Конспект урока по самопознанию на тему: "Радость созидательного труда" (8 класс, предмет самопознание)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
8 кл
24.01.2017
План урока самопознания
Школа Новомихайловская СШ Дата ___.02.16 г. № 22
Тема: Радость созидательного труда Ценность: праведное поведение Качества: умение прощать, искренность, бескорыстное служение людям Педагог: Ярмак Л.М.
Класс 8 Количество уч-ся 10
Цель: расширить представления учащихся о значимости труда в жизни человека как способе созидания добрых, прекрасных дел для себя и других через ценность «труд».
Задачи: -воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к порученному делу. -развитие умения выполнять любое дело с ответственностью, радостью и любовью, развивать интерес к познанию, учению . - раскрытие смысла понятия « созидательный труд», значения труда в гармоничном развитии человека. Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Текст «Прогулка в лес»
Расскажите о своих чувствах.
Тема нашего урока: Радость созидательного труда
2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам к тексту «учение с увлечением» Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание (цитата)
Труд – это любовь, ставшая зримая Д.Джембран
Как вы понимаете это выражение?
4.Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя) Один король задумался над вопросом: от чего зависит успех? От самой судьбы, от ума правителя или от труда человеческого? Но так и не смог он ни к чему додуматься. И решил собрать совещание, чтобы выслушать всех ученых своего королевства.
Однако мысли мудрецов были разные. Один считал, что жизнь человека подчиняется судьбе. Второй мудрец утверждал, будто главную роль в жизни человека играет разум. Третий повторял, что только упорный труд может принести человеку желаемое состояние. Все три мудреца долго спорили, но никто из них не смог убедить короля в правильности своих мыслей.
Вот король и решил прибегнуть к хитрости. Он приказал своим слугам выкопать у подножия горы пещеру, а посреди пещеры – неглубокую яму. На дне той ямы слуги положили огромный кочан кукурузы, полили его медом, а потом засыпали яму землей. В пещере король велел закрыть волхвов и дать им лишь свечи и горшок с водой.
Мудрец, который верил в судьбу, решил на судьбу и полагаться, поэтому спокойно лег спать. Ученый, который верил в трудолюбие, начал осматривать и ощупывать стены пещеры, рассчитывая, что усердие принесет ему свободу. А третий, который полагался на ум, сел себе на камень и принялся рассуждать: если есть в пещеру вход, то есть из нее и выход.
Однако шло время, силы ученых таяли, а дела их не продвигалась. Каждый из них стоял на своем. Вдруг внимание ученого, который полагался на ум, привлекли муравьи. Они бегали туда-сюда по земле, а потом залезали под камень и там исчезали. Подумав немного, он позвал второго мудреца: “Думаю, копать надо здесь. Это и есть выход из заключения”.
Тот согласился, откатил камень и стал копать. Вскоре он добрался до дна и нашел сладкий кочан. Двое мудрецов бросились жадно грызть кукурузу, а сторонника судьбы угостили только тогда, когда сами хорошо наелись. Обрадовался тот, что и на этот раз судьба его не подвела, вцепился зубами в кочан и чуть не сломал их: там был спрятан рубин. Счастливец решил скрыть свою находку и положил драгоценный камень в карман. Вдруг в пещеру зашли королевские слуги и повели мудрецов во дворец. Король встретил их и расспросил обо всем, что с ними произошло.
- Кто из вас нашел рубин?
- Я, – ответил сторонник судьбы. Он вытащил камень и положил его перед королем.
- А как тебе повезло его найти? – спросил король.
- Когда я оказался в беде, то полностью доверился судьбе. Два мои товарищи нашли кочан кукурузы и из жалости накормили меня. Но судьба наградила меня: за то, что я ел последним, она послала мне этот прекрасный рубин, – сказал ученый.
Тогда сказал мудрейший из мудрецов:
- То, что с вами случилось, – сказал он, – объясняет, что ни судьба, ни ум, ни трудолюбие в одиночку не могут играть решающей роли в жизни человека. Ум без труда и таланта, труд без ума и таланта, судьба без ума и трудолюбия – ничто! Не судьба подарила рубин тому, в чьих руках он сейчас. Этот рубин попал к нему благодаря разуму и трудолюбию! И если бы товарищи не проявили сочувствие к голодному, то есть до того, кто сидел сложа руки и ждал свою судьбу, разве был бы сейчас в его руках этот рубин? Ни ум, ни трудолюбие, ни судьба не является залогом счастья. Основу жизни составляет любовь к ближнему!
Понравилась обладателю эта мысль, и он щедро наградил мудрейшего из мудрецов, а трем его коллегам дал высокие должности при королевском дворе. Только сейчас он понял, какими бессмысленными были его сомнения, – ведь только та страна, где обладатель любит своих подданных, может стать счастливой и богатой!
Кто не работает, тот не ест.
Хайкудзё, китайский мастер Дзен, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет: подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья.
Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже.
«Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент,- подумали ученики.- Лучше вернем их.» Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше.
Вечером он сказал им: -Кто не работает, тот не ест.»
Мастер показал своим ученикам примером, тотальное отношение к труду. Притча о труде - и есть отражение нашей жизни.
В чем заключается смысл притчи?
5.Творческая работа:
Задание 2,4,5 в тетради
6. Исполнение песни:
7. Домашнее задание.
8.Заключительная минута тишины.
Мысленно пошлите добрые пожелания своим родным и близким.
На этом наш урок закончен. До новых встреч!
План урока самопознания
Школа Новомихайловская СШ Дата ___.02.16 г. № 22
Тема: Радость созидательного труда
Ценность: праведное поведение Качества: умение прощать, искренность, бескорыстное
служение людям
Педагог: Ярмак Л.М.
Класс 8 Количество учся 10
Ресурсы:
(материалы,
источники)
Анализ хода
урока
Цель: расширить представления учащихся о значимости труда в жизни человека как
способе созидания добрых, прекрасных дел для себя и других через ценность «труд».
Задачи:
воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к порученному делу.
развитие умения выполнять любое дело с ответственностью, радостью и любовью,
развивать интерес к познанию, учению .
раскрытие смысла понятия « созидательный труд», значения труда в гармоничном
развитии человека.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Текст «Свет»
Расскажите о своих чувствах.
Тема нашего урока: Радость созидательного труда
2. Проверка домашнего задания.
3. Позитивное высказывание (цитата)
« Завтра» самый опасный враг трудолюбия. Никогда не откладывай какуюто
часть работы, которую надо выполнить сегодня, на завтра. Сделай привычкой
то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня. Это будет
прекрасным внутренним стимулом, задающим тон всему завтрашнему дню
Василий Сухомлинский .
В чем смысл цитаты?
Почему нельзя откладывать работу на завтра?
Почему лучше часть завтрашней работы сделать сегодня?
4.Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от
учителя)
О честности, трудолюбии, почитании родителей и старших
В дружбе, согласии и взаимном уважении жили отец с единственным сыном. Отец был
умным, честным, трудолюбивым. Он всячески старался привить эти навыки своему
сыну, и сын преуспевал в этом: рос трудолюбивым, рассудительным и послушным.
Однажды отец заболел. Он почувствовал, что скоро покинет этот свет. Вызвал сына и
сказал: «Мой ненаглядный сын, крепись и мужественно перенеси то, что я покидаю
этот свет, оставив тебя одного. Все, что я нажил в этой жизни честным трудом, отдаю
тебе и прошу тебя приумножить это богатство. Всегда знай цену деньгам, веди счет
своим расходам и доходам. Никогда не покидай отцовского гнезда, где ты вырос и
воспитался. Украшай и люби его всегда. За всю жизнь я не брал себе того, чего не
заработал. Я кормил тебя хлебом, выращенным только своим трудом, одевал тебя в честно заработанную одежду. И тебя прошу я, покидая белый свет, иди таким же
путем: никогда не бери не заработанного тобой куска хлеба или другого добра. Если
нарушишь этот мой завет, то ты предал меня, и я откажусь от тебя на том свете».
Отец передал свое завещание и вскоре скончался. Сын похоронил отца со всеми
почестями по обычаям своего народа.
С первого дня своей жизни без отца сын ревностно придерживался его завета. Он еще
более украсил свою усадьбу, тщательно обрабатывал землю, любовно ухаживал за
садом. Это оплачивалось хорошим урожаем, приумножением богатства.
Однажды сын, увлеченно работая, забыл вовремя пообедать и сел отдохнуть около
речки. Он увидел, что по речке мимо него плывет красивое крупное яблоко. Желая
утолить голод, он взял это яблоко и съел. Когда в руке остался небольшой огрызок, он
вспомнил завет отца: никогда не брать того, что не заработано своим трудом.
Юноша быстро пришел домой, умылся, аккуратно оделся и, держа огрызок яблока,
пошел вверх по течению речки. Дойдя до красивого сада, где деревья ломятся от
спелых яблок, он постучал в калитку. Хозяин сада, благородный мужчина, открыл
дверь и доброжелательно пригласил парня, завел его в гостиную и по обычаю
накормил, напоил его. И только после этого, согласно этикету, молодой человек
обратился к хозяину. Он рассказал о том, что нарушил заповедь отца, нечаянно съел
чужой плод, хочет искупить свою вину, и протянул ему остаток яблока.
Хозяин посмотрел на огрызок, спросил о вкусе и форме яблока. Когда юноша
рассказал об этом, хозяин доброжелательно ответил: «Я у тебя не могу взять ничего
за яблоко, оно не из моего сада. Возможно, яблоко из сада моего брата, он живет
дальше». Юноша поблагодарил, попрощался с хозяином и пошел дальше. Вскоре он
дошел до следующего сада и снова постучался. Вышел такой же благородный
мужчина и пригласил парня домой, традиционно распорядился угостить его. Тот
почтенно отказался и стал старательно объяснять, как он нарушил завет отца, съев
яблоко, которое он не выращивал и которое, должно быть, из этого сада.
Хозяин сада, поразмыслив некоторое время, сказал, что это яблоко из его сада, но
сможет ли юноша рассчитаться за него? Молодой человек ответил, что отец оставил
много богатства и, если этого добра не хватит, то он готов верой и правдой служить
ему всю жизнь, чтобы расплатиться за свою провинность. Хозяина поразили слова
парня, он высоко оценил столь педантичную преданность и честность юноши, его
ответственность перед старшими. Взвесив все, хозяин поставил условие: «Если
хочешь рассчитаться за яблоко и тем самым выполнить завет отца, то женись на моей
дочери. Но она – нема, слепа и глуха». Юноша огорчился, но ответил, что тверд в
выполнении наставлений отца. Услышав согласие, хозяин добавил, что руки и ноги
дочери парализованы, и еще раз спросил, согласен ли он жениться на ней. Юноша
задумался надолго, однако ответил, что согласен на все условия.
Сыграли свадьбу, совершили все положенные по обычаю обряды. Когда жених зашел к
невесте, ему показалось, что он идет к пропасти, но, набравшись мужества, он начал
успокаивать девушку, говорить, что она не виновна в своих физических недостатках,
и он готов разделить с ней все тяготы, связанные с ее неполноценностью. А когда он приоткрыл платок, накинутый на лицо невесты, и взглянул на нее, то увидел
необыкновенно красивую, изящную девушку. Он растерялся, решив, что здесь какоето
недоразумение, и снова пошел к хозяину сада. «Вы говорили, что ваша дочь слепа,
нема, глуха, ноги и руки парализованы, а мне привезли другую, которую я не могу
принять, так как завет отца будет нарушен». Хозяин ответил, что он не нарушает
завещание отца, так как претензий у него нет. «А в правоте моих слов по поводу моей
дочери, – сказал он, – ты еще убедишься».
Тогда молодой человек вернулся к своей невесте, стали они жить счастливо. Девушка
оказалась прекрасной хозяйкой, преданной женой, на редкость трудолюбивой.
Родилась у них красавица дочь. Все у них было для счастливой жизни – и богатство, и
всеобщее уважение.
В своей безоблачной счастливой жизни юноша не раз убеждался в правоте слов тестя:
его любимая жена слепа ко всему тому, чего не должна видеть, глуха ко всему, чего не
должна слышать, ноги не ходят туда, куда не положено, руки отказывают, когда
работа во вред.
5.Творческая работа:
1руппа¨ « Назовите три важных на ваш взгляд, условия для достижения успеха в учении.
Обоснуйте вашу точку зрения.»
2 группа Расскажите, как ваше увлечение помогает в главном созидательном труде
школьника – учении.
3. Подумайте , что самое главное для успешной работы? Объясните свой выбор. Я
тружусь более успешно, если…..
Н: делаю , то что мне нравится; желаю принести радость своим близким; хочу
заработать больше денег.
Обобщение: Трудолюбие – важнейшее средство самоутверждения личности,
которое позволяет заниматься любым делом с интересом и любовью и достигать
успехов в жизни.
Чтение рубрики «Узнаем новое» в учебнике стрю138.
6. Исполнение песни: чтение стихотворения Р.Ахматова на стр.136 в учебнике
7. Домашнее задание. Чтение текста «Учение с увлечением» в учебнике стр.142
8.Заключительная минута тишины.
Мысленно пошлите добрые пожелания своим родным и близким.
На этом наш урок закончен. До новых встреч!
Конспект урока по самопознанию на тему: "Радость созидательного труда" (8 класс, предмет самопознание)
Конспект урока по самопознанию на тему: "Радость созидательного труда" (8 класс, предмет самопознание)
Конспект урока по самопознанию на тему: "Радость созидательного труда" (8 класс, предмет самопознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.