Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
28.03.2019
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Учителя русского языка и литературы Коржавиной Нины Леопольдовны Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы» Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить. Тип урока: изучение нового материала. Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов). Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная Средства обучения для учителя и учащихся: Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы», раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами. Ход урока. I. Организационный момент. • Оформление работы в тетрадях. • Проверка выполнения домашнего задания. • Целеполагание и мотивация. Сообщение темы урока. - Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог). - В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся). - Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её особенностями, ролью в предложении. II. Повторение. - Запишите предложение, объясните орфограммы, пунктограммы, предлоги заключите в прямоугольник. «Когда мы закончили восхождение, справа и слева, друзья мои,располагались чёрные утёсы, и эти неприветливые громады угнетающедействовали на нас, заставляя трепетать при мысли насчётприближающейся опасности»,- рассказывал альпинист, недавно побывавший в горах. (повторение пунктуации при прямой речи, обращении, деепричастном обороте, однородных членах, в сложном предложении + 13 орфограмм). - Укажите несколько самостоятельных частей речи в предложении. - Какие слова не являются членами предложения? Для чего они служат? Подчеркните основы предложения, постройте схему. III. Изучение нового материала. 1. Фронтальный опрос. - Что общего у предлога и союза? (1.Служебная часть речи. 2.Используется для связи. 3.Не изменяется. 4. Не является членом предложения). - Чем различаются предлог и союз? Для чего служат? ( Ответы учащихся). 2.- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение союза. - Проверим себя по учебнику (с.147, п.54; с.149,п.55). - Что нового узнали о союзе? 3.Работа с таблицей «Союз как часть речи». IV.Первичная проверка понимания темы. Закрепление. 1.Упр. 318.(Учимся находить и определять назначение союзов, правильно ставить знаки препинания в предложении). 1и 2 предложения - со схемами. 2.Устный графический диктант с сигнальными карточками (схемы предложений) + буквенный диктант (простой союз или составной: П,С). Задание: определите, какое предложение? Какой союз и что соединяет? Как ставятся знаки препинания? Из какого произведения и о ком сказано? 1.Впереди всех шёл небольшой старичок, с птичьим носом и зелёными глазками. (А.М. Горький «Детство». Дед Алёши). 2.Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными глазами. (Дед) 3.Говорил он и – быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной,- он один ведёт против реки огромную серую баржу. (Дед) 4.Так как он плясал неутомимо и самозабвенно, людей за столом подёргивало; они тоже порою вскрикивали, подвизгивали…(Цыганок). 5.Она не плясала, а словно рассказывала что-то. ( Бабушка). 6.Когда он уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь. (Дед). 7.Меня не пускали гулять на улицу, потому что она слишком возбуждала меня. ( Алёша). 8.Я точно хмелел от её впечатлений и почти всегда становился виновником скандалов и буйств. ( Алёша). 9.Оттого что никто в доме его не любил, его звали чернокнижником и фармазоном. ( Хорошее Дело). 10.Он доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных…(Цыганок). Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п п п с п п с п с п 3.Работа с таблицей «Составные союзы». Задание. Составьте 1-2 предложения с любыми составными союзами. 4.Подбор синонимов. – Как вы думаете, есть ли у союзов родственники? Задание. К данным простым союзам подберите другие, пишущиеся раздельно (составные) с тем же значением, и запишите их. • Когда = как только, лишь только • Но (зато)= однако же • Словно = как будто = будто бы • Или = то есть - Сколько есть синонимов у союза «и»? Какие это союзы? (Тоже, также, да). - Перечислите синонимы союза «но». (Да, однако, зато). - Некоторые союзы состоят из двух слов (потому что, так как, как будто и др.). Есть ли союзы, состоящие из ещё большего количества слов? (Несмотря на то что, в то время как; не только, но и и др.). 5.Занимательные задания. А). Вопрос- шутка. Чья речь состоит только из двух союзов? («Речь» осла: «Иа!»). Б). Игра «Четвёртый лишний». ( Запись на доске). Задание: найдите «лишнее» слово, докажите правильность выбора. • Но, чтобы, перед, и. • Из-за, к, под, об. • Потому что, так как, как будто, чтобы. 6.Схематический диктант (раздаточный материал). Задание. Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения, постройте схему. • 1). Я выздоровел. 2). Мне стало ясно. 3).Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что). • 1). Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2).Все хвалили её. (И). • 1). Сквозь иней на стёклах было видно. 2).Горит крыша мастерской.3).За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а). 7.Редактирование отрывков из ученических сочинений. - Ребята в сочинениях не всегда успешно справляются с построением сложных предложений и предложений с однородными членами, употреблением местоимений и других частей речи. Отредактируйте предложения, укажите строение союзов. (Устно). • Я отношусь к картине Комарова «Наводнение» хорошо, потому что он не побоялся запрыгнуть на высокий дуб. • Ствол у яблони прямой и румяный. • Волосы у него брюнетового цвета, а брови дуговые. • Так как собачка всё время мычала, Герасим назвал её Муму. • Муму была Герасиму как родная мать. • Ночью Робинзон взял одного из дикарей в заложники и назвал Пятницей. • Собака встала мальчику на грудь и стала махать своим баранистым хвостом. 8. Пунктуационный анализ + схемы предложений. Взаимопроверка. Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом... V.Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали о союзе? - Какие бывают союзы? - Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с сочинительными и подчинительными союзами? - Что общего у предлога и союза? В чём их отличие? Домашнее задание. П.54-55. Выписать из повести А.М. Горького «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в предложении, подписать: простой или составной союз.
союз.docx
КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Учителя русского языка и литературы Коржавиной Нины Леопольдовны Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»   формировать понятие о союзе, развивать умение  Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи;  показать его роль в предложении; формировать умение находить  союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со  схемами; продолжить формирование умения логически мыслить. Тип урока: изучение нового материала. Задачи урока:   отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного  предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся,  сообразительность, любознательность, творческое воображение,  интерес к русскому языку (посредством введения в обучение  занимательного материала, заданий различных видов). Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный  материал), практические (упражнения), аналитический. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная Средства обучения для учителя и учащихся: Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы»,  раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами. I.      Организационный момент. Ход урока. Оформление работы в тетрадях. Проверка выполнения домашнего задания. Целеполагание и мотивация. Сообщение темы урока. ­ Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью  речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог). ­ В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся). ­ Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её  особенностями, ролью в предложении. II. Повторение. ­ Запишите предложение, объясните орфограммы, пунктограммы,  предлоги заключите в прямоугольник. «Когда мы закончили восхождение, справа и слева, друзья  мои,располагались чёрные утёсы, и эти неприветливые громады  угнетающедействовали на нас, заставляя трепетать при     мысли насчётприближающейся  опасности»,­ рассказывал альпинист, недавно побывавший в горах. (повторение пунктуации при прямой речи, обращении, деепричастном  обороте, однородных членах, в сложном предложении + 13 орфограмм). ­ Укажите несколько самостоятельных частей речи в предложении. ­ Какие слова не являются членами предложения? Для чего они  служат? Подчеркните основы предложения, постройте схему. III. Изучение нового материала. 1. Фронтальный опрос. ­ Что общего у предлога и союза? (1.Служебная часть речи.  2.Используется для связи. 3.Не изменяется. 4. Не является членом  предложения). ­ Чем различаются предлог и союз? Для чего служат? ( Ответы  учащихся).   2.­ Попробуйте самостоятельно сформулировать определение союза. ­ Проверим себя по учебнику (с.147, п.54; с.149,п.55). ­ Что нового узнали о союзе? 3.Работа с таблицей «Союз как часть речи». IV.Первичная проверка понимания темы. Закрепление. 1.Упр. 318.(Учимся находить и определять назначение союзов,  правильно ставить знаки препинания в предложении). 1и 2  предложения ­ со схемами. 2.Устный графический диктант с сигнальными карточками (схемы  предложений) + буквенный диктант (простой союз или составной: П,С). Задание: определите, какое предложение? Какой и что соединяет? Как ставятся знаки препинания? Из какого  произведения и о ком сказано? 1.Впереди всех шёл небольшой старичок, с птичьим носом и зелёными  глазками. (А.М. Горький «Детство». Дед Алёши). 2.Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными  глазами. (Дед) 3.Говорил он и – быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из  маленького, сухого старичка в человека силы сказочной,­ он один ведёт  против реки огромную серую баржу. (Дед) 4.Так как он плясал неутомимо и самозабвенно, людей за столом  подёргивало; они тоже порою вскрикивали, подвизгивали…(Цыганок). 5.Она не плясала, а словно рассказывала что­то. ( Бабушка). 6.Когда он уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо  забавная жизнь. (Дед). 7.Меня не пускали гулять на улицу, потому что она слишком возбуждала меня. ( Алёша).   союз 8.Я точно хмелел от её впечатлений и почти всегда становился  виновником скандалов и буйств. ( Алёша). 9.Оттого что никто в доме его не любил, его звали чернокнижником и  фармазоном. ( Хорошее Дело). 10.Он доставал из­за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную  упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному  столу разъезжала четвёрка вороных…(Цыганок). Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п п п с п п с п с п 3.Работа с таблицей «Составные союзы». Задание. Составьте 1­2 предложения с любыми составными союзами. 4.Подбор синонимов. – Как вы думаете, есть ли у союзов родственники? Задание. К данным простым союзам подберите другие, пишущиеся  раздельно (составные) с тем же значением, и запишите их. 6.Схематический диктант (раздаточный материал). Задание. Простые предложения соедините подходящими по смыслу  союзами и образуйте сложные предложения, постройте схему. 1). Я выздоровел. 2). Мне стало ясно. 3).Цыганок занимает в доме  1). Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2).Все  особенное место. ( Когда, что). хвалили её. (И). Когда = как только, лишь только Но (зато)= однако же Словно = как будто = будто бы Или = то есть ­ Сколько есть синонимов у союза «и»? Какие это союзы? (Тоже, также, да). ­ Перечислите синонимы союза «но». (Да, однако, зато). ­ Некоторые союзы состоят из двух слов (потому что, так как, как будто  и др.). Есть ли союзы, состоящие из ещё большего количества слов?  (Несмотря на то что, в то время как; не только, но и и др.). 5.Занимательные задания. А). Вопрос­ шутка. Чья речь состоит только из двух союзов? («Речь»  осла: «Иа!»). Б). Игра «Четвёртый лишний». ( Запись на доске). Задание: найдите «лишнее» слово, докажите правильность выбора. Но, чтобы, перед, и. Из­за, к, под, об. Потому что, так как, как будто, чтобы.                  1). Сквозь иней на стёклах было видно. 2).Горит крыша  мастерской.3).За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как,  а). 7.Редактирование отрывков из ученических сочинений. ­ Ребята в сочинениях не всегда успешно справляются с построением  сложных предложений и предложений с однородными членами,  употреблением местоимений и других частей речи. Отредактируйте  предложения, укажите строение союзов. (Устно). Я отношусь к картине Комарова «Наводнение» хорошо, потому что он не побоялся запрыгнуть на высокий дуб. Ствол у яблони прямой и румяный. Волосы у него брюнетового цвета, а брови дуговые. Так как собачка всё время мычала, Герасим назвал её Муму. Муму была Герасиму как родная мать. Ночью Робинзон взял одного из дикарей в заложники и назвал  Пятницей. Собака встала мальчику на грудь и стала махать своим  баранистым хвостом. 8.   Пунктуационный анализ + схемы предложений. Взаимопроверка. Говорила она, как­то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись  в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные.  Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись,  вспыхивая невыразимо приятным светом... V.Итог урока. Рефлексия. ­ Что нового узнали о союзе? ­ Какие бывают союзы? ­ Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с  сочинительными и подчинительными союзами? ­ Что общего у предлога и союза? В чём их отличие? Домашнее задание. П.54­55. Выписать из повести А.М. Горького  «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в  предложении, подписать: простой или составной союз.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019