 или 4.   Каждый ученик определяет свои знания по листу самооценки. Как прошел урок? Какое настроение? Какое правило использовали? - Какое у вас сейчас настроение? Покажите мне соответствующий смайлик? Определяют своё  настроение. IХ. Дом. задание Стр.114 упр.2 (На слайде появляется запись. Спасибо за урок Если останется время, то можно поработать с тренажёром по интерактивной доске.  К.: ­ слушать и понимать речь  других;

Посмотрите также