Конспект урока по русскому языку "Понятие об окончании" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я разработала конспект к уроку русского языка для 3 класса. В моей работе всё представлено очень понятно. Русский язык-моя жизнь! Мне очень хочется, чтобы современное поколение было грамотным. Тема "Окончание" очень коварная. Её нужно отлично знать, чтобы в старших классах, было легче.Работа очень хорошая! Она выполнена в программе Word.
Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку для 3 класса.docx
Конспект подготовила Рыбалкина София Ивановна Урок русского языка в 3 классе Тема урока:           Понятие об окончании. Тип урока:             Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Учебник:                Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса.  Цели урока:           Образовательные: ­ ознакомить с окончанием как изменяемой частью слова и  его ролью в предложении. Развивающие: ­ формировать умение выделять окончание в слове; ­ формировать умение образовывать формы слова с  помощью окончаний; ­ развивать мышление, память, внимание, способность к  самоконтролю. Воспитательные: ­ воспитывать уважительное, бережное отношение к  литературному слову; ­ воспитывать любознательность, пытливость при  получении знаний; ­ воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;  аккуратность, усидчивость, самостоятельность,  дисциплинированность. Оборудование:  компьютерная презентация урока, карточки с  индивидуальным заданием.I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Ход урока: На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как  вы понимаете слова пословицы? – Вы готовы приложить  свою волю в работе на уроке? – Тогда за работу! На доске: УЛица, на УЛице, УЛицей, УЛицу. ­ Прочитайте слова (корневое морфемное чтение: я читаю слово,  голосом выделяя корень, дети повторяют за мной).  ­ Это однокоренные слова? ­ Чем отличаются формы слова УЛица? ­ Сегодня на уроке мы будем учиться выделять в словах окончания;  определим роль окончания в слове и в предложении. II. Чистописание. Компьютерная презентация: Игра «Доскажи словечко». «Кто один имеет рог? Отгадайте! (носорог)» «Собаки, не троньте верблюда, Для вас это кончится худо: Он ловко дерется с врагами Своими большими (ногами)».­ Назовите первый звук в словах­отгадках. Дайте характеристику этому  звуку. Какой буквой он обозначается на письме? ­ Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и  заглавной буквами Н, н. III. Повторение. 1. Проверка домашнего задания (Учебник с. 60 упр. 128). ­ Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали (корневое  морфемное чтение). ПАМЯТЬ – ПАМЯТник, ПАМЯТный; ЛЁТчик – ЛЕТать, ЛЁТный. ­ Объясните значение записанных слов. ­ Прочитайте предложение, которое вы записали (корневое морфемное  чтение). 2. Индивидуальная работа (на карточках). ­ К выделенным словам подберите и запишите (корневое морфемное  письмо: дети записывают слова, выделяя корни зеленым цветом)  однокоренные слова, которые обозначают предмет: МОРОЗная ночь –  ХОЛОДное утро – ГОРная река –   ДУБовая роща – 3.Фронтальная работа. На доске: переЛЁТ, ЛЁТчик, ЛЕТучий, приЛЁТ, ЛЕТо ЗОЛОТо, поЗОЛОТа, ЗОЛа, ЗОЛОТистый ГОРистый, ГОРа, ГОРевать, ГОРная ­ Прочитайте слова (корневое морфемное чтение).­ Найдите «лишнее» слово. Спишите только однокоренные слова (корневое морфемное письмо). IV. Изучение нового материала. 1. Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с  опорой на словарь корневых морфем. Изучение корней, который  начинаются с гласных букв Е, И, Я (Куропаткина Т.И. Работа над  правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь  корневых морфем. с. 6: корни, которые начинаются с гласных букв). Первый этап: чтение слов учителем; работа над значением непонятных слов; подбор родственных слов. Медленно читаю одно слово за другим из первой колонки («А»), выясняю значение непонятных учащимся слов с точки зрения их семантики.  2. Понятие об окончании.  Работа с текстом (компьютерная презентация). ­ Прочитайте текст (корневое морфемное чтение). НАШа ДАЧа – за ГОРОДом. КАЖДое ЛЕТо МЫ ЕЗДим на (ДАЧа). За  (ДАЧа) расКИнулся ПРУД. ХОРОШо ЛЕТом на (ДАЧа)! ­ Связаны ли слова в предложениях? Что нужно сделать, чтобы  предложения были понятны?  ­ Что мы изменили у слов в скобках? ­ Изменился ли смысл этого слова? ­ Для чего нужно было изменить окончание в слове «ДАЧа»? ­ Для чего служит окончание? ­ Выпишите словосочетания, в которые входит слово «ДАЧа» (корневое морфемное письмо). 3. Наблюдение за окончаниями (Учебник с. 60 упр. 130). ­ Прочитайте (корневое морфемное чтение).Множественное число Единственное число ГОРОДская УЛица                                               ГОРОДские УЛицы ГЛУБокое ОЗЕРо                                                  ГЛУБокие ОЗЁРа МАШИНа ЕДет                                                    МАШИНы ЕДут ­ Сравните слова в единственном и множественном числе. Чем они  отличаются? ­ Спишите слова (корневое морфемное письмо). ­ Взаимопроверка работы в парах. 4. Работа с правилом (Учебник с. 60). Окончание – это изменяемая часть слова. ПАРТа – ПАРТы. СТОЛ – над СТОЛом. РАБотает – РАБотают. БОЛЬшой – БОЛЬшие. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА V. Закрепление изученного материала. 1. Распознавание форм одного и того же слова и однокоренных слов  (Учебник с. 60 упр. 130). ­ Прочитайте текст (корневое морфемное чтение). ГОЛУБи ОЧЕНЬ БЫСТРо и ТОЧНо ВОЗВРАЩаются в СВОи  ГОЛУБятни. ГОЛУБЬ ВСЕГДА приЛЕТает ТУДА, отКУДА Его уВЕЗли. ­ Найдите слово, которое стоит в форме единственного и множественного  числа. Это разные слова или это формы одного слова? ­ Найдите однокоренные слова. Выпишите их (корневое морфемное  письмо). 2. Восстановление деформированных предложений (Учебник с. 61 упр.  132). ­ Прочитайте слова в строчках (корневое морфемное чтение). Составьте из них предложения. ШКОЛЬники, ДЕЛают, ЗАРЯДка, УТРом;УЧеники, НАШего, ЛЮБят, КЛАСС, СПОРТ; уКРЕПЛяет, СПОРТ, ЗДОРОВье. ­ Почему пришлось изменить окончания в словах ЗАРЯДка, КЛАСС? ­ Для чего служит окончание, какова его роль в нашей речи? ­ Прочитайте сведения на с. 61. ­ Для чего служит окончание? ­ Запишите предложения (корневое морфемное письмо). Фронтальная проверка работы. VI. Итог урока. – Наш урок подходит к концу.  «Славно дети потрудились, Вижу – многого добились».  – Пора подвести итоги. Какую цель вы ставили? – Достигли цели? – У кого остались вопросы?  – Что показалось интересным? – С какой новой информацией познакомились? – Оцените свою работу на уроке. VI. Домашнее задание. 1. Выучить правила об окончании и его роли в предложении. 2. Выполнить тренировочное упражнение (Учебник с. 61 упр. 133).

Посмотрите также