Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
20.02.2017
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)
Урок разработан для студентов 2 курса. Так как ребята в школе изучали этот материал, то урок носит практический характер и направлен на повторение и систематизацию знаний. Так как это урок по развитию речи, то особое внимание уделяется проговариванию усвоенного материала.
31 ссп.docx
Орг. момент.   Сообщение темы.  Постановка целевых задач. Тема. Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами. Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.  Цели:   1.  Образовательная.    Повторить  группы  сложносочиненных предложений  по  союзам  и  по  значению,   научить  расставлять  знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении.  Выяснить,  какие  по структуре   предложения  могут  выступать  в  качестве  синтаксических синонимов ССП, научить правильно употреблять  их в речи и использовать в тексте.  Повторить изученные орфограммы и пунктограммы. 2.  Развивающая.  Совершенствовать  умение  анализировать  текст,  учить внимательно  относиться  к  слову,  работать  над  обогащением  словарного запаса,  способствовать  развитию  быстроты  реакции, мышления, внимания, речи и памяти. 3.  Воспитательная. Воспитание уважения к родному языку и его богатству.  Едва ли какой другой язык мира      обладает таким богатством   синонимических оборотов, как язык русский.                           В.В. Виноградов. План:  1. 2. 3.    Учитель.  Тема  нашего  урока  «Сложносочиненное  предложение  и  его синтаксические   синонимы».  Наша задача –  повторить основные вопросы, изученные в теме      «Сложносочиненное предложение»,  повторить группы ССП по союзам и по значению, научиться правильно расставлять знаки препинания  в  ССП,  выяснить,  какие  по  структуре  предложения  могут выступать в качестве синтаксических синонимов ССП,  научиться правильно употреблять  их  в  речи  и  использовать  в  тексте.  Обратимся  к  словам известного  русского ученого­лингвиста В.В. Виноградова, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы  понимаете это высказывание?  (Прокомментировать в конце урока). В качестве языкового материала мы будем использовать  текст   знаменитой комедии А.С.  Грибоедова «Горе от ума», вспомним, какие вопросы  в ней были поставлены и  актуальны ли они в наше время. Для нас, живущих на Смоленщине, творчество А.С. Грибоедова особенно  дорого, так как  в тридцати километрах от Вязьмы располагается музей  ­  заповедник Хмелита ­  имение дяди  А.С.Грибоедова, где  не раз бывал в детстве будущий драматург. 2.  Проверка домашнего задания  ­ Какие орфограммы мы повторили? ­ Для какого стиля речи  характерно употребление  этой лексики? ­ Составить предложения (по рядам): ССП, СПП, БСП. ­ Могут ли  различные по структуре предложения выступать в качестве синтаксических синонимов, когда в  них выражается одна и та же мысль? 3. Лекция                           Синонимика сложных предложений.      Синтаксические  синонимы  ­  это  параллельные  синтаксические конструкции,  соотносимые  по   построению  и  близкие  по  значению. Синтаксические  синонимы  различаются  по  смыслу   или стилистически.  Синонимическое богатство русского языка включает в себя различные типы синонимов,   например,  лексические  синонимы,  то  есть  слова­синонимы; фразеологические  синонимы,  то  есть   фразеологизмы  ­  синонимы; синтаксические синонимы.     Одну  и  ту  же  мысль  можно  выразить  разными  синтаксическими способами,  используя  как   сочинительные,  так  и  подчинительные  связи, обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так и ­  в бессоюзных предложениях ­ при помощи интонации. Синонимия различных синтаксических   конструкций  является  одним  из  основных  средств стилистического  варьирования  речи,  она  способствует  гибкости  и выразительности  языка.  При  этом  синтаксические  синонимы  могут использоваться и в  пределах одного речевого стиля, и в разных стилях, отличаясь друг от друга стилистической окраской.    Синтаксическими синонимами являются: 1)  Союзные и бессоюзные сложные предложения. /Я узнал, что поезд приходит в шесть часов. Я узнал: поезд приходит в шесть часов/. 2)  Простые  предложения  с  обособленными  членами  и сложноподчиненные предложения. /Передо мной расстилался песчаный берег, усыпанный ракушками. Передо  мной  расстилался  песчаный  берег,  который  был  усыпан ракушками/. 3)  Простые распространенные предложения и сложносочиненные. /Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц.  Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц/. 4)  Сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. /Посыльный не пришел, и отнести письмо попросили меня. Посыльный не пришел, так что отнести письмо попросили меня/.    Сложные союзные предложения и бессоюзные различаются по основным сферам  своего  распространения:   так  как  в  бессоюзных  предложениях главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно,  что бессоюзие  широко  используется  в  устно­разговорной  речи.  В  книжно­письменной  речи  интонация  не  может  непосредственно  служить  для выражения  отношений  между  частями  высказывания  ­  для  этого  используются  союзы  и  союзные  слова.  Поэтому  в  стилях  книжно­письменной речи больше распространены разные типы сложноподчинённых  и сложносочиненных предложений     Синонимы играют очень важную роль в языке, потому что,  передавая тонкие оттенки, разные стороны  понятия, они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию. 4.  Учитель.  В бессмертной комедии А.С.  Грибоедова используется  ССП. Многие из них являются  афоризмами. Вспомним некоторые из них.       Расставьте   знаки препинания, охарактеризуйте  предложения, составьте схемы. Вспомните, кому из  героев принадлежат реплики. В чем особенности речи персонажей комедии?  Если это возможно, подберите  синтаксические синонимы к данным предложениям.  1.  Всю ночь читает (не)былицы и вот плоды от этих книг.  2.  В семнадцать лет вы ра(с,з)цвели прелестно (не)подражаемо и это вам извес(т)но.  3.  Вчера был бал а завтра будет два.  4.  Забылись музыкой и время шло так плавно.  5.  Сидим а на дворе давно уж побелело.  6.  Свежо предание а вери(т,ть)ся с трудом.  7.   Дома новы а предрассудки стары.  8.   Я странен а не странен кто (ж)?  9.  То Софьи Павловны на свете нет пригоже то Софья Павловна больна.  10. Чины людьми даю(т,ть)ся а люди могут обмануться.  5.Итоги урока. 6.Домашнее  задание.

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами" (2 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017