Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан для студентов 2 курса. Так как ребята в школе изучали этот материал, то урок носит практический характер и направлен на повторение и систематизацию знаний. Так как это урок по развитию речи, то особое внимание уделяется проговариванию усвоенного материала.
Иконка файла материала 31 ссп.docx
Орг. момент.   Сообщение темы.  Постановка целевых задач. Тема. Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами. Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.  Цели:   1.  Образовательная.    Повторить  группы  сложносочиненных предложений  по  союзам  и  по  значению,   научить  расставлять  знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении.  Выяснить,  какие  по структуре   предложения  могут  выступать  в  качестве  синтаксических синонимов ССП, научить правильно употреблять  их в речи и использовать в тексте.  Повторить изученные орфограммы и пунктограммы. 2.  Развивающая.  Совершенствовать  умение  анализировать  текст,  учить внимательно  относиться  к  слову,  работать  над  обогащением  словарного запаса,  способствовать  развитию  быстроты  реакции, мышления, внимания, речи и памяти. 3.  Воспитательная. Воспитание уважения к родному языку и его богатству.  Едва ли какой другой язык мира      обладает таким богатством   синонимических оборотов, как язык русский.                           В.В. Виноградов. План:  1. 2. 3.    Учитель.  Тема  нашего  урока  «Сложносочиненное  предложение  и  его синтаксические   синонимы».  Наша задача –  повторить основные вопросы, изученные в теме      «Сложносочиненное предложение»,  повторить группы ССП по союзам и по значению, научиться правильно расставлять знаки препинания  в  ССП,  выяснить,  какие  по  структуре  предложения  могут выступать в качестве синтаксических синонимов ССП,  научиться правильно употреблять  их  в  речи  и  использовать  в  тексте.  Обратимся  к  словам известного  русского ученого­лингвиста В.В. Виноградова, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы  понимаете это высказывание?  (Прокомментировать в конце урока). В качестве языкового материала мы будем использовать  текст   знаменитой комедии А.С.  Грибоедова «Горе от ума», вспомним, какие вопросы  в ней были поставлены и  актуальны ли они в наше время. Для нас, живущих на Смоленщине, творчество А.С. Грибоедова особенно  дорого, так как  в тридцати километрах от Вязьмы располагается музей  ­  заповедник Хмелита ­  имение дяди  А.С.Грибоедова, где  не раз бывал в детстве будущий драматург. 2.  Проверка домашнего задания  ­ Какие орфограммы мы повторили? ­ Для какого стиля речи  характерно употребление  этой лексики? ­ Составить предложения (по рядам): ССП, СПП, БСП. ­ Могут ли  различные по структуре предложения выступать в качестве синтаксических синонимов, когда в  них выражается одна и та же мысль? 3. Лекция                           Синонимика сложных предложений.      Синтаксические  синонимы  ­  это  параллельные  синтаксические конструкции,  соотносимые  по   построению  и  близкие  по  значению. Синтаксические  синонимы  различаются  по  смыслу   или стилистически.  Синонимическое богатство русского языка включает в себя различные типы синонимов,   например,  лексические  синонимы,  то  есть  слова­синонимы; фразеологические  синонимы,  то  есть   фразеологизмы  ­  синонимы; синтаксические синонимы.     Одну  и  ту  же  мысль  можно  выразить  разными  синтаксическими способами,  используя  как   сочинительные,  так  и  подчинительные  связи, обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так и ­  в бессоюзных предложениях ­ при помощи интонации. Синонимия различных синтаксических   конструкций  является  одним  из  основных  средств стилистического  варьирования  речи,  она  способствует  гибкости  и выразительности  языка.  При  этом  синтаксические  синонимы  могут использоваться и в  пределах одного речевого стиля, и в разных стилях, отличаясь друг от друга стилистической окраской.    Синтаксическими синонимами являются: 1)  Союзные и бессоюзные сложные предложения. /Я узнал, что поезд приходит в шесть часов.Я узнал: поезд приходит в шесть часов/. 2)  Простые  предложения  с  обособленными  членами  и сложноподчиненные предложения. /Передо мной расстилался песчаный берег, усыпанный ракушками. Передо  мной  расстилался  песчаный  берег,  который  был  усыпан ракушками/. 3)  Простые распространенные предложения и сложносочиненные. /Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц.  Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц/. 4)  Сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. /Посыльный не пришел, и отнести письмо попросили меня. Посыльный не пришел, так что отнести письмо попросили меня/.    Сложные союзные предложения и бессоюзные различаются по основным сферам  своего  распространения:   так  как  в  бессоюзных  предложениях главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно,  что бессоюзие  широко  используется  в  устно­разговорной  речи.  В  книжно­письменной  речи  интонация  не  может  непосредственно  служить  для выражения  отношений  между  частями  высказывания  ­  для  этого  используются  союзы  и  союзные  слова.  Поэтому  в  стилях  книжно­письменной речи больше распространены разные типы сложноподчинённых  и сложносочиненных предложений     Синонимы играют очень важную роль в языке, потому что,  передавая тонкие оттенки, разные стороны  понятия, они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию. 4.  Учитель.  В бессмертной комедии А.С.  Грибоедова используется  ССП. Многие из них являются  афоризмами. Вспомним некоторые из них.       Расставьте   знаки препинания, охарактеризуйте  предложения, составьте схемы. Вспомните, кому из  героев принадлежат реплики. В чем особенности речи персонажей комедии?  Если это возможно, подберите  синтаксические синонимы к данным предложениям.  1.  Всю ночь читает (не)былицы и вот плоды от этих книг.  2.  В семнадцать лет вы ра(с,з)цвели прелестно (не)подражаемо и это вам извес(т)но.  3.  Вчера был бал а завтра будет два.  4.  Забылись музыкой и время шло так плавно.  5.  Сидим а на дворе давно уж побелело.  6.  Свежо предание а вери(т,ть)ся с трудом.  7.   Дома новы а предрассудки стары.  8.   Я странен а не странен кто (ж)?  9.  То Софьи Павловны на свете нет пригоже то Софья Павловна больна.  10. Чины людьми даю(т,ть)ся а люди могут обмануться.  5.Итоги урока. 6.Домашнее  задание.

Посмотрите также