Урок был проведен на Дне открытых дверей школы в присутствии родителей учеников, которые, посмотрев его, благодарили учителя не только за интеллектуальное, но и за нравственное развитие детей. Глубокое погружение в тему, ее эмоциональное восприятие способствуют, с моей точки зрения, прочному усвоению материала, что поможет ребятам при самостоятельном создании текстов, например, при написании сочинений.
6 класс русский язык.
Способы связи предложений в тексте.
Цели урока: актуализация знаний о тексте и его признаках, о последовательном
способе связи предложений в тексте; знакомство с параллельным способом связи
предложений в тексте; формирование и развитие умения анализировать и
характеризовать текст с точки зрения единства темы и смысловой цельности,
определять способы связи предложений в тексте; совершенствовать умение
самостоятельно работать с теоретическими материалами учебника, делать выводы.
1. Есть вопросы по д/з? Собираю тетради на печатной основе с д/з. В обычных
тетрадях число, классная работа.
2. Записываем предложение.
Самая главная катастрофа — наша обида на близкого человека.
Синтаксический разбор.
Как вы понимаете его смысл? А вам знакомо это чувство – обиды? Что чувствует
обижающийся? Легко жить с этим чувством? А избавиться от него?
3.
4. Давайте прочитаем притчу, которая, возможно, вам поможет справиться с этим
неприятным чувством. Раздаю на ряды листочки, передают их с первой парты назад.
Жилбыл старый мудрый самурай. У него была группа учеников. И он обучал их
жизненной мудрости. Однажды во время занятий к нему зашел молодой воин,
прославившийся своей неучтивостью и жестокостью. Он любил оскорблять
противника. Тот выходил из себя, принимал вызов, но в ярости совершал одну ошибку
за другой и проигрывал бой.
Так случилось и на этот раз. Воин выкрикнул несколько оскорблений. Не увидев
ответной реакции, он стал унижать самурая ещё больше. Всё сильнее становились
ругательства. Но старик был спокоен.
Наконец боец в раздражении ушел прочь. Ученики внимательно и с интересом
наблюдали за всем процессом. После ухода бойца один из них не выдержал:
— Учитель, зачем вы терпели его нападки? Нужно было вызвать его на бой!
Мудрый самурай ответил:
— Когда вам приносят подарок и вы не принимаете его, кому он принадлежит?
— Своему прежнему хозяину, – ответили ученики.
— То же касается зависти, ненависти, обид и оскорблений. До тех пор, пока ты не
примешь их, они принадлежат тому, кто их принёс.Обсуждаем смысл притчи. Кто в итоге ушёл с тяжелым сердцем? А если бы самурай
ответил? (Вампиры энергетические). Может быть, именно поэтому в Библии написано:
«Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую»? Не буквально подставить,
физически, а морально: не отвечать злом на зло, чтобы не плодить зло?
5. Это текст? Докажите. (Тема, основная мысль, микротемы…)
Скажите, а предложения в тексте должны быть связаны между собой? (ДА)
Безусловно! Слова связываются в предложения, предложения в абзацы, абзацы в
единый текст. И сегодня мы с вами узнаем о способах связи предложений в тексте.
Записываем тему урока: СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
6. Давайте рассмотрим внимательно первый абзац. Сколько в нем предложений? (6)
На доске рисую три кружка. Обсуждаем, как связано первое предложение и второе
(данное и новое). Рисую стрелку. А третье предложение связано с первым или со
вторым? (со вторым) и т.д. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ или ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ.
7. Посмотрите на второй абзац. 5 предложений. Рисую ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ СВЯЗЬ.
8. Давайте попробуем определить тип связи в примерах из учебника. Читаем упр. 268
(1) – последовательное. (2) – параллельное. Схемы на доске рисуют учащиеся.
9. Читаем правило с. 109 – 110 учебника. Проговариваем своими словами.
10. Собираю листочки.
11. А сейчас я хочу вам прочитать еще одну историю. Читаю историю.
Один юноша покинул родительский дом, обворовав отца и мать. Жизнь его
стала беспутной, и вскоре он попал в тюрьму. Раскаявшись в своих поступках, он
решил вернуться в отчий дом после того, как выйдет из заключения. Вскоре
этот день настал.
Но он не решался возвращаться к родным, потому что уж слишком много горя
он им принес. Тогда этот человек написал им письмо. В нем просил простить
его, и если они это сделают, то пусть повесят на окно его спальни белый
носовой платок. Юноша пройдет мимо своего дома и сразу поймет, стоит ли
заходить в него, или же его не ждут там. День был назначен.
И вот ранним утром раскаявшийся сын идет по улице, на которой прошло его
детство. Как вы думаете, что произойдет дальше? Он приближается к своему
дому. Сердце колотится в груди. Юноша остановился перед тем, как завернуть
за угол. Вот сейчас он сделает это и увидит красный кирпичный домик с
выходящим на улицу окном его спальни. Он зажмурился, сделал последний шаг,
и что же открылось его глазам?
Он не увидел красного кирпичного домика. Все было белым: платки, платочки,
большие простыни весь дом был увешан ими. Родители боялись, что он
может не заметить маленького платочка и пройти мимо. Они боялись
окончательно потерять сына и сделали все возможное, чтобы он понял, что
прощен.
12. Почему юноша так боялся возвращаться? (слишком много горя принес родителям).
Почему его простили? (любили)
13. Известный французский писатель Ларошфуко говорил: «До тех пор, пока мы
любим, мы умеем ….» (прощать). Верно.14. Итак, Что же вы унесёте с сегодняшнего урока? (про обиды и про связь
предложений)
15.Д/З. Я вам раздам тексты с заданием. Выполняете в тетрадях!!! Определить тип
связи предложений в первых трёх абзацах (схемами). Полный синтаксический
разбор подчёркнутого предложения.