Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
12.06.2017
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)
Цели: Создание условий для знакомства с орфограммой «Непроизносимые согласные в словах» и со способом проверки непроизносимых согласных. Образовательные: Учить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова. Совершенствовать умения подбирать проверочные слова. Формировать орфографические навыки. Учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника. Учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной работы. Развивающие: Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; орфографическую зоркость. Воспитательные: Воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу, учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Правописание непроизносимых согласных.docx
Название УМК: «Начальная школа ХХI век»                     Класс: 2                                         Учитель: Степанова А. А. План ­ конспект урока: русский язык  Тема урока: «Правописание непроизносимых согласных в словах». Тип урока: изучение нового материала. Цели: Создание условий для знакомства с орфограммой «Непроизносимые согласные в словах» и со  способом проверки  непроизносимых согласных. Образовательные:  Учить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.  Совершенствовать умения подбирать проверочные слова. Формировать орфографические навыки. Учить высказывать  свою мысль и понимать позицию собеседника. Учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной  работы.  Развивающие:  Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; орфографическую зоркость. Воспитательные:  Воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу, учить  высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника. Тип урока:  П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я :   Учащиеся должны знать: – правила правописания слов с изученными орфограммами; Учащиеся должны уметь: – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, ­ владеть способами проверки согласных в корне; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; – правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;  ­ работать в группах; ­ вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи. Оборудование:  проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация; карточки с индивидуальным заданием; с  проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, карточки самооценки. Этап урока. I. Орг. момент. Деятельность учителя.  Слайд №1. ­Мороз и солнце – день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Пора, друзья просыпаться, За работу приниматься! У нас на уроке присутствуют гости, повернитесь и улыбнитесь им, подарите свои  улыбки мне, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что такое хорошее настроение  сохранится у нас на протяжении всего урока. Мы будем помогать друг другу, и все  у нас получится.  – Здравствуйте, садитесь! ­Вспоминаем правила дружной работы на уроке: Слайд №2. Деятельность учащихся. Говорят о готовности  к уроку. Приветствуют  учителя, гостей, друг  друга. Повторяют правила  работы на уроке. Формируемые УУД. Р.: –умеют организовывать своё рабочее место и работу; К.: умеют использовать речь для регуляции своего  действия; ­ слушать и понимать речь  других;    II. Актуализация  знаний. ­Из нашего приветствия, я выделила три слова, прочитайте их про себя. Слайд №3. ­Вслух читает … мороз     солнце     здравствуйте ­ Найдите лишнее слово. (мороз) ­ Почему вы считаете, что слово мороз лишнее?  (В слове мороз встретилась орфограмма  парный согласный на конце  слова) Читают слова. Находят лишнее  слово. Определяют  орфограммы. Л.: ­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; Р.:­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; III. Определение  темы урока и  постановка цели и  задач урока. ­Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить парный согласный  нужно подобрать  однокоренное слово так, чтобы после согласной стоял гласный звук.) ­Что ещё можно сказать об этом слове? (В этом слове встретилась орфограмма с непроверяемой  безударной гласной. ­ Что значит непроверяемая безударная гласная? (Это слово из словаря, безударную букву –о надо  запомнить) Слайд №4. Слайд №5. Повторяют правило. Объясняют свои  высказывания. Повторяют словарные слова. Слайд №6.     ­ солнце   ?   здравствуйте ­ Как вы думаете, почему рядом со словами появился вопросительный знак? Если  мы сможем ответить на этот вопрос, то мы сможем определить тему нашего урока.  ­ Произнесите эти слова вслух. Что интересного заметили в произношении этих  слов? (Звуки [л] и [в] не произносятся )  ­ Как вы думаете, как можно назвать этот звук, он не произносится, значит он  какой? (Не произносимый.) ­В какой части слова стоит этот звук? (В корне) ­Давайте докажем на примере слова здравствуйте. Для этого, что нужно сделать?      здравствование, здравствовать, здравствуй)  (Подобрать однокоренные слова  Слайд №7.      ­И ещё определить корень в этих словах. Слайд №8.      ­Ребята, а как вы думаете откуда появилось это волшебное слово? Откуда мы  можем это узнать? (Мы можем посмотреть в словаре.)  ­ Правильно. У вас на столе лежат выдержки из словаря. Прочитайте. (один  ребёнок читает вслух.) В словаре С.И.Ожегова читаем: «здравствуйте – употребляется как приветствие при встрече». «Здравствуйте» - значит «будьте здоровы». Происходит от глагола здравствовать и прилагательного. здравый. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать. Отвечают на  вопросы учителя. Произносят вслух  слова. Определяют  корень. Читают выдержку из толкового  словаря.  Определяют тему урока. П.:­выстраивать логическую цепь  рассуждений– анализ объектов с  целью выделения признаков;  К.:­ слушать и понимать речь  других;  ­уметь устно выражать свои  мысли. Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; Р.:­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­проговаривать последовательность действий на уроке;  П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения . ­ выстраивать логическую цепь  рассуждений ­формулирование  ответов на вопросы  К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                             ­уметь устно и письменно  выражать свои мысли, идеи. ­ умеют участвовать в учебном  диалоге;  ­уметь задавать вопросы по  существу. ­И так, как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Правописание  непроизносимых согласных  в корне слова)  – Какой  возникает вопрос?  Как правильно пишутся слова с непроизносимой  согласной? ­Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно и активно поработать на  уроке. ­ Сегодня мы будем учиться писать непроизносимые согласные в корне слова.   Слайд №9.     ­ Давайте определим цели и задачи урока. (Цели и задачи урока определяем по  алгоритму)  ­Предположите, чему мы научимся на уроке?  (Мы научимся правильно писать  слова с непроизносимыми согласными в корне слова.) ­Определяем, какие задачи нужно выполнить, чтобы достигнуть цели урока.  ЗАДАЧИ:  1.Познакомиться с написанием слов с непроизносимыми согласными в корне. 2.Научиться проверять  непроизносимые согласные в корне слова. Слайд №9.     1. Словарная работа. ­ Посмотрите на доску и скажите, какое задание здесь? (Нужно разгадать ребус.)  Слайд №10.  проверка ­Какое слово получится? ­ЛЕСТНИЦА­  ­Запишите слово ­ЛЕСТНИЦА­  (Записываем в словарик) ­Поставьте ударение. Выделите опасное место. Как называется опасное место?  (орфограмма)  ­Какая орфограмма здесь встретилась? (Непроизносимая согласная)  ­Можно ли проверить опасное место? (Нет.) ­Значит, что можно сказать об этом слове? Это слово словарное. ­Произносим хором по слогам и запоминаем, как пишется слово лестница. 2.Минутка чистописания СЛАЙД 22 ­Какой звук в слове ­ЛЕСТНИЦА­  не произносится? звук [т] ­Какой буквой он обозначается? –т­     Определяют цель  и задачи  урока. Разгадывают  ребус. Записывают слово в словарик.    Выполняют  работу по  чистописанию  Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; ­устанавливать связь между целью  деятельности и ее результатом; ­адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Р.­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  плану, инструкции; ­ осуществлять самоконтроль ­принимать и сохранять учебную  задачу IV. Работа над  темой урока ­На минутке чистописания мы повторяем написание букв т – заглавной и строчной. ­Приготовились писать и поработали с пальчиками: физминутка для  пальчиков Слайд №11­14    Слайд №15.  Показ и повторение написания  букв Т и т по сладу.   Прописываем буквы Т и т поочерёдно целую строчку.  ­Оцените свою работу на минутке чистописания и поставьте в оценочный лист,  который лежит у вас на столе знак + или – Слайд №16.    Работа выполнена без ошибок,  правильно и красиво написаны буквы, если  вы довольны своей работой, то ставим  +.  В работе допущены ошибки или сделаны исправления, если вам работа не  нравится, то ставим ­ . 3.Работа с интерактивной доской. ­А сейчас давайте узнаем, что же такое непроизносимый согласный звук?  Приготовились слушать. –Ноги? …на месте                                             ­Руки?... на месте                                             ­Спина?... прямая Слушаем текст до цифры 3. Делаем вывод: Слайд №17. В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука,  например [стн], [здн] и др. Один согласный звук из трёх (средний) не произносится.  Такие согласные называются непроизносимыми. Непроизносимыми могут быть  звуки [д], [т], [в], [л]. Ф и з к у л ь т м и н у т к а ­составлять план и  последовательность работы ­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения  (моделируют процессы) и  осуществлять их  экспериментальную проверку; ­ выстраивать логическую цепь  рассуждений– анализ объектов с  целью выделения признаков; ­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;  ­формулировать ответы на  вопросы.  К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                            Выполняют  физминутку для  пальчков Оценивают работу на минутке  чистописания Знакомятся с  темой урока. Делают вывод V. Работа над темой  урока 3. Работа с интерактивной доской. ­Что нужно делать, услышав сочетание звуков [сн], [зн]? (Проверять.) ­А сейчас мы узнаем, как правильно обозначить буквой непроизносимый согласный  звук или как проверить непроизносимый согласный? Слушаем текст до цифры 4. Работают с  интерактивной  доской.  Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; Р.­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­Давайте попробуем сформулировать правило сами  Как проверить  непроизносимый согласный в корне слова? (Чтобы проверить непроизносимый  согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором  этот  звук произносится чётко.) Читаем правило по слайду вслух, хором и  запоминаем  Слайд №18. Послушайте стихотворение: Слайд №19. Порой в словах встречаются  Ужасные согласные,  Они не произносятся,  И что писать неясно вам…  Чтобы знать, как писать,  Надо слово изменять,  И за звуком непонятным  Быстро гласную искать.  Прочитайте стихотворение хором.      ­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения   К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                             ­уметь устно и письменно  выражать свои мысли, идеи.  Формулируют  правило. Слушают  стихотворение. Читают  стихотворение  хором.  VI.Закрепление  знаний. Ф и з к у л ь т м и н у т к а 1.Упражнение в подборе проверочных слов. На доске слова: ус?ный, со?нце, ярос?ный, счас?ливый, звёз?ный -Вызываю по цепочке к доске и дети вставляют непроизносимую согласную в корне и записывают проверочные слова. 2.Работа в парах. Творческая работа по уровням сложности. (На столе лежат карточки цветные: красная, зелёная, жёлтая. На красной карточке записано задание 1 уровня сложности, на зелёной – 2 уровень, на жёлтой средний уровень.) -Ребята, посмотрите на столе лежат три вида карточек. Красная с Работают у доски  по цепочки и в  тетрадях Выполняют  дифференцирован ную работу по  уровням  сложности в  парах.  Л.:­ формулировать и  аргументировать собственное  мнение; ­устанавливать связь между целью  деятельности и ее результатом; ­адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Р.­ высказывать свое  предположение на основе учебного  материала; ­проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  плану, инструкции; заданием повышенной сложности – 1 уровень, на зелёной – задание средней сложности – это 2 уровень, а жёлтая – 3 уровень, здесь задание более легче, чем на красной и жёлтой. Работать будем в парах. -Повторяем правила работы в парах Слайд №21. -Посовещайтесь с соседом и решите: какого уровня вы будите выполнять работу. -Читаем задания каждого уровня. Даётся время для выполнения. Затем меняемся тетрадями и проверку проводим по слайдам. Карточка №1 I уровень Из слов составить предложения. Зимнее, окрестность, солнце, освещает. Уборе, в, стоят, праздничном, деревья. Гигантские, метель, сугробы, намела. Карточка №2 II уровень Ответить на вопросы, используя опорные слова и ответы записать редложениями. Что освещает зимнее солнце? Окрестность В каком уборе стоят деревья? В праздничном Какие сугробы намела метель? Гигантские Карточка №3 III уровень Записать текст, вставив пропущенные слова подходящие по смыслу. При проверке  читают  предложения. ­ осуществлять самоконтроль ­принимать и сохранять учебную  задачу ­составлять план и  последовательность работы ­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.: ­проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения  (моделируют процессы) и  осуществлять их  экспериментальную проверку; ­ выстраивать логическую цепь  рассуждений– анализ объектов с  целью выделения признаков; ­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;  ­формулировать ответы на  вопросы.  К.: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции;                             ­уметь устно и письменно  выражать свои мысли, идеи. Зимнее ____________ освещает _____________. Деревья стоят в _______________ уборе. Метель намела ______________ сугробы. Слова для справок: солнце, окрестность, праздничном, гигантские. Оценивают работу При проверке дети читают предложения. На доске появляется слайд с предложениями. Слайд №22, 23, 24. - Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне. -Взаимопроверка  Работа выполнена без ошибок, правильно и красиво написано, если вы довольны своей работой, то ставим +.  В работе допущены ошибки или сделаны исправления, если вам работа не нравится, то ставим - . Слайд №25. 2.Упражнение в подборе проверочных слов. Работа в группах. Предлагаю проверить свои знания. Для этого организуем работу в парах.  ­Повторяем правила работы в группах. Слайд №26. – Прочитайте задание и выполните на рабочих листах. Подготовьте отчёт по плану. Задание: 1. Прочитайте слова 2. Однокоренные ли слова? Докажите. 3. Выделите в них корень.  4. В каких словах есть согласный звук,  который не произносится? 5. Подчеркните букву, которая обозначает  непроизносимый согласный звук.  6. Подготовьте отчёт. известный известность известие капуста капустный капустница Работают в  группах. Оценивают работу Отчёт по заданию. 1. Мы прочитали слова. 2. Это – _______________ слова, потому что у них ________________________________. 3. В словах ____________________________ есть  согласный звук, который не произносится, так как  стоит между согласными звуками. Отчёт работы в группах Слайд №27, №28. (Самооценка)   ­Оцените свою работу в группах:  Работа выполнена активно и без ошибок, если вы довольны своей работой, то ставим +.  Работали не совсем активно или допустили ошибку, если вам работа не нравится, то ставим - . Слайд №29. Выполняют тест Одна группа отчитывается, остальные слушают и сигнализируют  светофорами. Слайд №30. ­А знаете ли вы, ребята, что  бабочки, которые порхают в огороде, в основном над  капустой, названы  капустницей, потому что любят её. ­ Узнать капустниц можно легко по следующим признакам Их крылья – мучнисто­ белого цвета, по краям тёмные углы.  На крыльях – два тёмных круглых пятна.  Весной самки бабочек­капустниц откладывают яйца на листья капусты. Из яиц  появляются маленькие личинки­ гусеницы. Гусеницы питаются листьями капусты,  очень быстро растут. Гусеницы имеют зеленоватую окраску тела с  жёлтыми  полосами на боках. Эти жёлтые полосы предупреждают птиц, что они несъедобны,  ядовиты.  Поэтому   гусеницы без опаски держатся открыто. Самые вредные ­  это  гусеницы, а сами бабочки, питаясь цветочным нектаром, опыляют растения.  Поэтому бабочка  ­ капустница приносит не только вред, но и пользу, опыляя  растения и  цветы. Оценивают работу 3.Тесты по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова» 1. Отметить слова с непроизносимым согласным звуком в корне: а) гладкий, честно, тетрадка; б) звездный, радостный, вестник; в) алмазный, парусный, вкусно; 2. Отметь слова, в корне которых пишется буква «т». а) опас…ный, ужас…ный, вкус…но; б) серьез…но, желез…ный, прелес…ный; в) облас…ной, радос…ный, ус…ный; 3. Отметь слова , в корне которых пишется буква «д». а) праз…ник, звез…ный, поз…ний; б) вес…ник, кос…ный, свис…нул; в) чудес…но, тес…ный, соглас…ный; ­Проверяем работу по слайду и оценивают уч­ся свою работу: Слайд №31, №32.  Работа выполнена без ошибок, если вы довольны своей  Работали и допустили ошибку, если вам работа не нравится, работой, то ставим +. то ставим - . Слайд №33. VII.Итог урока. ­ Подведем итог урока. Назовите тему урока. Непроизносимые согласные в корне  слова. – Как определить место непроизносимого согласного в слове? Если в слове стоят подряд три согласных звука, один звук из трёх (средний) не  произносится. – Где может пригодиться новое знание?  При изучении других тем, в написании текстов письма, при выполнении  Подводят итог  урока Отвечают на  вопросы.  Л.:­ адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Р.­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.:­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;   К.: ­ слушать и понимать речь VIII. Рефлексия. контрольной работы. ­Итогом нашего урока будет такое стихотворение: Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Мы родственное слово должны так подобрать, Чтоб «ЭЛЬ» и «Т», и «Д», и «В» в них чётко написать. – Оцените свою деятельность на уроке по листу самооценки  Работа на минутки чистописания Работа в паре  В группе помогал подбирать слова для отчета Тест Я могу объяснить, какие  согласные звуки называются  непроизносимыми Я использовал правило, чтобы не  ошибиться в написании слов Активно работал на уроке и  правильно отвечал на вопросы ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ­Оценка за работу на уроке: посчитайте, сколько за урок вы набрали + и сколько ­  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоят 6­7 знаков +, то поставьте себе 5.  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоят 5­4 знаков +, то поставьте себе 4.  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоит 3 знака +,  Читают  стихотворение  хором.  Оценивают работу на уроке других; Л.:­ адекватное понимание  причин успеха/неуспеха в  учебной деятельности. Р.­удерживать внимание при  выполнении необходимых  действий. П.:­ контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности;   К.: ­ слушать и понимать  речь других; то поставьте себе 3.  Если за работу на уроке у вас в оценочном листе стоит всего 2  знака +, то вы плохо поработали на уроке и оценку ставить не  надо, но надо настроить себя на то, чтобы на следующем уроке  поработать и заработать 5 или 4.   Каждый ученик определяет свои знания по листу самооценки. Как прошел урок? Какое настроение? Какое правило использовали? - Какое у вас сейчас настроение? Покажите мне соответствующий смайлик? Определяют своё  настроение. IХ. Дом. задание Стр.114 упр.2 (На слайде появляется запись. Спасибо за урок Если останется время, то можно поработать с тренажёром по интерактивной доске.  К.: ­ слушать и понимать речь  других;

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых соглассных" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017