Урок разработан для студентов 2 курса. Так как ребята в школе изучали этот материал, то урок носит практический характер и направлен на повторение и систематизацию знаний. Так как это урок по развитию речи, то особое внимание уделяется проговариванию усвоенного материала.
Орг. момент.
Сообщение темы.
Постановка целевых задач.
Тема. Развитие речи. Синонимика ССП с различными союзами.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Цели:
1. Образовательная. Повторить группы сложносочиненных предложений по союзам и по значению,
научить расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Выяснить, какие по структуре
предложения могут выступать в качестве синтаксических синонимов ССП, научить правильно употреблять
их в речи и использовать в тексте. Повторить изученные орфограммы и пунктограммы.
2. Развивающая. Совершенствовать умение анализировать текст, учить внимательно относиться к слову,
работать над обогащением словарного запаса, способствовать развитию быстроты реакции,
мышления, внимания, речи и памяти.
3. Воспитательная. Воспитание уважения к родному языку и его богатству.
Едва ли какой другой язык мира
обладает таким богатством
синонимических оборотов, как язык русский.
В.В. Виноградов.
План:
1.
2.
3.
Учитель. Тема нашего урока «Сложносочиненное предложение и его синтаксические синонимы».
Наша задача – повторить основные вопросы, изученные в теме «Сложносочиненное предложение»,
повторить группы ССП по союзам и по значению, научиться правильно расставлять знаки препинания в ССП,
выяснить, какие по структуре предложения могут выступать в качестве синтаксических синонимов ССП,
научиться правильно употреблять их в речи и использовать в тексте. Обратимся к словам известного
русского ученоголингвиста В.В. Виноградова, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы
понимаете это высказывание?
(Прокомментировать в конце урока). В качестве языкового материала мы будем использовать текст
знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», вспомним, какие вопросы в ней были поставлены и
актуальны ли они в наше время. Для нас, живущих на Смоленщине, творчество А.С. Грибоедова особенно
дорого, так как в тридцати километрах от Вязьмы располагается музей заповедник Хмелита имение дяди
А.С.Грибоедова, где не раз бывал в детстве будущий драматург.
2. Проверка домашнего задания
Какие орфограммы мы повторили?
Для какого стиля речи характерно употребление этой лексики?
Составить предложения (по рядам): ССП, СПП, БСП.
Могут ли различные по структуре предложения выступать в качестве синтаксических синонимов, когда в
них выражается одна и та же мысль?
3. Лекция
Синонимика сложных предложений.
Синтаксические синонимы это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по
построению и близкие по значению. Синтаксические синонимы различаются по смыслу
или стилистически. Синонимическое богатство русского языка включает в себя различные типы синонимов,
например, лексические синонимы, то есть словасинонимы; фразеологические синонимы, то есть
фразеологизмы синонимы; синтаксические синонимы.
Одну и ту же мысль можно выразить разными синтаксическими способами, используя как
сочинительные, так и подчинительные связи, обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так
и в бессоюзных предложениях при помощи интонации. Синонимия различных синтаксических
конструкций является одним из основных средств стилистического варьирования речи, она способствует
гибкости и выразительности языка. При этом синтаксические синонимы могут использоваться и в
пределах одного речевого стиля, и в разных стилях, отличаясь друг от друга стилистической окраской.
Синтаксическими синонимами являются:
1) Союзные и бессоюзные сложные предложения.
/Я узнал, что поезд приходит в шесть часов.Я узнал: поезд приходит в шесть часов/.
2) Простые предложения с обособленными членами и сложноподчиненные предложения.
/Передо мной расстилался песчаный берег, усыпанный ракушками.
Передо мной расстилался песчаный берег, который был усыпан ракушками/.
3) Простые распространенные предложения и сложносочиненные.
/Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц.
Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц/.
4) Сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения.
/Посыльный не пришел, и отнести письмо попросили меня.
Посыльный не пришел, так что отнести письмо попросили меня/.
Сложные союзные предложения и бессоюзные различаются по основным сферам своего распространения:
так как в бессоюзных предложениях главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно,
что бессоюзие широко используется в устноразговорной речи. В книжнописьменной речи интонация не
может непосредственно служить для выражения отношений между частями высказывания для этого
используются союзы и союзные слова. Поэтому в стилях книжнописьменной речи больше распространены
разные типы сложноподчинённых и сложносочиненных предложений
Синонимы играют очень важную роль в языке, потому что, передавая тонкие оттенки, разные стороны
понятия, они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.
4. Учитель. В бессмертной комедии А.С. Грибоедова используется ССП. Многие из них являются
афоризмами. Вспомним некоторые из них.
Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте предложения, составьте схемы. Вспомните, кому из
героев принадлежат реплики. В чем особенности речи персонажей комедии? Если это возможно, подберите
синтаксические синонимы к данным предложениям.
1. Всю ночь читает (не)былицы и вот плоды от этих книг.
2. В семнадцать лет вы ра(с,з)цвели прелестно (не)подражаемо и это вам извес(т)но.
3. Вчера был бал а завтра будет два.
4. Забылись музыкой и время шло так плавно.
5. Сидим а на дворе давно уж побелело.
6. Свежо предание а вери(т,ть)ся с трудом.
7. Дома новы а предрассудки стары.
8. Я странен а не странен кто (ж)?
9. То Софьи Павловны на свете нет пригоже то Софья Павловна больна.
10. Чины людьми даю(т,ть)ся а люди могут обмануться.
5.Итоги урока.
6.Домашнее задание.