КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области
Учителя русского языка и литературы Коржавиной Нины Леопольдовны
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).
Методы обучения:
словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Средства обучения для учителя и учащихся:
Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы», раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
• Оформление работы в тетрадях.
• Проверка выполнения домашнего задания.
• Целеполагание и мотивация.
Сообщение темы урока.
- Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог).
- В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся).
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её особенностями, ролью в предложении.
II. Повторение.
- Запишите предложение, объясните орфограммы, пунктограммы, предлоги заключите в прямоугольник.
«Когда мы закончили восхождение, справа и слева, друзья мои,располагались чёрные утёсы, и эти неприветливые громады угнетающедействовали на нас, заставляя трепетать при мысли насчётприближающейся опасности»,- рассказывал альпинист, недавно побывавший в горах.
(повторение пунктуации при прямой речи, обращении, деепричастном обороте, однородных членах, в сложном предложении + 13 орфограмм).
- Укажите несколько самостоятельных частей речи в предложении.
- Какие слова не являются членами предложения? Для чего они служат? Подчеркните основы предложения, постройте схему.
III. Изучение нового материала.
1. Фронтальный опрос.
- Что общего у предлога и союза? (1.Служебная часть речи. 2.Используется для связи. 3.Не изменяется. 4. Не является членом предложения).
- Чем различаются предлог и союз? Для чего служат? ( Ответы учащихся).
2.- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение союза.
- Проверим себя по учебнику (с.147, п.54; с.149,п.55).
- Что нового узнали о союзе?
3.Работа с таблицей «Союз как часть речи».
IV.Первичная проверка понимания темы. Закрепление.
1.Упр. 318.(Учимся находить и определять назначение союзов, правильно ставить знаки препинания в предложении). 1и 2 предложения - со схемами.
2.Устный графический диктант с сигнальными карточками (схемы предложений) + буквенный диктант (простой союз или составной: П,С).
Задание: определите, какое предложение? Какой союз и что соединяет? Как ставятся знаки препинания? Из какого произведения и о ком сказано?
1.Впереди всех шёл небольшой старичок, с птичьим носом и зелёными глазками. (А.М. Горький «Детство». Дед Алёши).
2.Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными глазами. (Дед)
3.Говорил он и – быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной,- он один ведёт против реки огромную серую баржу. (Дед)
4.Так как он плясал неутомимо и самозабвенно, людей за столом подёргивало; они тоже порою вскрикивали, подвизгивали…(Цыганок).
5.Она не плясала, а словно рассказывала что-то. ( Бабушка).
6.Когда он уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь. (Дед).
7.Меня не пускали гулять на улицу, потому что она слишком возбуждала меня. ( Алёша).
8.Я точно хмелел от её впечатлений и почти всегда становился виновником скандалов и буйств. ( Алёша).
9.Оттого что никто в доме его не любил, его звали чернокнижником и фармазоном. ( Хорошее Дело).
10.Он доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных…(Цыганок).
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
п п п с п п с п с п
3.Работа с таблицей «Составные союзы».
Задание. Составьте 1-2 предложения с любыми составными союзами.
4.Подбор синонимов.
– Как вы думаете, есть ли у союзов родственники?
Задание. К данным простым союзам подберите другие, пишущиеся раздельно (составные) с тем же значением, и запишите их.
• Когда = как только, лишь только
• Но (зато)= однако же
• Словно = как будто = будто бы
• Или = то есть
- Сколько есть синонимов у союза «и»? Какие это союзы? (Тоже, также, да).
- Перечислите синонимы союза «но». (Да, однако, зато).
- Некоторые союзы состоят из двух слов (потому что, так как, как будто и др.). Есть ли союзы, состоящие из ещё большего количества слов? (Несмотря на то что, в то время как; не только, но и и др.).
5.Занимательные задания.
А). Вопрос- шутка. Чья речь состоит только из двух союзов? («Речь» осла: «Иа!»).
Б). Игра «Четвёртый лишний». ( Запись на доске).
Задание: найдите «лишнее» слово, докажите правильность выбора.
• Но, чтобы, перед, и.
• Из-за, к, под, об.
• Потому что, так как, как будто, чтобы.
6.Схематический диктант (раздаточный материал).
Задание. Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения, постройте схему.
• 1). Я выздоровел. 2). Мне стало ясно. 3).Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что).
• 1). Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2).Все хвалили её. (И).
• 1). Сквозь иней на стёклах было видно. 2).Горит крыша мастерской.3).За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а).
7.Редактирование отрывков из ученических сочинений.
- Ребята в сочинениях не всегда успешно справляются с построением сложных предложений и предложений с однородными членами, употреблением местоимений и других частей речи. Отредактируйте предложения, укажите строение союзов. (Устно).
• Я отношусь к картине Комарова «Наводнение» хорошо, потому что он не побоялся запрыгнуть на высокий дуб.
• Ствол у яблони прямой и румяный.
• Волосы у него брюнетового цвета, а брови дуговые.
• Так как собачка всё время мычала, Герасим назвал её Муму.
• Муму была Герасиму как родная мать.
• Ночью Робинзон взял одного из дикарей в заложники и назвал Пятницей.
• Собака встала мальчику на грудь и стала махать своим баранистым хвостом.
8. Пунктуационный анализ + схемы предложений. Взаимопроверка.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом...
V.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали о союзе?
- Какие бывают союзы?
- Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с сочинительными и подчинительными союзами?
- Что общего у предлога и союза? В чём их отличие?
Домашнее задание. П.54-55. Выписать из повести А.М. Горького «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в предложении, подписать: простой или составной союз.
КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области
Учителя русского языка и литературы Коржавиной Нины
Леопольдовны
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и
составные союзы»
формировать понятие о союзе, развивать умение
Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи;
показать его роль в предложении; формировать умение находить
союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со
схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного
предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся,
сообразительность, любознательность, творческое воображение,
интерес к русскому языку (посредством введения в обучение
занимательного материала, заданий различных видов).
Методы обучения:
словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный
материал), практические (упражнения), аналитический.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Средства обучения для учителя и учащихся:
Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы»,
раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами.
I. Организационный момент.
Ход урока.
Оформление работы в тетрадях.
Проверка выполнения домашнего задания.
Целеполагание и мотивация.
Сообщение темы урока.
Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью
речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог).
В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся).
Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её
особенностями, ролью в предложении.
II. Повторение.
Запишите предложение, объясните орфограммы, пунктограммы,
предлоги заключите в прямоугольник.
«Когда мы закончили восхождение, справа и слева, друзья
мои,располагались чёрные утёсы, и эти неприветливые громады
угнетающедействовали на нас, заставляя трепетать при
мысли насчётприближающейся
опасности», рассказывал альпинист, недавно побывавший в горах.
(повторение пунктуации при прямой речи, обращении, деепричастном
обороте, однородных членах, в сложном предложении + 13 орфограмм).
Укажите несколько самостоятельных частей речи в предложении.
Какие слова не являются членами предложения? Для чего они
служат? Подчеркните основы предложения, постройте схему.
III. Изучение нового материала.
1. Фронтальный опрос.
Что общего у предлога и союза? (1.Служебная часть речи.
2.Используется для связи. 3.Не изменяется. 4. Не является членом
предложения).
Чем различаются предлог и союз? Для чего служат? ( Ответы
учащихся).
2. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение союза.
Проверим себя по учебнику (с.147, п.54; с.149,п.55).
Что нового узнали о союзе?
3.Работа с таблицей «Союз как часть речи».
IV.Первичная проверка понимания темы. Закрепление.
1.Упр. 318.(Учимся находить и определять назначение союзов,
правильно ставить знаки препинания в предложении). 1и 2
предложения со схемами.
2.Устный графический диктант с сигнальными карточками (схемы
предложений) + буквенный диктант (простой союз или составной: П,С).
Задание: определите, какое предложение? Какой
и что соединяет? Как ставятся знаки препинания? Из какого
произведения и о ком сказано?
1.Впереди всех шёл небольшой старичок, с птичьим носом и зелёными
глазками. (А.М. Горький «Детство». Дед Алёши).
2.Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными
глазами. (Дед)
3.Говорил он и – быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из
маленького, сухого старичка в человека силы сказочной, он один ведёт
против реки огромную серую баржу. (Дед)
4.Так как он плясал неутомимо и самозабвенно, людей за столом
подёргивало; они тоже порою вскрикивали, подвизгивали…(Цыганок).
5.Она не плясала, а словно рассказывала чтото. ( Бабушка).
6.Когда он уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо
забавная жизнь. (Дед).
7.Меня не пускали гулять на улицу, потому что она слишком возбуждала
меня. ( Алёша).
союз8.Я точно хмелел от её впечатлений и почти всегда становился
виновником скандалов и буйств. ( Алёша).
9.Оттого что никто в доме его не любил, его звали чернокнижником и
фармазоном. ( Хорошее Дело).
10.Он доставал изза печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную
упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному
столу разъезжала четвёрка вороных…(Цыганок).
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
п п п с п п с п с п
3.Работа с таблицей «Составные союзы».
Задание. Составьте 12 предложения с любыми составными союзами.
4.Подбор синонимов.
– Как вы думаете, есть ли у союзов родственники?
Задание. К данным простым союзам подберите другие, пишущиеся
раздельно (составные) с тем же значением, и запишите их.
6.Схематический диктант (раздаточный материал).
Задание. Простые предложения соедините подходящими по смыслу
союзами и образуйте сложные предложения, постройте схему.
1). Я выздоровел. 2). Мне стало ясно. 3).Цыганок занимает в доме
1). Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2).Все
особенное место. ( Когда, что).
хвалили её. (И).
Когда = как только, лишь только
Но (зато)= однако же
Словно = как будто = будто бы
Или = то есть
Сколько есть синонимов у союза «и»? Какие это союзы? (Тоже, также,
да).
Перечислите синонимы союза «но». (Да, однако, зато).
Некоторые союзы состоят из двух слов (потому что, так как, как будто
и др.). Есть ли союзы, состоящие из ещё большего количества слов?
(Несмотря на то что, в то время как; не только, но и и др.).
5.Занимательные задания.
А). Вопрос шутка. Чья речь состоит только из двух союзов? («Речь»
осла: «Иа!»).
Б). Игра «Четвёртый лишний». ( Запись на доске).
Задание: найдите «лишнее» слово, докажите правильность выбора.
Но, чтобы, перед, и.
Изза, к, под, об.
Потому что, так как, как будто, чтобы.
1). Сквозь иней на стёклах было видно. 2).Горит крыша
мастерской.3).За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как,
а).
7.Редактирование отрывков из ученических сочинений.
Ребята в сочинениях не всегда успешно справляются с построением
сложных предложений и предложений с однородными членами,
употреблением местоимений и других частей речи. Отредактируйте
предложения, укажите строение союзов. (Устно).
Я отношусь к картине Комарова «Наводнение» хорошо, потому что
он не побоялся запрыгнуть на высокий дуб.
Ствол у яблони прямой и румяный.
Волосы у него брюнетового цвета, а брови дуговые.
Так как собачка всё время мычала, Герасим назвал её Муму.
Муму была Герасиму как родная мать.
Ночью Робинзон взял одного из дикарей в заложники и назвал
Пятницей.
Собака встала мальчику на грудь и стала махать своим
баранистым хвостом.
8. Пунктуационный анализ + схемы предложений. Взаимопроверка.
Говорила она, както особенно выпевая слова, и они легко укреплялись
в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные.
Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись,
вспыхивая невыразимо приятным светом...
V.Итог урока. Рефлексия.
Что нового узнали о союзе?
Какие бывают союзы?
Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с
сочинительными и подчинительными союзами?
Что общего у предлога и союза? В чём их отличие?
Домашнее задание. П.5455. Выписать из повести А.М. Горького
«Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в
предложении, подписать: простой или составной союз.